Отсрочка и рассрочка уплаты налогов как элементы налоговой оптимизации: теория и практика




Основные законодательные и нормативные документы:

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012) гл.9

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012) ст. 61− 64, 66.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 30.03.2012)

Приказ Минфина РФ от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469 Об утверждении порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами @ (в ред. Приказа ФНС России от 19.03.2012 № ММВ-7-8/164@)

Письмо Минфина РФ от 21 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-546

Письмо Минфина РФ от 17 декабря 2010 г. № 03-02-07/1-597

Закон Красноярского края от 19.02.2009 № 8-2933 (ред. от 19.05.2011) «Об особенностях предоставления инвестиционного налогового кредита в Красноярском крае

Закон Красноярского края от 01.12.2011 № 13-6649 (ред. от 15.03.2012) «О краевом бюджете на 2012 год и плановый период 2013 - 2014 годов» ст.36. Предельные размеры предоставления инвестиционных налоговых кредитов

Литературные источники:

Безбородова Т.И.Оценка решений об отсрочках, рассрочках по уплате налогов и сборов при угрозе возникновения признаков несостоятельности (банкротства) организации // Налоги (журнал). 2011. № 1

Тимошин С.Предоставление отсрочек или рассрочек уплаты таможенных пошлин, налогов // Подготовлен для системы КонсультантПлюс. 2012

Колташов Г.В.Деятельность налоговых органов в сфере урегулирования и взыскания задолженности // Российский налоговый курьер. 2010. № 22

Артюхин Н. Рассрочка платежа: налоговые риски // Налоги и налоговое планирование. 2011. № 11

Шилимина Н.В.Отсрочка и рассрочка по новым правилам // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2011. № 6

Шеменев В.А.Отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит // Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2009. № 11

Ярошенко С.Налоговые отсрочки. Меняем сроки платежей // Современный предприниматель. 2010. № 2

Боровикова Е.В.Налоговое планирование как подсистема финансового планирования в кредитной организации // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 1

Приображенская В.В. Обобщенная форма задачи управления налоговыми обязательствами предприятия // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 3

Лабутина Ю. Отложить налоговые обязательства // Расчет. 2011. № 11

Безденежных Я. Особенности учета и налогообложения в инновационных компаниях // Новая бухгалтерия. 2012. № 2

www.nalog.ru.

 

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога, сбора, а также пени и штрафа не более чем на год с единовременной (отсрочка) или поэтапной (рассрочка) уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий трех лет, может быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации.

Данный вид льготы может быть предоставлен как по одному, так и по нескольким налогам заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу; неперечисление (несвоевременное перечисление) из бюджета денежных средств, в том числе в счет оплаты услуг, товаров для государственных, муниципальных нужд в объеме, достаточном для своевременной уплаты налога;

3) угроза банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;

4) имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер

6) налоги подлежат уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ при наличии оснований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

При наличии перечисленных оснований (за исключением отсутствия бюджетного финансирования) отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов,

Законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены основания и условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты региональных и местных налогов, пеней и штрафов.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов).

Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) предоставляет налогоплательщику возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. ИНК может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды, повышение энергетической эффективности производства.

2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок от одного года до пяти лет (до десяти лет − по основанию, указанному в ст. 67 НК РФ).

Порядку и случаям прекращения действия отсрочки, рассрочки и ИНК посвящена ст. 68 НК РФ. В частности, их действие прекращается:

- по истечении срока действия соответствующего решения или договора;

- в случае досрочного погашения задолженности и процентов по ней;

- при нарушении налогоплательщиком условий их предоставления.

 

 

9. Оценка налогового бремени в России и в зарубежных странах

 

Основные законодательные и нормативные документы:

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012)

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 30.03.2012)

Постановление Совета администрации Красноярского края от 28.06.2006 № 199-п (ред. от 05.03.2009) «Об утверждении Порядка и Методики оценки социально-экономической эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот»

Литературные источники:

Фадеев Д.Е. Экономика. Налоги. Бизнес // Налоговый вестник. 2011

Бородина А.С.Оценка налоговой нагрузки производственного предприятия // Налоги и налогообложение. 2011. № 9

Шальнева М.С.Налоговая нагрузка: способы ее определения и возможности оптимизации // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 44

Ушвицкий Л.И., Маслова Д.В.Методика оценки налоговой нагрузки на труд и капитал // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2011. № 1

Осипова Е.С.Анализ практики формирования налогового и бюджетного потенциалов Российской Федерации // Налоги (журнал). 2012. № 1

Осипова Е.С.Методологические и практические аспекты оценки налогового потенциала // Налоги (газета). 2011. № 47

Барташевич С.В. Квалификационные ошибки в практике уменьшения налогового бремени // Налоги и налогообложение. 2011. № 10

Чипуренко Е.В.Налоговый анализ: новое научное направление // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 14

Боровикова Е.В.Налоговое планирование как подсистема финансового планирования в кредитной организации // Международный бухгалтерский учет. 2012.№ 1

Максимова Т.Н. Налоговое планирование «ГроссМедиа», «РОСБУХ». 2011

Волкова Е.Г.Эффективная налоговая ставка: методика расчета и оценка уровня показателя // Финансы. 2011. № 9

Климова Н.В. Основы проведения финансового анализа деятельности организации в налоговом консультировании // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2011. № 3

Чипуренко Е.В.Оценка налоговых рисков в анализе стратегических решений организации // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 27

Шальнева М.С.Налоговая нагрузка: способы ее определения и возможности оптимизации // Международный бухгалтерский учет. 2011.№ 44

Чипуренко Е.В.Налоговая среда и цели налогового планирования организации // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 13

Шальнева М.С.Оптимизация налоговой нагрузки малых предприятий // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2011. № 5

Чернова М.В.)Методические подходы к оценке налоговой нагрузки // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 27

Виноградова А.Способы управления налоговыми затратами // Расчет.2010. №1

Камалиев Т.Ш.Налоговая нагрузка и методы ее расчета // Налоговый вестник. 2009. № 8

Колесень Е.В. Взаимосвязь процесса налоговой оптимизации с уровнем налоговой нагрузки и налоговыми рисками // Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации. 2010. № 9

Романов В. Концепция контроля. Новые сведения для оценки // Современный предприниматель. 2010. № 10

Барташевич С.В.Налоговое бремя как правовая категория // Налоги и налогообложение», 2010, № 6

Федосимов Б.А. Оценка налоговой нагрузки предприятий // Налоги (журнал). 2008. № 1

Юрзинова И.Л. Управление налоговым бременем на уровне субъектов хозяйствования: цели, принципы, подходы // Налоговая политика и практика. 2007. № 5.

Кадушин А.Н., Михайлова Н.М. Насколько посильно налоговое бремя в России (попытка количественного анализа) // Финансы. 2005. № 7.

Горшкова Л.Л.Определение налоговой нагрузки на организацию // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2009. № 12

В предельно обобщенном виде все существующие подходы к понятию налогового бремени с экономических позиций можно разделить на две большие группы, одна из которых формируется под воздействием негативного отношения к налоговому бремени, представлений о нем как ингибиторе роста материального благосостояния, а другая - под влиянием позитивного и даже конструктивного отношения к рассматриваемой категории, осознания важности ее регулятивной роли в развитии экономических процессов.

В то же время результаты более предметного сравнительного анализа предлагаемых разными исследователями дефиниций позволяют выделить несколько доминирующих в современной финансовой науке подходов к интерпретации понятия налогового бремени налогоплательщика, а именно:

1. Налоговое бремя как отношение суммы обязательных платежей в бюджет к результатам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. В частности, совокупное налоговое изъятие может оцениваться в соотношении с выручкой, активами, валютой баланса, себестоимостью товаров, работ, услуг, прибылью. Так, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России понимает налоговую нагрузку как долю совокупного дохода налогоплательщика, которая изымается в бюджет и рассчитывается как отношение суммы всех начисленных налоговых платежей к объему реализации товаров (работ, услуг). Именно этот подход нашел свое отражение в Постановлении Правительства РФ от 23 июня 2006 г. N 391 <2>.

--------------------------------

<2> Об утверждении методики расчета величины совокупной налоговой нагрузки на день начала реализации резидентом Особой экономической зоны в Калининградской области инвестиционного проекта и порядка установления (фиксации) факта увеличения этой величины: Постановление Правительства РФ от 23 июня 2006 г. N 391 // Рос. газ. - 2006. - 29 июня.

 

2. Налоговое бремя как детерминант источника покрытия обязательных платежей в бюджет <3>. Не оценивая экономическую целесообразность использования подобного подхода, отметим лишь, что в силу взаимосвязанных положений п. 1 ст. 8 и п. 1 ст. 45 НК РФ понятие налогового бремени применимо только к собственным денежным средствам налогоплательщика. Связь же налогового бремени с источником уплаты налога должна признаваться, но она носит вероятностный характер и не всегда объективно существует по прямому указанию закона, а сам источник налоговых выплат зачастую и вовсе не имеет юридического значения для исполнения обязанности уплатить налог.

--------------------------------

<3> См.: Кадушин А.Н., Михайлова Н.М. Насколько посильно налоговое бремя в России (попытка количественного анализа) // Финансы. 2005. N 7. С. 16; Литвин М.И. Налоговая нагрузка и экономические интересы предприятий // Финансы. 1998. N 5. С. 29; Барулин С.В. Теория и история налогообложения: Учебное пособие. М.: Экономистъ, 2006. С. 311.

 

3. Налоговое бремя как направление расходования собственных средств налогоплательщика <4>.

--------------------------------

<4> См.: Куликова Т.В. Инструменты планирования налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов: Дис....к. э. н. Иваново: Ивановский государственный химико-технологический университет, 2004. С. 76.

 

4. Налоговое бремя как инструмент управления производственными и иными экономическими процессами. Данный подход проистекает непосредственно из регулятивной функции налога и разделяется преимущественно представителями финансового менеджмента <5>.

--------------------------------

<5> См.: Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В. Налоговый менеджмент: Учебное пособие. М.: Омега-Л, 2008. С. 48 - 52; Цыгичко А.Р. Нормализация налоговой нагрузки. М.: ИТРК, 2002. С. 5; Майкл М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. О.И. Медведь. 3 изд. М.: И.Д. Вильямс, 2008. С. 610 - 612.

 

Объекты налогообложения, естественным образом возникающие в процессе осуществляемой налогоплательщиком деятельности, порождают обязанности налогоплательщика уплатить налоги, сумма каждого из которых исчисляется как результат произведения налоговой базы и налоговой ставки, в ряде случаев уменьшенный на налоговые льготы. Налоговое бремя появляется одновременно с обязанностью по уплате налога, объединяя в одно целое все установленные законом и подлежащие уплате налогоплательщиком в бюджет налоги и сборы.

Таким образом, под налоговым бременем следует понимать совокупность налогов и сборов в денежном выражении, обязанность уплаты которых возложена действующим законодательством на налогоплательщика.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: