Оценка налоговых рисков и эффективности налоговой оптимизации. Управление налоговыми рисками




 

Основные законодательные и нормативные документы:

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 30.03.2012)

Приказ ФНС РФ от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@, в ред. от 22.09.2010 № ММВ-7-2/461@) «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок

Литературные источники:

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов

Гагарин П.А.125 рекомендаций по управлению налоговыми рисками: быть добросовестным налогоплательщиком // Арсенал предпринимателя. 2012.№ 1

Мельникова Ю.А. Налоговые риски «упрощенцев»: изучаем арбитражную практику // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2011. № 12

Панина П.Г.Бухгалтерская справка: как правильно ее оформить, чтобы снизить риск налоговых претензий // Российский налоговый курьер. 2012. № 1-2

Артюхин Н.Рассрочка платежа: налоговые риски // Налоги и налоговое планирование». 2011. № 11

Королева Е.Налоговые риски договора // ЭЖ-Юрист. 2011. № 39

Хачатурян Ю. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков в сделках с недвижимостью // Клуб главных бухгалтеров. 2011. № 8

Ежова О.Оценка риска налоговой проверки // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2011. № 29

Чипуренко Е.В.Оценка налоговых рисков в анализе стратегических решений организации // Международный бухгалтерский учет. 2011.№ 27

Шестакова Е.В. Бухучет, налоги, сделки // Налоговый вестник. 2011

Старицына К.А.Риски в налоговом планировании // Все для бухгалтера. 2011. № 11

Чипуренко Е.В.Налоговые риски в хозяйственной деятельности коммерческой организации // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 24

Сверчкова Д.Особенности заполнения первичной документации с целью минимизации налоговых рисков // Консультант. 2011. № 11

Морева Т. Обоснованность расходов: пути снижения налоговых рисков // Налоги и налоговое планирование. 2011 № 6

Орлова Е.В. Влияние условий отдельных видов договоров на налоговые риски строительных организаций // Бухучет в строительных организациях. 2011. № 5

Шальнева М.С.Управление налоговыми рисками предприятия в современных экономических условиях // Финансы. 2011 № 4

Климова Н.В.Методические основы анализа налоговых рисков // Финансы. 2011. № 3

Семенова М. Налоговые риски российских холдингов и практические рекомендации по их снижению // Консультант. 2011. № 5

Гордеева О.В. Налоговые риски: понятие и классификация // Финансы. 2011. № 1

Блохин К.Управление налоговыми рисками по заемным обязательствам // Финансовая газета. 2011. № № 1, 2

Фиш Н.А.Налоговые риски ускоренной оптимизации // Клуб главных бухгалтеров. 2011. № 1

Панина И. Минимизация налоговых рисков при выборе контрагентов // Консультант. 2011. № 1

 

Деятельность налогоплательщика с высоким налоговым риском − деятельность, в отношении которой есть основания полагать, что она направлена на получение необоснованной налоговой выгоды.

В Приказе ФНС РФ от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@ представлены основные способы (схемы) ведения налогоплательщиками деятельности, а также список признаков, которые, на взгляд налоговых органов, свидетельствуют о высокой степени налогового риска. Чем больше таких признаков у налогоплательщика, тем вероятнее, что он может быть признан проблемным, а сделки, совершенные с ним, сомнительными.

Критериев самостоятельной оценки рисков – 12 (таблица 1).

 

Таблица 1. Общедоступные критерии самостоятельной

оценки рисков

 

Критерий Показатель
1.Налоговая нагрузка Сумма уплачиваемых налогов, ниже среднего уровня по отрасли или по виду экономической деятельности
Результаты деятельности Убытки в отчетности в течение нескольких налоговых периодов
Вычеты по НДС Значительные суммы налоговых вычетов, заявленных в декларации
Соотношение доходов и расходов Темп роста расходов превышает темпы роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)
Среднемесячная заработная плата работников Уровень зарплаты ниже среднего уровня по данному виду деятельности в регионе
Применение специальных режимов Неоднократное приближение к предельному значению показателей, разрешающих применять спецрежимы
Профессиональные вычеты В отчетности предпринимателя сумма расхода максимально приближена к сумме его дохода за календарный год
Партнеры Заключение договоров с перекупщиками или посредниками
Пояснения в налоговую инспекцию Непредставление пояснений в ответ на уведомление из инспекции о наличии несоответствия в показателях отчетности
Местонахождение Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в связи с изменением места нахождения
Рентабельность Значительное отклонение уровня рентабельности от уровня, предусмотренного для данного вида деятельности по данным статистики
Ведение деятельности с высоким налоговым риском В деятельности налогоплательщика выявлены признаки получения необоснованной налоговой выгоды

 

6.Налоговое планирование и необоснованная налоговая выгода

Основные законодательные и нормативные документы:

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012), ст. 38-40

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 30.03.2012)

Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»

Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»

Литературные источники:

Урман Н.А. Эффективное налоговое планирование // «Налоговый вестник», 2010

Чулкова Л.А., Ковалевская Д.Е. Налоговая выгода: практика применения налоговыми органами и судами // Налоговый вестник. 2011

Шестакова Е.В.Налоговая оптимизация // РОСБУХ. 2012

Чулкова Л.А.Налоговые органы дают квалификацию сделкам налогоплательщиков // Налоговый вестник. 2010. № 11

Пикунова Е.Риск установления признаков недобросовестности контрагента − основной риск актуальной налоговой практики // Консультант. 2011. № 9

Шестакова Е.Получение налоговой выгоды при приобретении товаров, работ, услуг у недобросовестных поставщиков // Клуб главных бухгалтеров. 2011. № 3

Морева Т. Обоснованность расходов: пути снижения налоговых рисков // Налоги и налоговое планирование. 2011. № 6

 

Налоговое планирование представлявляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования организации, и может быть заложено в стратегию развития компании.

Это обусловлено тем, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законодательством средства, способы и приемы для максимального сокращения своих налоговых обязательств;

Налоговое планирование осуществляется в целях оптимизации налоговых платежей, минимизации налоговых потерь, увеличения реальных возможностей для дальнейшего развития организации, повышения уровня эффективности ее работы. Одним из этапов налогового планирования являются анализ налоговых проблем организации и разработка инструментов их разрешения.

Опасные способы оптимизации (минимизации) налоговой нагрузки связываются налоговыми органами с необоснованной налоговой выгодой.

Под налоговой выгодой понимают уменьшение размера налоговых обязательств вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Необоснованной считается налоговая выгода, полученная налогоплательщиком от операций, которые не имеют разумных экономических оснований, заключаются с целью обойти налоговое законодательство исключительно ради минимизации налоговых платежей в бюджет.

В Постановлении № 53 судьи ВАС РФ, исходя из арбитражной практики, выделили ряд подозрительных признаков, наличие которых может свидетельствовать о необоснованности выгоды, полученной налогоплательщиком. Например, подозрительными выглядят сделки между аффилированными лицами; с контрагентами-нарушителями; осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика; применение фирм – «однодневок» и др.

Таким образом, при осуществлении налогового планирования должны быть сбалансированы все требования действующего законодательства и интересы налогоплательщика в области оптимизации налоговых платежей.

 

 

7.Офшорная юрисдикция как инструмент международного налогового планирования

Основные законодательные и нормативные документы:

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012), ст. 38-40

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 30.03.2012)

Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов

Литературные источники:

Кобзева Т. Офшорные юрисдикции - инструмент налогового планирования // Финансовая газета. Региональный выпуск». 2011. № № 25, 26

Пискулов Ю.Россия в международной торговле // Международная экономика. 2012. № 2

Аксенов Д. Офшорный бизнес. Мировой опыт и российская практика // Развитие рынка. 2009. № 8.

Погорлецкий А.И. Международное налогообложение: Учебник. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2006.

Хейфец Б. Роль офшоров в глобальной экономике // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 11.

Хейфец Б. Офшорные финансовые сети российского бизнеса // Вопросы экономики. 2009. № 1.

Тендрякова А.С. О введении в законодательство РФ мер против сокрытия налогооблагаемых доходов за рубежом // Налоговая политика и практика. 2009. № 5

Липатова И.В.Механизмы международного налогового планирования: теория и практика применения // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 37

Дмитриева К.Н.Трансграничные сделки: уклонение от уплаты налогов или налоговая оптимизация // Налоги» (журнал). 2011. № 4

Акимова Е. Офшорные инструменты // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. 2011. № 5

Щекин Д., Малышев Д., Алексахина Р., Саенко Д., Пикунова Е. Офшоры: игра по новым правилам // Консультант. 2012. № 3

Акимова Е.В.) Налоговые льготы «ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2011

Галата К.А.Офшорные зоны. Контроль и международное сотрудничество на современном этапе // Международная экономика. 2011. № 2

Дубовик С.В.Анализ мирового опыта по налогообложению контролируемых иностранных компаний // Налоги и налогообложение. 2010. № 11

Барулин А.С. Проблема законодательного регулирования свободных экономических зон, имеющих статус «офшорные» // Внешнеторговое право. 2011. № 2

Ревенков П.В., Воронин А.Н. Офшорные зоны: законы привлекательности // Международные банковские операции. 2010. № 1

Зубарева И.Е.Россия «офшорная»: за и против // Ваш налоговый адвокат. 2008. № 10

 

Внешнеэкономическая деятельность многих российских предприятий взаимосвязана с офшорными компаниями и банками. На сегодняшний день в мире насчитывается более 300 офшорных зон; во многих из них зарегистрировано около 60 тыс. компаний и филиалов с участием российского капитала. Практически все крупные российские корпорации имеют филиалы или своих юридических представителей в указанных оффшорных зонах.

Привлекательность офшорных зон состоит, главным образом, в следующем:

1.Налог на прибыль отсутствует или не превышает 1 - 2% и, как правило, не зависит от величины дохода офшорной компании.

Уровень налогообложения зависит от того, является ли компания резидентной или нерезидентной по отношению к стране регистрации. Резидентной признается компания, созданная и зарегистрированная в соответствии с законами данной страны. Нерезидентной признается иностранная компания, зарегистрированная за пределами данной офшорной юрисдикции.

2. Процедура регистрации компании максимально упрощена, минимальный размер уставного капитала не определен, сведения о личности владельца (владельцев) компании не подлежат разглашению (за некоторыми исключениями).

3. Отсутствуют ограничения на вывоз капитала.

4. Процедура управления компанией не слишком усложнена.

5. От компаний не требуется представление налоговых деклараций. Единственной формой отчетности является ежегодный финансовый отчет. В большинстве офшорных зон нарушение налогового и таможенного законодательства не считается уголовно наказуемым преступлением.

Наряду с вполне законным использованием офшоров финансовые операции многих российских компаний, осуществляемые с использованием офшорных структур, имеют своей целью вывод капитала из Российской Федерации, направлены на уклонение от налогообложения в соответствии с законодательством РФ и т.п.

Многие страны, входящие в так называемую категорию налоговых убежищ, под давлением ряда стран мира приняли законы, направленные на усиление контроля с их стороны за капиталом, поступающим к ним от различных компаний из различных стран мира.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: