27.10.2021
Практическое занятие № 10
Тема: «Сестринский процесс при сахарном диабете»
МОТИВАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
Сахарный диабет – наиболее распространенное заболевание эндокринной патологии среди людей разного пола и возраста, даже с раннего детства. Среди эндокринных заболеваний сахарный диабет занимает первое место по частоте - 100 лиц на 100 тысяч. Сахарный диабет – серьезное заболевание, с высоким риском развития осложнений, приводящих к инвалидности и преждевременной смерти больного.
Поэтому предложенная тема имеет большое значение в практической деятельности медицинской сестры и требует у нее знаний и умений по раннему выявлению этого заболевания. Кроме выявления жалоб и основных проявлений сахарного диабета, медицинская сестра должна уметь осуществлять медсестринский процесс при этой болезни, распознавать симптомы осложнений, оказывать необходимую доврачебную помощь, обучать пациента и его попечителей само- и взаимоуходу, проводить профилактику сахарного диабета.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Учебные цели:
- сформировать у студентов знание определения, причин, клинических проявлений,
факторов риска возникновения сахарного диабета;
- углубить знания студентов по лечению и профилактике сахарного диабета;
- развивать профессиональные умения по уходу за больными сахарным диабетом.
Знать:
З.1.Определение, этиологию, патогенез, представление о классификации.
З.2. Основные клинические симптомы сахарного диабета.
З.3. Медсестринский процесс при сахарном диабете (методы диагностики проблем
пациента; организацию и оказание сестринской помощи).
З.4. Участие медицинской сестры в диагностическом процессе.
|
З.5. Принципы лечения, особенности инсулинотерапии, пути введения лекарственных
средств.
З.6. Понятие об осложнениях сахарного диабета.
З.7 Особенности ухода и опеки над пациентами с сахарным диабетом.
Уметь:
У.1. Осуществлять медсестринское обследование при сахарном диабете.
У.2. Устанавливать медсестринские диагнозы, решать действительные и потенциальные проблемы пациента.
У.3. Осуществлять подготовку пациентов к лабораторным и функциональным методам обследования.
У.4. Наблюдать за пациентом в соблюдении диеты при сахарном диабете.
У.5. Проводить введение инсулина больным сахарным диабетом.
У.6. Оказывать неотложную доврачебную помощь при гипо- и гипергликемической коме.
У.7. Учить пациента и его окружающих само- и взаимоуходу, правилам рационального питания, физической активности.
У.8. Осуществлять ведение медсестринской документации.
Воспитательные цели:
· способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию;
· формировать профессиональный кругозор и общую культуру;
· добиваться осознанности в правильном выборе профессии;
· акцентировать внимание студентов на необходимости соблюдения правил этики и деонтологии в сестринском процессе;
· воспитывать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.
· воспитывать у студентов наиболее важные личностно-профессиональные качества медицинского работника:
· уметь осознавать ответственность за жизнь пациента;
· уметь анализировать свое поведение;
· воспитывать умения работать по стандартам, алгоритмам.
|
· формировать чувство ответственности за своевременное и качественное проведение мероприятий по профилактике ВБИ.
· расширять кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемой дисциплине.
Развивающие цели:
· способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;
· развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Основная:
1. В.Г. Лычев, В.К. Карманов Сестринское дело в терапии. С курсом первичной медицинской помощи: учебное пособие.- 2-е изд..- М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013.- 544с.
2. Маколкин, В.И. Сестринское дело в терапии: Учебник.- М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2008.- 544с.
3. Обуховец, Т.П. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: Практикум.- Ростов на/Д.: Феникс, 2011.- 416
Дополнительная:
1. Никитин Ю.П., Чернышев.В.М Руководство для средних медицинских работников ГЭОТАР- Медиа, Москва, 2007.
2. Оганов Р.Г. Руководство по медицинской профилактике ГЭОТАР-Медиа, Москва, 2007.
3. Фролькис, Л.С. Диагностические исследования при заболеваниях органов кровообращения // Справочник фельдшера и акушерки. – 2008. - №7. – С.11-14.
4. Федюкович, Н.И. Внутренние болезни. / Н.И. Федюкович – Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 573с.
Задача 1 Сергиенко, Наконечная
Больная Б., 58 лет, пенсионерка. Жалобы на жажду, особенно в вечернее и ночное время, жидкости выпивает до 3 литров в сутки, частое мочеиспускание, зуд промежности, слабость, головокружение, головную боль в теменной области, снижение зрения во время эпизодов головной боли.
|
Из анамнеза. Жалобы на головные боли и жажду длительное время, несколько лет. У участкового терапевта наблюдается нерегулярно, лечение не принимает. Ухудшение состояния в течение месяца после нервного стресса.
Роды одни, ребенок весом при рождении 4,5 кг. Менопауза
10 лет.
Наследственность отягощена: мать больной перенесла острое нарушение мозгового кровообращения.
Объективно. Состояние удовлетворительное. Повышенного питания, масса тела 120 кг. Рост 158 см. Кожные покровы обычной окраски.
В легких дыхание везикулярное, хрипов нет. Левая граница сердечной тупости смещена влево на 2 см от средней ключичной линии, акцент II тона над аортой. ЧСС 86 в минуту. АД 180/100 мм рт. ст. Живот мягкий, безболезненный. Печень по Курлову 10 × 8 × 6. Отеков нет.
Лабораторно-инструментальные исследования
ОАК: Нb – 136 г/л; лейкоциты – 6,7 · 109/л; СОЭ – 24 мм/ч.
ОАМ: удельный вес – 1020; кислая; белок – 0,033 г/л; L – 45–50
в поле зрения; бактерии; сахар.
Биохимический анализ крови: АсАТ – 16 МЕ; АлАТ – 16 МЕ; глюкоза – 10,3 ммоль/л; креатинин – 84 ммоль/л; мочевина – 6,3 ммоль/л; общий белок – 69 г/л; общий холестерин – 8,1 ммоль/л; триглицериды – 2,93.
ЭКГ: электрическая ось отклонена влево. Признаки гипертрофии левого желудочка.
1. О каком заболевании идет речь? Обоснуйте ответ
2. Принципы лечения и профилактики