Государственное регулирование цен




Государственное регулирование цен обычно осуществляется с помощью косвенного и прямого регулирования.

К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности (совершенствование антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, совершенствование налоговой системы, разгосударствление и приватизация, предоставление дотаций и субсидий, сокращение бюджетного дефицита, контроль и регулирование доходов населения и др.). В мировой практике косвенному регулированию цен отдается предпочтение по сравнению с прямым их регулированием.

Прямое регулирование цен осуществляется в основном тремя способами: установление «ценового потолка» (максимальных допустимых цен), «ценового пола» (минимальных допустимых цен) и «коридора цен» (рис. 20.5).

Наибольшее распространение получил способ «ценового потолка », направленный на защиту интересов потребителей путем установления максимальных допустимых цен на товары. Он используется в монополизированных отраслях (электроэнергетике, нефтегазовой промышленности, транспорте, коммунальном хозяйстве), в кризисных ситуациях (во время войны, послевоенного периода), при установлении цен на социально значимую продукцию (хлеб, молочные продукты, медикаменты и т.п.). Выполняя важную роль, максимальные цены, устанавливаемые государством ниже уровня равновесия, создают ряд проблем в экономике:

· формируется рынок продавца, диктующего свои условия покупателям;

· образуется дефицит продукции на рынке (Q1< Q2);

· снижаетсяпотребление в условиях равновесия (Q1<Q0);

 

Рис. 20.5. Способы регулирования цен

Условные обозначения: Р1, Р2, Р0 – соответственно максимальная минимальная допустимые цены, равновесная цена.

· государство вынуждено поддерживать производства, выпускающие продукцию по низким ценам путем выделения различных дотаций, субсидий, что в конечном счете ведет к усилению разбалансированности экономики, появлению новых проблем;

· порождаются такие явления, как очереди, черный рынок, коррупция на государственных предприятиях.

Политика «ценового пола », используется обычно в интересах мелких предприятий с целью недопущения монополизации рынка и поддержания определенного уровня конкуренции путем установления минимальных допустимых цен. Чаще всего она применяется на рынке сельскохозяйственной продукции по отношению к фермерским хозяйствам. Однако установление минимальных цен выше равновесных также влечет за собой негативные последствия:

· формируется рынок покупателя, диктующего свои условия производителям;

· образуются излишки продукции (Q2> Q1), которые государство вынуждено скупать и затем ими распоряжаться (образовывать запасы, реализовывать на внешнем рынке и т.п.);

· уровень потребления оказывается ниже, чем в условиях равновесного рынка (Q1< Q0).

Политика «коридора цен » заключается в том, что устанавливаются два предела цен: верхний и нижний. Вследствие этого цены не могут существенно отклоняться от положения равновесной цены.

Такая система регулирования цен используется, например, в странах ЕС на сельскохозяйственную продукцию. При этом устранение диспропорций между спросом и предложением достигается путем маневрирования буферными запасами следующим образом: если предложение превышает спрос настолько, что цены реальных сделок на рынке опускаются до их допустимого минимального предела, специальные органы начинают скупать излишки продукции в буферный запас; наоборот, если спрос превышает предложение настолько, что цены реальных сделок повышаются до их допустимого максимального предела, специальные органы начинают продавать продукцию из буферных запасов. Таким образом, политика «ценового коридора» позволяет сочетать как прямые, так и в определенной степени косвенные формы регулирования цен, устраняет резкие колебания цен и изменения конъюнктуры рынка.

Эффективность системы государственного регулирования цен зависит от гибкого сочетания прямых и косвенных способов ценового регулирования. Каждое государство в соответствии с проводимой экономической политикой и целями развития общества использует различные сочетания и способы ценового регулирования. В Беларуси широко используется прямое государственное ценовое регулирование.

Республиканские органы государственного управления устанавливают цены на ряд товаров и услуг: на сырую нефть, природный и сжиженный газ, нефтепродукты, электроэнергию, отдельные социально значимые товары, продукцию оборонного значения, спирт, водку, коммунальные услуги и другие товары и услуги.

Местным органам власти дано право регулировать цены и торговые наценки на социально значимые товары и услуги, реализуемые предприятиями на их территории, услуги тепло- и водоснабжения, канализации для предприятий, коммунальные услуги для населения, перевозки пассажиров городским транспортом, продукцию общественного питания и др.

В последние годы в республике использовались следующие основные способы государственного регулирования цен:

· установление предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары, производимые в республике. При невозможности их соблюдения предприятия обязаны регистрировать цены на производимые товары или услуги в органах ценообразования или вышестоящих органах;

· определение предельных отпускных цен на перечень социально значимых товаров;

· обязательное обоснование цен отечественными предприятиями на производимую продукцию и импортируемые товары с учетом затрат, прибыли, налогов;

· установление фиксированных цен на продукцию базовых отраслей экономики, услуги естественных монополий;

· установление предельных максимальных цен (транспортные, бытовые услуги) и минимальных цен (закупочные на сельхозпродукцию, алкогольные напитки, экспортируемые товары);

· ограничение уровня рентабельности в ценах на социально значимые товары, продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;

· ограничение размеров оптовых и розничных торговых наценок;

· обязательное обоснование цен при товарообменных (бартерных) операциях;

· индексация тарифов (на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, коммунальные услуги), квартплаты с учетом инфляции;

· декларирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;

· ограничение цен в рамках антимонопольного законодательства (запрещение установления монопольных цен и антиконкурентных ценовых соглашений);

· контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании.

Следует заметить, что в условиях переходного периода используемые меры государственного ценового регулирования должны соответствовать целям антикризисного или антиинфляционного управления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: