Упражнение «Вулкан злости»




Упражнение направлено на развитие умения понимать причины своей злости и адекватно (социально приемлемыми способами) выражать ее.

Возраст: от 6 лет и старше. Может быть использовано в работе со старшими подростками и взрослыми.

Злость – интегральная часть процесса горевания. Это очень интенсивное, мощное состояние которое имеет несколько источников. Его корни лежат в беспомощности, которую мы чувствуем в состоянии невозможности повлиять на изменения в нашей жизни, остановить развитие болезни, вернуть умершего человека. Злость подчёркивает чувство брошенности, которое мы испытываем, когда нас оставили мучиться от боли, горя и продолжать жить без умершего человека. Родитель, скорбящий посвоему партнёру, возможно, будет чувствовать злость по поводу необходимости нести ношу ответственности по воспитанию детей в одиночку. Ребёнок, горюющий по своему родителю, может чувствовать злость на то, что его покинули, в то время, когда он ожидал, что родитель всегда будет с ним. Дополнительная сложность состоит в том, что злость – это эмоция, которая менее всего переносима в культурном плане, наиболее часто осуждаема. Она рассматривается, как опасное состояние, угрожающее стабильности и порядку, вследствие чего должна быть либо подавлена, либо наказана. Основная задача в работе со «злыми» детьми состоит в помощи им проанализировать процесс и через его понимание обрести контроль над своими действиями. Это требует определенного уровня абстрактного мышления, которым дети до 6-7 лет обычно не владеют. Поэтому необходимо фундаментальное объяснение концепции – для чего полезна метафора вулкана.

 

Конструкция вулкана

Начните с простого вулкана, расположенного в поперечном разрезеземной коры и попросите ребёнка нарисовать окружающую местность, включающую человеческие фигурки.

Потом объясните, как мы похожи на вулканы, когда мы в состоянии злости.

1. В нас есть некоторые части, которые редко видны, но они существуют внутри нас, во всю грохоча в нижней прослойке. Другие части нашей личности мы понимаем легче, и от этого понимания мы знаем, почему мы злимся и, что в конечном итоге вызывает выплеск, приносящий нам столько проблем.

2. Второй уровень представляет опыт, о котором ребёнок знает, однако не способен говорить в данный момент, но возможно сделает это позже. Признав, что существуют некоторые аспекты его состояния, которые нельзя разрешить в данный момент, дети получают разрешение на сохранение защиты и возможность сохранять некоторый контроль над процессом. Это критический элемент в упражнении.

3. Третий уровень связан с опытом горевания, событиями, в которых ребёнок чувствует, что его потребности были либо не замечены, либо игнорированы. Дети часто таят обиду в течение многих лет, храня молчание из-за дисбаланса силы во взросло-детских отношениях. Только, когда дети получают разрешение высказать эти обиды, мы слышим, что им было очень больно и обидно слышать отказ в просьбе навестить отца в больнице или, когда их не спросили, хотели ли бы они пойти на похороны. Ничего нельзя изменить из того, что уже произошло, но некоторую несправедливость, испытанную ребёнком можно устранить, предоставив возможность высказать свои чувства слушающему человеку. Это поможет высвободить некоторое эмоциональное напряжение, связанное с событием.

4. Четвёртый уровень – переживания, связанные со страданиями и, возможно до сих пор, оказывающие сильное влияние на ребёнка. Например, ребёнок может глубоко тревожиться о благополучии оставшегося в живых родителе. Эта тревога может проявляться в неспособности переносить неожиданные или длительные разлуки, или проявляться во встрече со злостью, когда родитель возвращается домой или приходит забрать ждущего его ребёнка. В данных обстоятельствах родители часто либо устраивают выговор детям за плохое поведение, либо отправляют в угол. К сожалению, обе эти реакции родителей ведут к усилению детской тревоги, т.к. внутренняя причина не была понята. Последовательность тревоги, неадекватной реакции и злости быстро создаёт напряжение, которое ребёнок вынужден сдерживать в себе, что увеличивает эмоциональное напряжение.

5. Последняя прослойка – опыт, вызывающий поведение, называемое «злым». Возможно, другой ребёнок сказал, что-то неосторожно (что вдругой ситуации было бы пропущено), так как горюющий ребёнок уже удерживает такое количество стрессирующих его мыслей и чувств, этот незначительный комментарий вызывает извержение злости. Реакция злости часто превышает произошедшее и может испугать детей своей интенсивностью и уровнем этого явления в детском поведении. В этот момент лава злости вздымается до поверхности и выплёскивается наружу, разрушая всё на своём пути и распугивая всех окружающих людей.

Таким образом, ребёнок видит, что его взорвавшаяся злость отвращает от него людей, изолируя его в момент, когда он наиболее нуждается в поддержке окружающих. Понимая, каким образом их злость растёт внутри, дети могут начать исследовать, думать, что они хотят с этим делать. Некоторые проблемы нуждаются в обсуждении с родителями, другие необходимо продумать с психологом. Возможно, некоторые вещи ребёнок не способен рассмотреть в данный момент, а над другими он захочет подумать наедине. Метафора вулкана позволяет детям выявить различные уровни злости и эмоциональной жизни, помочь в конструкции мер по их контролю.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: