С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.




📚 О родственных связях.

 

✅ Вступление. Общие сведения о родственных связях.

 

Восхваляем Аллаха, обращаемся к Нему за помощью, просим прощения и каемся перед Ним, прибегаем к Его защите от зла наших душ и от скверны наших дел. Тот, кого поведёт Аллах прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, тот же, кого Аллах собьёт, того никто не наставит на прямой путь.

 

Свидетельствуем, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад Его раб и посланник, да благословит его Аллах, а также его семью, всех его сподвижников и всех, кто следовал по его стопам до самого Судного Дня.

 

Дорогие братья и сестры, эта небольшая статья содержит в себе некоторые хадисы и высказывания исламских учёных, посвященные важности и обязательности поддержания родственных связей, а также разъяснению полезных результатов укрепления родственных уз и предупреждению тем, кто порывает их.

Некоторые аяты в которых упоминаются родственные связи:

☑️ Аллах Всевышний сказал:

«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал молитву, выплачивал закят…». [Сура аль-Бакара, аят 177].

 

Толкование этого аята шейхом АбдуРрахмааном Ас-Саади:

«…Пожертвования полагаются родственникам, ведь человек переживает, когда с ними случаются несчастья, и радуется, когда они благоденствуют. Родственники всегда помогают друг другу и поддерживают связи, и поэтому одним из самых достойных поступков является материальная и моральная поддержка родственников с учетом их близости и нужды».

[Конец цитирования из Тафсира Ас-Саади].

Толкование этого аята шейхом Ибн Аль-Усеймином:

«“Родственникам”, - то есть родственникам того, кто дает. Всевышний начал именно с них потому, что их права выше прав остальных. Так же ученые упоминают, что родственники — это все те, кто связан с тобой, начиная с дедушки четвертого колена…

 

…Родственники больше заслуживают милостыни, чем сироты и бедняки. Так как Аллах начал именно с них. Как сказал Всевышний: «кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам…». Если кто-то спросит кому лучше дать милостыню родственникам или сиротам? То мы скажем: дай родственникам кроме того случая, когда есть острая необходимость отдать сиротам. В этом случае лучше отдать сиротам. Так же пришло достоверно от посланника Аллаха, что поддерживать родственные связи намного лучше, чем отпускать рабов. А самые близкие к тебе люди, достойные благочестия — это твоя мать и твой отец.».

[Конец цитирования из Ибн Аль-Усеймина].

☑️ Всевышний Аллах сказал:

«Когда смерть приближается к кому-либо из вас, и он оставляет после себя добро, то ему предписано оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на разумных условиях. Такова обязанность богобоязненных». [Сура аль-Бакара, аят 180].

 

Толкование этого аята шейхом Ибн Аль-Усеймином:

«и ближайшим родственникам», то есть всем, помимо матери и отца, из числа родственников: братьям, дяде и подобным им.

 

«на разумных условиях», то есть на тех условиях, которые шариат подтвердил и одобрил, а это третья часть или меньше.

 

…Обязательность оставления завещания родителям или родственникам для тех, у кого осталось большое имущество, так как Всевышний сказал: «ему предписано». Ученые расходятся во мнениях по поводу этого аята: отменен ли он другими аятами о наследстве или же этот аят утвержден, но обособлен другими аятами о наследстве. Большинство ученых считают, что этот аят отменен. Однако было бы более правильным считать, что он не отменен, а конкретизирует положение родителей и ближайших родственников. Если они являются из числа наследников, то им не положено завещание, и они ограничиваются теми долями, которые установил Аллах. Поэтому этот аят сохраняет общий смысл, кроме того, что касается наследников.

 

…Важность необходимости поддерживать родственные отношений: Всевышний обязал оставлять завещание родителям и родственникам. Поддержание родственных отношений — одно из лучших дел, которое может приблизить к Аллаху. Однажды одна из матерей правоверных сообщила Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), что (в своё время) она освободила рабыню, не спросив позволения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а когда наступил один из дней, по которым он приходил к ней, она сказала: «Известно ли тебе, о, посланник Аллаха, что я освободила свою рабыню?» Он спросил: «Ты и в самом деле сделала (это)?» Она ответила: «Да». (Тогда) он сказал: «Если бы ты отдала её братьям своей матери, твоя награда была бы больше» (Сахих аль-Бухари 2592).

 

В этом хадисе мы видим, что посланник Аллаха поставил поддерживание родственных связей выше освобождения раба.

[Конец цитирования из Ибн Аль-Усеймина].

 

 

☑️ Всевышний Аллах сказал:

«Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Любое добро, которое вы раздаете, должно достаться родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, путникам. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом»». 📌 (Коран 2: 215).

 

Толкование этого аята шейхом АбдуРрахмааном Ас-Саади:

«Делать добро родителям является обязанностью каждого мусульманина, и ослушаться родителей категорически запрещается. Материальная помощь родителям является одним из самых прекрасных проявлений доброго отношения к ним, а отказ в такой помощи им является самым ужасным проявлением непочтительного отношения к ним. А это значит, что состоятельный человек обязан материально обеспечивать своих родителей.

 

Вслед за родителями права на материальную поддержку имеют ближайшие родственники, причем их права определяются степенью родства и их материальным благосостоянием. И если человек помогает своим родственникам материально, то это засчитывается ему одновременно как пожертвование и поддержание родственных связей».

[Конец цитирования из Тафсира Ас-Саади].

 

 

☑️ Всевышний Аллах сказал:

«Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами» 📌 (Коран 4: 1).

 

Т.е. бойтесь Аллаха, подчиняясь Ему, оставляя ослушание Ему, бойтесь разрывать родственные связи, – напротив, поддерживайте их, проявляйте в них благочестие, как объяснили этот аят Ибн Аббас и другие салафы.

 

Толкование этого аята шейхом АбдуРрахмааном Ас-Саади:

«Затем Аллах связал повеление исповедовать богобоязненность с повелением поддерживать родственные связи и запретом порывать родственные отношения для того, чтобы подчеркнуть важность обязанностей человека перед его родственниками. Человек должен выполнять свои обязанности не только перед Аллахом, но и перед творениями, особенно, если они являются его близкими родственниками. Более того, выполнение обязанностей перед ними относится к выполнению обязанностей перед Аллахом, поскольку сам Аллах повелел людям поступать таким образом».

[Конец цитирования из Тафсира Ас-Саади].

 

 

☑️ Всевышний Аллах сказал: «Те, которые уверовали впоследствии, совершили переселение и сражались вместе с вами, являются одними из вас. Однако родственники ближе друг к другу. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах ведает обо всякой вещи»

📌 (Сура 8 «аль-Анфаль», 75).

 

Толкование этого аята шейхом АбдуРрахмааном Ас-Саади:

«Религиозное братство занимало важное место в жизни первых мусульман. Пророк Мухаммад (салля Ллаху `алейхи уа саллам) побратал мухаджиров и ансаров особым образом, и они стали больше, чем просто братья по вере. Они даже стали наследовать имущество друг друга, и тогда Всевышний Аллах сообщил, что кровные родственники имеют больше права на наследство. Оно должно распределяться среди тех родственников, которые имеют право на определенную долю наследства, а если таких родственников нет, то оно должно достаться другим наиболее близким родственникам. Таково предписание Аллаха, который прекрасно осведомлен о Своих рабах и ниспосылает им религиозные законы, которые полностью соответствуют их нуждам».

[Конец цитирования из Тафсира Ас-Саади].

 

 

☑️ Аллах предостерег от разрыва родственных связей, сказав: «А тем, которые нарушают завет с Аллахом после того, как они заключили его, разрывают то, что Аллах велел поддерживать, и распространяют нечестие на земле, уготованы проклятие и Скверная обитель» 📌 (13:25)

Толкование этого аята шейхом АбдуРрахмааном Ас-Саади:

«После упоминания о качествах обитателей рая Всевышний Аллах поведал о том, что обитатели ада обладают совершенно противоположными качествами. Они отказываются выполнять завет с Аллахом, о котором они узнают от Божьих посланников. Они не принимают этот завет с покорностью, а отворачиваются от него и нарушают его.

 

Они разрывают связь со своим Господом, когда отказываются уверовать и совершать праведные деяния, а также разрывают родственные связи и не выполняют своих обязанностей перед близкими…».

[Конец цитирования из Тафсира Ас-Саади].

 

 

☑️ Всевышний Аллах сказал:

«Поистине, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников » 📌 (сура 16 «Пчелы», аят 90).

 

Толкование этого аята шейхом АбдуРрахмааном Ас-Саади:

«…Однако из всех видов добрых деяний Аллах особо отметил пожертвования в пользу родственников. Тем самым Аллах подчеркнул важность поддержания родственных связей и призвал людей делать добро родственникам. Это относится ко всем родственникам, как далеким, так и близким. Но чем ближе родственник, тем больше у него прав на доброе и почтительное отношение…».

[Конец цитирования из Тафсира Ас-Саади].

 

 

☑️ Всевышний Аллах сказал:

«Раздавай должное родственнику, бедняку и путнику» 📌 (17:26)

 

Толкование этого аята шейхом АбдуРрахмааном Ас-Саади:

«Делай добро и оказывай почтение родственникам. Выполняй перед ними свои обязанности и проявляй о них дополнительную заботу. И знай, что обязанности человека перед родственниками различаются в зависимости от близости родства, обстоятельств, нужды, благосостояния, времени м многих других факторов…».

[Конец цитирования из Тафсира Ас-Саади].

 

 

☑️ Всевышний Аллах сказал:

«Отдавай родственнику то, что ему полагается по праву, а также бедняку и путнику. Это лучше для тех, кто стремится к Лику Аллаха. Именно они являются преуспевшими»

📌 (сура 30 «Римляне», аят 38).

 

Толкование этого аята шейхом АбдуРрахмааном Ас-Саади:

«Раздавай милостыню своим родственникам – каждому по мере его родства и нужды. Делай им добро сам и призывай к этому других. Раздавай им обязательные и добровольные пожертвования, давай им полезные советы, проявляй к ним почтение, приветствуй их миром, будь к ним великодушен, прощай им ошибки и оплошности…

 

Оказывать помощь родственникам, беднякам и путникам лучше для тех, кто стремиться снискать благоволение Аллаха. Благодаря этому они смогут обрести великое благо и щедрое вознаграждение, ибо оказание помощи людям искренне ради Аллаха является одним из лучших благодеяний. Если же человек раздает пожертвования не ради Аллаха, то такие пожертвования не принесут ему никакой пользы, даже если они идут на пользу нуждающимся.

 

Всевышний сказал: «Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей. Тому, кто поступает таким образом, стремясь к довольству Аллаха, Мы даруем великую награду» (4:114).

Подобные поступки всегда приносят пользу окружающим, но пользу самому человеку они приносят только в том случае, если он совершает их искренне ради Аллаха. Такой человек непременно будет счастлив, потому что сумеет заслужить Божье вознаграждение и спастись от Его наказания…».

[Конец цитирования из Тафсира Ас-Саади].

 

 

Некоторые хадисы в которых упоминаются родственные связи:

 

☑️ Призыв к соблюдению родственных связей был одним из первых, к чему призвал пророк (салля Ллаху `алейхи уа саллам) в начале своей пророческой миссии.

 

В двух «Сахихах» в истории Абу Суфьяна с Ираклием, говорится, что Ираклий спросил его: «Что он приказывает вам?», т.е. что приказывает пророк (салля Ллаху `алейхи уа саллам). Абу Суфьян ответил: «Он говорит: «Поклоняйтесь Аллаху, не придавайте Ему никого в сотоварищи, оставьте то, что говорили ваши отцы. Также он приказывает делать намаз, быть правдивыми, целомудренными и поддерживать родственные связи».

📌 [Аль-Бухари, стр. 23, № 7, Муслим, стр. 737, № 1773].

 

☑️ Сообщается со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто верит в Аллаха и Судный День пусть поддерживает родственные отношения»

📌 (Хадис привели Аль-Бухари и Муслим).

 

☑️ Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха сказал: «Аллах создал вселенную и когда Он завершил, родство (рахм) встало и сказало: «Встало то, что ищет Твоей защиты от разрывания» Аллах сказал: «Будешь ли ты удовлетворено, если Я буду заботится о том, кто поддерживает тебя, и разрывать с тем кто разрывает с тобой?» Оно сказало: «Да». Аллах сказал: «Тогда твоя мольба принята».

 

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Читайте, если желаете: «А может быть, вы, если отвернётесь (от Книги Аллаха и Сунны Его Посланника), будете сеять беспорядок на земле (проявляя своё неверие в Него и проливать кровь) и порывать родственные связи? Это – те, которых проклял Аллах [отдалил от Своего милосердия]. Он оглушил их (так, что они не слышат то, в чём польза для них) и ослепил их взоры (так, что они не видят истину)» (47:22-23).

📌 [Аль-Бухари, стр. 1161, № 5978, Муслим, стр. 1032, № 2554. Сахих Муслим би шарх Ан-Навави, 16:112].

☑️ Передают со слов ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа о том, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

«Я — Милостивый/ар-Рахман/ и Я сотворил родственные связи/ар-рахиму/, образовав это слово от Своего имени, и Я награжу того, кто станет их поддерживать, а того, кто будет их порывать, Я отделю! [То есть: удалю от милости Своей] »

📌 Этот хадис передали Ахмад 1/191, 194, аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 53, Абу Дауд 1694, ат-Тирмизи 1907, Ибн Хиббан 443. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Адабуль-муфрад» 38, «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 4314, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 2528, «Тахридж Мишкатуль-масабих» 4958, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 520.

☑️ Сообщается, что Абуль-‘Анбас сказал:

– (Как-то) я зашёл к ‘АбдуЛлаху ибн ‘Амру в аль-Вахте – то есть на его земельном участке, который находился в Тàифе – и он сказал:
«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, согнул для нас свой палец и сказал: “Родственные связи образованы от (слова) Милостивый /ар-Рахман/. (Поэтому,) тот, кто поддерживает их — поддерживает связь с Ним, а с тем, кто порывает их – Он порвёт (связь)! В День воскрешения у родственных связей будет красноречивый, свободно говорящий язык”».

📌 Этот хадис передали аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 54 и ат-Таялиси в своём «Муснаде» 225. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Адабуль-муфрад» 39, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2474, «Гъаятуль-марам» 406.

✅ Поддержание связей с родственниками. Шейх Абд ар-Рахман ан-Насир ас-Са‘ди.

Пишет Шейх Абд ар-Рахман ан-Насир ас-Са‘ди:

 

☑️ Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: – Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Пусть тот, кто желает, чтобы удел его был увеличен, а срок жизни продлён, поддерживает связи с родственниками». 📌 Аль-Бухари и Муслим.

[Содержание данного хадиса не противоречит ни Корану, где сказано: «...а когда наступит срок их, они не смогут ни оттянуть его ни на час, ни опередить» “Преграды”, 34, и содержанию другого хадиса, где говорится о том, что через сто двадцать дней после начала формирования человеческого эмбриона к нему является ангел, который вдувает в него дух и среди прочего записывает его удел и срок его жизни. Согласно одному из комментариев, в вышеупомянутом аяте речь идёт о знании Аллаха, а в хадисе – о том, что известно ангелу, записывающему минимальный срок жизни человека.

Таким образом, речь может идти о том, что, если человек не станет поддерживать связей с родственниками, то ему будет суждено прожить, скажем, шестьдесят лет, если же он будет делать это, то срок его жизни может быть продлён, например, до восьмидесяти лет. То же самое относится и к уделу человека, а Аллаху Всевышнему изначально известно, каков срок и удел каждого. Кроме того, в Коране сказано: «Стирает Аллах, что пожелает, и утверждает (что пожелает,) и у него – мать Книги * ». “Гром”, 39.

*[Имеется в виду либо Сохраняемая Скрижаль, либо знание Аллаха].

Рассматриваемый нами хадис побуждает людей поддерживать родственные связи и разъясняет им, что это позволяет снискать благоволение Аллаха и получить Его награду в мире вечном. Однако это же становится причиной получения награды и в мире дольнем, так как благодаря поддержанию родственных связей рабу Аллаха достаётся то, что он любит больше всего: это становится причиной увеличения его удела и продления жизни. Сказанное является истиной, не требующей доказательств, поскольку Всевышний является Творцом как причин, так и причин этих причин.

Согласно установлению Аллаха, к любой цели ведёт свой путь, и это указывает на одну из великих основ. Суть этой основы состоит в том, что Аллах по мудрости Своей уподобил воздаяние действию. И поэтому если человек оказывает своим родственникам всевозможные благодеяния, проявляет по отношению к ним доброту и вселяет в их сердца радость, то Аллах поддерживает его жизнь, продолжает даровать ему средства к существованию и дарует ему такой удел и такое благо, которые без этого не достались бы человеку.

Известно, что хорошее здоровье, хороший воздух, хорошее питание и использование того, что укрепляет тело и сердце, относятся к числу причин долголетия, однако по воле Аллаха причиной этого становится и поддержание связей с родственниками. Таким образом, средства, позволяющие добиваться желаемого в этом мире, бывают двух видов.

К первому относится всё то, что можно постичь чувствами и разумом, а ко второму – всё то, что связано с промыслом Божьим и Его предопределением, ведь Аллах всё может, и все причины и дела мира этого подчинены Его воле, и Он поручился за то, что обеспечит уповающих, и пообещал, что даст средства к существованию богобоязненным и укажет им путь выхода из трудного положения, ибо Аллах Всевышний сказал: «А тому, кто боится Аллаха, укажет Он выход и даст ему средства к жизни, откуда он и не ждёт. И кто станет уповать на Аллаха, тому будет Его достаточно». “Развод”, 2 – 3.

И если пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) говорит, что «садака [подаяние, материальная помощь нуждающимся] не уменьшает достояния (человека)» [Этот хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, приводит Муслим], но, наоборот, увеличивает его, то что же сказать о помощи и подарках родным и близким?

Этот хадис служит указанием на то, что стремление человека, совершающего что-либо, к получению награды в этом мире не повредит ему, если при этом он проявляет искренность по отношению к Аллаху и стремится также и к миру вечному.

Таким образом, Аллах по мудрости и милости Своей назначил людям награды в обоих мирах, пообещав, что совершающие благое получат их. Дело в том, что надежда на такую награду воодушевляет действующих и побуждает их к благому, тогда как угрозы, имеющие отношение к различным преступлениям, и упоминания о наказании за них являются тем, с помощью чего Аллах устрашает Своих рабов, побуждая их отказываться от совершения грехов и преступлений.

Что бы ни совершал истинно верующий человек и от совершения чего бы он ни отказывался, он всегда проявляет искренность по отношению к Аллаху. В своих делах он прибегает к помощи различных средств, побуждающих его к достижению этой высшей цели, к успеху же приводит один лишь Аллах Всевышний.

📖 Источник: "Радость сердец благочестивых". Книга Шейха Ас-Саади.

✅ Изучайте свою родословную, посредством которой вы будете поддерживать родственные связи...

 

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаха, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Изучайте свою родословную, посредством которой вы будете поддерживать родственные связи. Ведь, поистине, поддерживание родственных связей является причиной любви между родственниками, способствует увеличению имущества и продлению (срока) жизни».

📌 Этот хадис передали Ахмад 2/374, ат-Тирмизи 1979, аль-Хаким 4/161, ас-Сам’ани в «аль-Ансаб» 1/5.

 

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 2965, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 2520, «Тахридж Мишкатуль-масабих» 4862, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 276.

 

Всевышний сказал: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга» (аль-Худжурат, 49:13).

 

Муджахид сказал, что в этом аяте речь идёт о том, чтобы каждый знал, чей он сын, из какого рода происходит и к какому племени принадлежит.

 

Хафиз Ибн Касир в комментарии к этому аяту сказал: «Это значит: чтобы люди узнавали друг друга, и каждый относил себя к своему племени».

 

Шейх ас-Са’ди писал: «Из этого аята следует, что каждому человеку положено знать своё происхождение и свою родословную, ведь Аллах сотворил людей народами и племенами именно ради этого».

 

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Знайте свою родословную, и вы сможете поддерживать родственные связи. Поистине, нет близких родственников, если с ними разорвана родственная связь, даже если они живут рядом. И родство не будет дальним, если с ними поддерживается связь, даже если они живут далеко».

📌 Этот хадис передали Абу Дауд ат-Таялиси 2757, аль-Хаким 4/161 и ас-Сам’ани в «аль-Ансаб» 1/7. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1050, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 277.

 

Также это сообщение приводит имам аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» (73) как слова Ибн ‘Аббаса в котором сообщается, что он сказал:

«Заучивайте свою родословную, чтобы (быть в состоянии) поддерживать родственные узы. Поистине, родственники не будут человеку далекими, если они состоят в близких отношениях, пусть даже они живут далеко. И также люди не будут считаться близкими, если не было близких отношений, даже если они живут рядом. В День воскрешения каждая родственная связь предстанет перед человеком и будет свидетельствовать в его пользу, если он поддерживал её и против него, если он оборвал её».

 

Передают со слов Джубайра ибн Мут’ыма о том, что он слышал, как будучи на минбаре ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, говорил:

«Изучайте свою родословную, чтобы потом поддерживать родственные связи. Клянусь Аллахом, иногда между человеком и его братом (по вере) случается что-то (неладное), а если бы (каждый из них) знал, что они состоят в родстве, то это удержало бы их от плохого отношения».

📌 Это сообщение передал аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 72. Шейх аль-Албани подтвердил достоверность. См. «Сахих аль-Адабуль-муфрад» 53, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 277.

✅ Кто является родственником?

 

☑️ Аль-Хаким привел в «аль-Мустадраке» хадис Абу Римсы (радыя Ллаху `анху) который сказал, что слышал, как пророк (салля Ллаху `алейхи уа саллам) сказал: «Твою мать и отца, твою сестру и брата, затем ближайшего и ближайшего (родственника)» [4\167].

 

☑️ Ан-Навави сказал: наши товарищи (шафииты) сказали:

«В своем благочестии желательно выдвигать вперед мать, затем отца, затем детей, потом дедушек и бабушек, затем братьев и сестер, затем всех остальных родственников – дядей и тетей по отцу и по матери, предпочитать родственников по их близости родства ».

📖 Источник: «Шарх Сахих Муслим» ан-Навави, 6\103.

 

🔵 Говорит Шейх ибн Баз: «Это близкие со стороны отца и матери, а именно: бабушки, дедушки, их дети, дети их детей, будь, то мужчины или женщины. А также братья, сестры, и их дети. А также все дяди и тёти со стороны отца и матери - все они родственники, которые входят в смысл аята: "и родственники ближе друг к другу" и входят в смысл преданий в качестве угрозы тем, кто обрывает связи с ними...».

📌 Источник: https://binbaz.org.sa/fatwas/13802/%D9%85%D9%86-%D9%87%D9%85-%D8%A7%D9%84%D8%A7%D8%B1%D8%AD%D8%A7%D9%85-%D9%88%D9%87%D9%84-%D8%A7%D9%82%D8%A7%D8%B1%D8%A8-%D8%A7%D9%84%D8%B2%D9%88%D8%AC-%D9%88%D8%A7%D9%84%D8%B2%D9%88%D8%AC%D8%A9-%D9%85%D9%86%D9%87%D9%85

 

«Ученые разногласят, с кем необходимо поддерживать связи. На этот счёт имеются три мнения:

 

1. Это махрамы (т.е. это те, на ком нельзя жениться);

2. Это те кто унаследует имущество;

3. Это все кровные родственники.

 

🔵 Шейху АбдульАазизу ибн Базу (да одарит его Аллах своей милостью) задали вопрос: «Какие люди считаются родственниками (архам) и близкими? Некоторые говорят, что родственники жены не являются родственниками для её мужа, так ли это?».

 

🔴 Шейх ответил:

«Родственники (архаам) – это те близкие, которые связаны кровным родством либо со стороны отца, либо со стороны матери. Именно о таких родственниках говорится в словах Аллаха (Велик Он и Славен): «Однако родственники ближе друг к другу по установлению Аллаха » (Сура аль-Анфаль, аят 75 и аль-Ахзаб, аят 6).

 

Самыми близкими из них являются отцы, матери, дедушки, бабушки, дети, внуки и правнуки.

 

Затем другие по мере близости: братья и сестры и их дети, затем дяди и тёти по отцовской линии и их дети, затем дяди и тёти по материнской линии и их дети.

 

В достоверном хадисе говорится, что один человек спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): «К кому мне надлежит проявлять наибольшее почтение, о посланник Аллаха?» Пророк ответил: «К твоей матери». Человек спросил: «А затем к кому?» ­ Он снова ответил: «К твоей матери». Человек вновь спросил: «А затем к кому?» ­– Пророк снова ответил ему: «К твоей матери». После этого человек спросил еще раз: «А затем к кому?» И пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Затем к твоему отцу, а затем к родственникам по мере близости». (Хадис привёл Муслим).

 

Что касается родственников жены, то они действительно не считаются кровными родственниками для её мужа, если они не имеют друг с другом реального родства, однако они считаются кровными родственниками для его детей, рождённых этой женой».

📌 Cм. "Фатауа Исламия", 4/195

 

Родственники одного супруга не являются родственниками для другого супруга, но тем не менее с ними надо по-доброму обходиться, потому что это является частью хорошего отношения супругов друг к другу, и это увеличивает любовь».

📌 Источник: Сайт Islam Q&A фатва № 75057.

 

✅ Родственная связь с двух сторон крепче, чем - с одной стороны.

 

В качестве примера определения мотива к законоположению на основании единодушного мнения знатоков религии (иджма’), можно привести следующее:

 

При разделении наследства человек, являющийся для того, кто оставил наследство, братом по обоим родителям имеет больше прав, нежели тот, кто приходится ему братом лишь по отцу.

 

Ученые-факъихи единодушно сделали вывод, что мотивом к данному законоположению является то, что братство по обоим родителям является более крепкой родственной связью, нежели братство только по отцу.

 

Исходя из этого, ученые проводят аналогию между вопросом о правах на наследование и вопросом о праве выступать опекуном невесты при заключении брачного договора. Они считают, что человек, являющийся для женщины братом по обоим родителям, имеет больше прав на то, чтобы быть опекуном при выходе ею замуж, подобно тому, как человек, являющийся братом покойного по обоим родителям, имеет больше прав при разделении наследства, ибо в обоих случаях имеется один и тот же мотив – более близкая родственная связь.

 

📌 Источник: Шарх Булуг Аль Марам Мухсин Абу Мухаммад аль-Бармауи.

 

✅ Как поддерживать родственные узы?

 

Поддержание родственных связей достигается путем проявления милости по отношению к родственникам, как это возможно.

 

Для поддержания родственных уз существует много способов, например: человек может навещать своих родственников, дарить им подарки, интересоваться их делами и проблемами, помогать бедным из их числа, поддерживать приятные и добрые отношения, уважать старших.

 

Также следует приглашать их в гости, оказывать им радушный прием, радоваться их успехам и достижениям, сочувствовать их бедам и печалям, просить у Аллаха для них благ и защиты от всего дурного.

 

Человек не должен испытывать зависть к ним, а сердце его должно быть всегда открыто к ним и не замышлять ничего плохого. Если они приглашают, то следует откликнуться на приглашение и навещать их, когда они болеют.

 

Также в поддержании родственных связей большое значение имеет призыв родственников к Исламу и наставление их на прямой путь, призыв к благому и предостережение от запретного.

 

☑️ Ибн Абу Хамза (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Поддержание родственных связей иногда происходит посредством денег, иногда оказанием помощи при нужде, защитой их от какого-либо вреда, а иногда просто радушным выражением лица и молитвой за них».

☑️ Ибн Аби Джамра сказал: «Поддержание родственных связей может быть деньгам, помощью при нужде, защитой от зла, радостным лицом и дуа (мольбой)».

 

☑️ Аль-Куртуби сказал: «Нужно поддерживать родственные связи любовью, дружескими отношениями, сердечностью и искренностью, справедливостью, выполнением обязательных и желательных прав, расходом на родственников, справлением об их делах, при этом стараясь не замечать их промахов. Общее значение поддержания родственных связей состоит в том, чтобы доносить до них всего добра, которое только можно, и защищать их от зла в зависимости от индивидуальных возможностей каждого человека и его положения».

 

«Поддерживание связей может осуществляться разными путями, например визитами, милостыней, добрым отношением, визиты во время болезни, призывать к добру и запрещать плохое и т.д.

 

Имам ан-Науауи, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Поддерживание связей означает доброе отношение к родственникам в соответствии с их положением. Иногда, можно дать деньги, или прислуживать им, иногда навещая их или приветствуя и т.д.” См. "Шарх Сахих Муслим", 2/201.

 

Шейх Мухаммад Салих аль-Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Поддерживание связей зависит от традиций, потому что не установлены Кораном и Сунной их определённый вид или количество. Пророк, ﷺ, не ограничил это какой-либо конкретной формой, поэтому оно несёт в себе обобщённый статус. И здесь следует руководствоваться обычаем. Поддерживание связей – это то, что люди считают за поддерживание связи, и разрыв связей – это то, что люди считают за разрывание связей”. См. "Шарх Риадус-Салихин", 5/215».

📌 Источник: Сайт Islam Q&A фатва № 75057.

 

 

❓ Вопрос: “Моя сестра вышла замуж за человека, который не произнес шахада, и тогда она не знала, что он для нее харам. Мой муж не позволяет мне посещать ее дом, потому что ее муж не мусульманин. Это разрешено? Я хотела навестить ее, когда она одна.

 

➖➖➖➖➖➖➖➖

✔️ Ответ: ⬇️

Вся хвала Аллаху.

 

Поддерживание родственных связей обязательно и для женщин, которые должны поддерживать их как могут. Поэтому не разрешено мужу препятствовать жене или дочери в поддержании родственных связей, и если он удерживает ее от визитов, но разрешает ей посылать им приветствия письмом или через человека, или посылать им подарки, то ей следует делать это. Достаточным будет, если она пошлет приветствия без подарка, но, если она пошлет подарок будет лучше.

 

Если он позволяет дарить подарки, но запрещает посылать приветствия, то ей следует дарить подарки. Если позволяет только приветствия, то пусть посылает приветствия.

Если он позволяет увидится с ними ей следует пойти.

 

Если он удерживает ее от любого поддержания родственных связей, то в этом случае, нет подчинения созданию, если это приводит к ослушанию Создателя. В этом случае она должна поддерживать связь с родственниками, так чтобы это наименьшим образом противоречило мужу или отцу, посылая подарки или приветствия, и она может это скрыть если боится.

 

Если ее родственники столкнулись с трудностями, то ей следует помочь им, даже если он запрещает.

 

Ей следует поддерживать родственные связи высказыванием соболезнований в случае потери, и советуя быть терпеливым.

 

Ей следует поздравлять родственников при радостных случаях и поздравляя их молиться за то чтобы это принесло им радость, и чтобы это не пришло им во вред. К таким событиям относится возвращение путешественника, свадьба и т.д.

 

Ей не следует украшаться или показывать украшения перед тем, кому нельзя их показывать, например, кузенами, и ей следует передавать приветствия из-за преграды, не делая при этом голос мягким, и это в случае отсутствия боязни фитны, иначе, ей следует передавать приветствия через третьих лиц.

 

Она не должна посещать похорон.

 

Не разрешено мужу удерживать жену от поддерживания родственных связей, даже если это приводит к тому что она выходит. Но она не должна выходить из дома без его разрешения. Тоже самое относится к отцу. Жена должна по-доброму относится к мужу, и выполнять свои шариатские обязанности по поддержанию родственных связей.

Мы просим Аллаха о помощи в наших делах.

 

📖 Источник: Сайт Islam Q&A фатва № 1426.

 

✅ Сколько раз в неделю необходимо посещать родителей?

 

❓ Вопрос: “Сколько раз жена может ходить к родителям в дом в течении недели и что говорить мужу по этому поводу?”

 

➖➖➖➖➖➖➖➖

✔️ Ответ: ⬇️

Вся хвала Аллаху.

 

Поддерживание родственных уз является обязанностью. Аллах сказал (перевод смысла): «и бойтесь разрывать родственные связи» (4:1)

 

«Раздавай должное родственнику, бедняку и путнику» (17:26)

 

Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха сказал: «Аллах создал вселенную и когда Он завершил, родство (рахм) встало и сказало: «Встало то, что ищет Твоей защиты от разрывания»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: