Введение. Подходы к пониманию психологической травмы.




Значительные социальные, политические, экономические изменения, происходящие в настоящем времени в мире и, в частности, нашем регионе влияют на аффективное состояние людей, приводят к феномену психологической травматизации. Это делает актуальной проблему раннего оказания психологической помощи в кризисных ситуациях, профилактике развития постравматических расстройств.

Психотравма ‒ (с греч. Psyche-душа; trauma– повреждение, сотрясение) это остаточное явление аффективных переживаний личности, вызванных внешними раздражителями, порождающие психический дискомфорт и оказывают патогенное влияние на личность. В метафорическом плане психотравма – это любое потрясение психики, которое влияет на функционирование личности и ее дальнейшее развитие.

Одной из самых уязвимых категорий населения являются дети и подростки, у которых психическая травма, вызванная той или иной чрезвычайной или кризисной ситуацией, может существенно нарушить весь ход дальнейшего психического развития, способствовать формированию психопатологических симптомов. На это указывали многие авторы, среди которых А.Я. Варга, Е. С. Жорняк, Е.Г. Дозорцева, У. Юл, Р.М. Уильямс, Е.И. Морозова, А.Л. Венгер, Н.Ф. Михайлова, Н.О. Зиновьева и др.

Анализу феномена психической травмы были посвящены работы А.Н. Черепановой, Д. Еникеевой, И.И. Мамайчук, С.Л. Соловьевой, А.А. Захарова, А.А. Осиповой и др. Ряд авторов (А.А. Кузнецов, Е.С. Калмыкова, М.А. Падун, И.Г. Малкина-Пых, А.Ш. Хостов, Ю.П. Зинченко и др.), которые рассматривали психотравму как относительно самостоятельный психологический феномен.

Большой вклад в понимание причин психотравмы внес З. Фрейд. Анализирую практическую работу Джозефа Брейера по лечению одной из истеричных клиенток, он сделал вывод, что почти все имеющиеся у пациентки симптомы образовались как остатки аффективных переживаний, которые в дальнейшем стали называть психическими травмами. Работы З. Фрейда в данном направлении способствовали привлечению внимания психологов того времени к глубинному содержанию данной темы.

В современной психологии трудно найти точное определение, что такое психотравма. Как она соотносится с понятиями «стресс», «кризисные ситуации», «травматические ситуации». Термином «психотравма» обозначают и факторы среды, и физическое состояние, и психическое состояние, и реакции организма.

По мнению Е.С. Мазур психологическую травму в самом общем плане можно определить «как реакцию личности на стрессовые жизненные события. Такими событиями являются войны, террористические акты, стихийные бедствия, несчастные случаи и аварии, физическое, эмоциональное и сексуальное насилие, серьезные заболевания и медицинские операции, ситуации потери, горя, межличностные конфликты и др.». Елена Степановна Мазур обобщает все ситуации, которые принято считать сложными жизненными ситуациями, в том числе экстремальные или критические.

Под критическими, изменяющими жизнь событиями принято считать такие события, которые удовлетворяют следующим критериям:

- их можно датировать по времени;

- они сопровождаются качественной структурной реорганизацией в структуре «индивид ‒ окружающий мир»;

- они сопровождаются выраженными аффективными реакциями.

В этих случаях психическая деятельность подвергается перегрузке из-за необходимости адаптации. К критическим жизненным событиям относят 43 жизненных события (согласно Social Readjustment Rating Scale ‒ оценочной шкале социальной реорганизации), к которым необходимо заново приспосабливаться.

В свое время П. Левин указывал, что психическая травма может быть вызвана такими событиями, как война, жестокое обращение, включающее в себя эмоциональное, физическое и сексуальное насилие, депривацию, несчастные случаи или природные и техногенные катастрофы.

Н. В. Тарабрина выделяет следующие виды психических травм:

1. События, связанные с военными действиями, стихийными бедствиями,

катастрофами.

2. Теракт.

3. Тяжелые соматические заболевания.

4. Смерть любимого человека или существа.

5. Насилие над детьми.

Выделяется 4 основных типа психологических травм детей дошкольного возраста. Среди них:

1. Пренебрежение нуждами ребенка.

2. Психологическое (эмоциональное) насилие.

3. Физическое насилие.

4. Сексуальное насилие.

Кризисная/критическаяситуациядля ребенка (подростка) наступает тогда, когда он не может самостоятельно, без чьей-либо поддержки и помощи справиться с ней.

М.В. Новикова выделяет следующие характеристики, присущие ребенку в кризисных ситуациях:

· большая неуверенность и беспомощность. Связано это, прежде всего с неудачными попытками как-то изменить или повлиять на ситуацию;

· повышенная тревожность и страхи. Особенно связанных с тревогой за близких, неопределенностью будущего, незнакомой обстановкой (например, в связи с эвакуацией);

· повышенная эмоциональность. Ребенок и подросток могут реагировать на ситуации гневом, злостью, проявлять чувство вины, недоверие к информации даже от значимых взрослых. Детям труднее удерживать свое состояние, отмечается нарушения эмоциональной регуляции, самоконтроля;

· ощущение внешнего давления и напряжения. Например, в ситуации обстрелов, эвакуации, при необходимости безотлагательных действий, родители могут торопить детей, повышать голос, не реагировать на их эмоциональное состояние. Такие действия взрослых вызывают протест у ребенка, проявляющийся либо раздражением, либо «замиранием», нарастанием тревоги

· выраженная потребность в помощи и вмешательстве извне. Ребенок «прилипает» к близким людям (родителям), не может сам без их помощи выполнять действия, которые раньше делал сам.

На то, как ребенок будет переносить и проживать психотравмирующую ситуацию влияют следующие факторы:

1. Выраженность угрозы для жизни, здоровья.

2. Возможность получить объективную информацию о происходящем, повлиять на ситуацию и предугадать дальнейший ход развития событий.

3. Возраст ребенка. Уровень интеллекта и его личностные особенности.

4. Социальные факторы, в частности, поддержка со стороны взрослых, общества и близких.


1. Психологические защиты у детей, перенесших психотравму.

В психотравмирующей ситуации зачастую у детей и взрослых включаются психологические защиты, которые направлены на поддержание стабильности образа Я и снижение тревоги. Они формируются еще на ранних этапах возрастного развития, поддерживают ригидную систему поведения, выполняя при этом сохранную функцию. Негативное влияние заключается в блокировании поиска адекватного разрешения ситуации, самореализации ребенка, подростка, что приводит к дезадаптации.

У детей, которые перенесли психотравму или переживают кризисную ситуацию, в отличии от взрослых людей в подобных ситуациях психологические защиты характеризуется незрелыми и менее гибкими проявлениями.

Наиболее типичные механизмы психологической защиты у детей и подростков следующие:

Ø Регресс к более раннему детскому поведению. Проявляется в возвращении ребенка или подростка к более примитивным способам реагирования ‒ он становится плаксивым, капризным, раздражительным, несамостоятельным и т.п. У некоторых подростков может наблюдаться кусание ногтей, сосание пальцев и т.п. В возрасте 5-11 лет регрессия проявляется в повышенной зависимости от ближайшего окружения и более слабом контроле над эмоциональными импульсами и желаниями. У подростков может наблюдаться детское фантазирование, уход от активных действий по решению и выходу из ситуации.

Ø Идентификация с агрессором ‒ это наиболее распространенный защитный механизм, который заключается в бессознательном переносе на себя чувств и качеств, присущих человеку, проявившему в отношении ребенка агрессию. Ребенок идентифицирует себя с этим человеком (чаще всего это один из родителей), начинает вести себя также агрессивно по отношению к другим членам семьи или друзьям. Этот вид психологической защиты часто наблюдается у инфантильных подростков с неустойчивой самооценкой.

Ø Подавление Я ‒ этот вид психологической защиты наблюдается у 5-11-летних детей. Ребенок избегает нового жизненного опыта, который может нести с собой риск и вызов, выбирает узкую, но безопасную сферу активности с минимальным количеством интересов. Отмечается сниженный фон настроения, пессимистичность в отношении результата своих действий. Если в этот момент имеют место ироничные комментарии взрослых, фактическая или предполагаемая критика со стороны сверстников, то усиливается внутреннее эмоциональное напряжение без отреагирования вовне, что не способствует разрешению сложившейся ситуации, а приводит к большей психологической травматизации.

Ø Отрицание ‒ защита от неприятной действительности за счет отказа от ее реалистического и адекватного восприятия. Подростки не принимают источник тревоги как реальное событие. В структуре личности у них, как правило, отмечается неадекватно завышенная самооценка, они не терпят критики, самолюбивы, активно отрицают наличие трудностей, сложностей в своей жизни.

Ø Проецирование ‒ приписывание другим своих собственных, часто отрицаемых для себя желаний и намерений. У детей, переживших насилие, проекции можно наблюдать в созданных ими рисунках, играх, сказках, историях. Для подростков с таким видом психологической защиты характерно скрытое желание обязательно иметь противников для самоутверждения. Они склонны к зависти, поиску негативных причин успеха у окружающих.

Ø Изоляция чувств ‒ невозможность осознавать свои чувства и в полной мере проживать их. Ребенок фактически не позволяет себе ощутить всю полноту своего гнева или грусти. Этот механизм защиты ведет к «замораживанию» чувств, развивается так называемая эмоциональная тупость.

Ø Диссоциативные защиты ‒ это кратковременные или длительные состояния, которые характеризуются измененным сознанием с отрицанием действительности, уходом в фантазии, безучастностью. Это нормальная реакция на травматический (ненормальный) опыт, если травмирующий стимул превосходил все способности психики ребенка (на момент травмы) как-то этот опыт переработать и прожить. Ребенок может говорить «Это было как будто не со мной, как во сне», «Я наблюдал как бы со стороны, как в кино».

Говоря о диссоциации как механизме психологической защиты от невыносимых негативных переживаний, различают три взаимосвязанных, но разных феномена: первичную, вторичную и третичную диссоциацию.

1. Первичная диссоциация имеет место в самые первые мгновения чрезвычайной ситуации и следует за ее первичной когнитивной оценкой (что произошло?»). При этом изолируются сенсорные и эмоциональные элементы переживания. Ребенок, подросток как бы «оглушен», не в полной мере ощущает сенсорные стимулы (свет, звук, прикосновение). Отмечается фрагментация травматического опыта, когда пострадавший не в силах воспринять целостную картину происходящего.

2. Вторичная ( перитравматическая т.е. буквально, происходящей во время травмы ) диссоциация происходит в ситуации продолжающего травматического воздействия. Данный защитный механизм выводит человека из соприкосновения с интенсивными болезненными чувствами и эмоциями, ограничивая возможность дальнейшей когнитивной переработки травматического опыта. Ребенок вытесняет некоторые аспекты психотравмирующей ситуации или даже ее всю в целом. Происходит разрыв между его наблюдающим и переживающим «Эго».

3. Третичная диссоциация ‒ проявляется появлением «множественности личности». Поведение ребенка выглядит как действия двух и более человек, каждый из которых не знает о существовании другого. Неприемлемые желания и чувства ослабляются за счет их расщепления на несвязанные между собой части. Если чувство «А» является для индивида угрожающим или неприемлемым по той причине, что он верит в «Б», то эта защита удерживает «А» и «Б» в различных, отделенных друг от друга частях мозга так, что человек не испытывает «А» и «Б» одновременно. Никакого конфликта нет.

Этот вид диссоциации встречается редко и обычно связан с длительным по времени сексуальным насилием и одновременной физической травматизацией ребенка.


2. Особенности психологической помощи детям в кризисных ситуациях.

Основные задачи, стоящие перед педагогами-психологами:

1. Работа с актуальными эмоциями и чувствами ребенка. Высвобождение чувств страха, безнадежности, гнева, тревоги.

2. Восстановление нормального для конкретного ребенка психологического состояния (того, в котором он находился до кризиса).

3. Привлечение внешних источников помощи и актуализация внутренних ресурсов ребенка.

4. Создание возможностей для понимания ребенком и подростком взаимосвязи между содержанием конкретного кризиса и особенностями своей жизни.

5. Формирование и развитие у ребенка новых установок, способов поведения и копинговых механизмов, с помощью которых он может выйти из актуального эмоционального кризиса и которые помогут ему в дальнейшем справляться с кризисными ситуациями.

В основе психологической помощи ребенку, попавшему в кризисную или травматическую для его психики ситуацию, лежит работа с его чувствами и переживаниями. В связи с этим особую важность приобретает контакт психолога с ребенком. Необходимо использовать любые возможные средства, которые помогают вступить в контакт и поддерживать его.Психолог при работе с ребенком в кризисных ситуациях выполняет функцию защиты и поддержки, чем достигается психотерапевтический эффект работы.

М.В. Новикова выделяет следующие основные проблемы (темы), с которыми предстоит работать специалистам:

Ø В поведенческой сфере, в сфере взаимодействия с другими: эгоцентризм, избегание решения проблем, нестабильность отношений с окружающими, преимущественно однотипный способ реагирования на фрустрирующую ситуацию, неуверенность в себе, высокий уровень притязаний при отсутствии критической оценки своих возможностей, склонность к обвинениям или чрезмерная угодливость.

Ø В аффективной сфере: эмоциональная лабильность, низкая фрустрационная устойчивость и частое возникновение тревоги и депрессии, сниженная и нестабильная самооценка, появление фобий, агрессивность.

Ø В мотивационно-потребностной сфере: блокировка потребности в защищенности, самоутверждении, принадлежности, невозможность простроить временную перспективу.

Ø В когнитивной сфере: наличие искажений, усиливающих дисгармонию личности, «аффективная логика»:

· «произвольное отражение» ‒ формулирование выводов при отсутствии свидетельства в их поддержку («я супермен», «я неудачник»);

· «селективная выборка» ‒ построение заключения, основанного на деталях, вырванных из контекста: «меня в школе никто не любит, так как я из приюта»;

· «чрезмерное обобщение» ‒ построение глобального вывода, основанного на одном изолированном факте («все, что я делаю ‒ плохо»);

· «черно-белое мышление» ‒ оценка происходящего только по двухмерной шкале: «очень хорошо ‒ очень плохо», «мир или черный, или белый»;

· «персонализация» ‒ отнесение внешних событий к собственной личности при отсутствии аргументов для такой связи: «они смеются не просто так, они смеются надо мной»;

· преувеличение негативных событий и минимизация позитивных, что приводит к еще большему снижению самооценки, неприятию «обратных связей» и способствует закрытости личности.

Механизм адаптации к новой реальности проходит ряд этапов, стадий:

1. Нарушение стабильности.

2. Разрушение старой картины мира.

3. Формирование новой картины мира.

4. Интеграция.

5. Реорганизация.

У каждого ребенка свой уровень психологической зрелости, адаптационные возможности. Поэтому эти этапы, стадии проживания горя каждый будет проходить по-своему. Фазы и стадии могут повторяться, их порядок может быть хаотичным.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: