Понятие межрегиональной налоговой инспекции, понятие крупнейших налогоплательщиков




Содержание

 

Введение

. Понятие межрегиональной налоговой инспекции, понятие крупнейших налогоплательщиков

2. Налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков

. Проведение налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков

Заключение

Список литературы


 

Введение

 

Межрегиональные инспекции по федеральным округам формально отнесены к территориальным налоговым органам межрегионального уровня. Этот статус закреплен в Положении о межрегиональной инспекции МНС России по федеральному округу, утвержденном приказом МНС России от 21.07.2003 №БГ-3-15/413 «Об утверждении Положения о межрегиональной инспекции МНС России по федеральному округу».

Однако по существу эти межрегиональные инспекции являются не территориальными налоговыми органами, а территориальными подразделениями аппарата федерального налогового ведомства.

Этот вывод следует из анализа задач и функций этих инспекций: они не имеют специфических задач и функций, свойственных только им и не присущих центральному аппарату налоговой системы.

Как определено в пункте 1.2 Положения, межрегиональная инспекция создана для взаимодействия министерства с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе, проверки эффективности работы налоговых органов в субъектах Федерации, контроля за деятельностью территориальных налоговых органов, федеральных унитарных предприятий и учреждений, находящихся в ведении налогового ведомства. Эти задачи полностью соответствуют задачам самого центрального аппарата.

Межрегиональные (межрайонные) инспекции выполняют ведущую роль в налоговом администрировании крупнейших налогоплательщиков. Именно они осуществляют налоговые проверки по данному типу налогоплательщиков.

В настоящее время администрирование крупнейших налогоплательщиков осуществляется на основе общих положений Налогового кодекса РФ, в котором нет соответствующего отражения их специфических особенностей. Вся специфика налогового администрирования этой категории налогоплательщиков отражается в подзаконных актах налогового ведомства: приказах, инструкциях, методических указаниях, положениях, которые нередко не соответствуют положениям НК РФ. Тем не менее, многие ученые и специалисты отмечают наличие существенных особенностей их администрирования. Нередко высказываются противоположные мнения по оценке положительных и отрицательных сторон складывающейся системы налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков. К дискуссионным вопросам относятся основания и степень участия налоговых администраций различных уровней управления в администрировании крупнейших налогоплательщиков, методы осуществления отдельных этапов налогового администрирования, оценка эффективности налогового администрирования, учет отраслевой специфики отдельных групп крупнейших налогоплательщиков.

 


Понятие межрегиональной налоговой инспекции, понятие крупнейших налогоплательщиков

 

Отдельную категорию межрегиональных налоговых инспекций (помимо межрегиональных налоговых инспекций предметной компетенции и межрегиональных налоговых инспекций по федеральным округам) составляют инспекции, созданные по субъектному отраслевому принципу. Они созданы для налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков, занятых в определенных сферах производства: в добыче нефти и газа, в энергетике, в сфере транспортных услуг и др.

В Налоговом кодексе несколько раз можно встретить понятие «крупнейшие налогоплательщики». НК РФ не просто упоминает таких налогоплательщиков, но еще и устанавливает для них дополнительные обязанности. К таким налогоплательщикам относятся крупнейшие компании в области транспорта, нефте-газодобычи и переработки, энергетике и пр. НК РФ не определяет, какие конкретно налогоплательщики и при каких условиях подпадают под категорию крупнейших. Такие критерии установлены Приказом ФНС России от 16.05.2007 г.:

· показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности (суммарный объем начислений федеральных налогов, суммарный объем выручки (дохода), величина активов, среднесписочная численность, дола вклада учредителя (государства))

· взаимозависимость между организациями (организация может оказывать влияние согласно ст. 20 НК РФ на условия или экономические результаты основного вида деятельности организации, имеющей высокие финансово-экономические показатели).

Главная особенность постановки на учет крупнейшего налогоплательщика заключается в том, что такой налогоплательщик подлежит постановке на учет в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам. Налоги, уплачиваемые крупнейшими налогоплательщиками, составляют существенную часть доходов бюджетов разных уровней.

Приказом МНС России от 14.02.2003 №БГ-3-15/66 создана межрегиональная инспекция МНС России по крупнейшим налогоплательщикам №4. Основные задачи этой инспекции - контроль за уплатой налогов и сборов крупнейшими налогоплательщиками в сфере электроэнергетики, налоговое администрирование крупнейших компаний, занятых производством, передачей, распределением и реализацией электрической и тепловой энергии. Причем это администрирование проводится данной инспекцией с учетом структурной и отраслевой специфики деятельности энергетических компаний, их территориальное расположение во внимание не принимается.

По аналогичным принципам создана и действует межрегиональная инспекция МНС России по крупнейшим налогоплательщикам №6. Согласно приказу о ее создании, инспекция представляет собой территориальный орган МНС России и входит в единую централизованную систему налоговых органов. На инспекцию возложен контроль за крупнейшими налогоплательщиками, оказывающими транспортные услуги. Согласно приказу, «деятельность инспекции направлена на создание прозрачного поля налогообложения в сфере оказания транспортных услуг крупнейшими налогоплательщиками на всей территории Российской Федерации»<https://www.nalogoved.ru/art/41>. Инспекция ведет налоговый учет крупнейших транспортных организаций, контролирует представление в инспекцию налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, других документов, взыскивает недоимки и пени, налагает штрафы и др.

Таким образом, межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам в настоящее время создаются не для объединения под контролем одной инспекции ряда территорий, а на основе субъектного отраслевого принципа, никак не связанного с территориальным устройством страны. Подконтрольны такой инспекции не налогоплательщики, расположенные или ведущие деятельность на какой-либо определенной территории, а налогоплательщики, занятые в определенной отрасли производства, независимо от их местонахождения. Таким образом, полномочия этих межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам не имеют строго очерченных административных границ. Инспекции реализуют свою компетенцию на всей территории Российской Федерации и по существу являются не территориальными налоговыми органами, а федеральными органами управления, подконтрольными МНС России и имеющими отраслевую компетенцию.

Этот вывод подтверждается и мнением бывшего руководителя межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам №1 А.В. Ефимова. Он указывает, что эти инспекции являются налоговыми органами федерального уровня, и противопоставляет их территориальным налоговым органам

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: