Цель занятия.Закреплениезнаний, полученных на занятиях по изучению грузозахватных сменных устройств портального крана и других перегрузочных средств
Продолжительность – 4 часа
Теоретическая часть
Механизмы подъема портальных кранов предназначены для вертикального перемещения груза. К механизму подъема относятся: грузозахватный рабочий орган, канатная система, грузоподъемная лебедка, приборы безопасности. Все грузозахватные устройства делят на сменные грузозахватные рабочие органы: крюковые подвески, грейферы, электромагниты, спредеры. Крюк (однорогий или двурогий) предназначен для подъема и перемещения поддона с генеральным (штучным) грузом. Грейфер – автоматический грузозахватный орган, подвешенный к грузовым канатам крана и предназначенный для перегрузки массовых однородных грузов, таких как навалочные, насыпные, лесные. Канатные грейферы приводятся в действие механизмом подъема крана. В зависимости от его конструкции применяют одно-, двух-, трех- и четырехканатные грейферы. Грейферы для круглого леса имеют челюсти в виде двух конусных изогнутых лап с небольшим нахлестом концов, что позволяет плотно обжимать пучок леса. Магнитные захваты предназначены для подъёма, опускания и горизонтального перемещения листовых и пластинчатых металлических грузов (одиночных листов и пакетированных, в том числе полированных и с защитой от коррозии), различных профильных материалов, бочек, балок, рельсов, кабельных барабанов. Спредеры – это автоматические захваты для перегрузки контейнеров, имеют много конструкций и различные способы управления – механические, гидравлические, электрические.
Рисунок 1. Грейфер двухчелюстной четырехканатный для навалочного груза (песка, руды, угля и других)
Исходные материалы и данные:
Задача № 3.
Определение производительности крана с грейфером. Расчет грузоподъемности грейфера.
Исходные данные к задаче:
№ варианта | условия работы | перегружаемые грузы | емкость грейфера, м3 | насыпной вес груза, т/м3 |
выгрузка первого слоя | уголь каменный кокс | 2,45 1,28 | ||
выгрузка второго слоя | песок щебень | 1,5 | 1,8 1,3 | |
выгрузка третьего слоя | уголь бурый алюминий | 0,75 | 1,1 0,99 | |
выгрузка первого слоя | антрацит зерно | 1,6 3,3 | ||
выгрузка второго слоя | зерно руда железная | 2,5 | 3,3 0,99 | |
выгрузка третьего слоя | мел бура | 1,8 | 1,2 1,35 | |
выгрузка первого слоя | Битум Удобрение | 1,5 | 1,6 1,8 | |
выгрузка второго слоя | Щебень Гравий | 1,5 | 1,4 1,85 | |
выгрузка третьего слоя | Известь Гипс | 1,25 1,6 | ||
выгрузка третьего слоя | Руда Почва | 0,75 | 2,65 2,85 |
Таблица 3
1. Определить техническую производительность грейферного крана по формуле:
Rкр=ϕ V (3600/Тц) q, т/час,
где ϕ - коэффициент заполнения захватного устройства, зависящий от рода груза и условий работы, в связи с чем обычно устанавливаются опытным путем. Значение коэффициента заполнения грейфера колеблется в следующих пределах: при выгрузке 1 слоя груза - ϕ=0,9-1,0; 2слоя – ϕ=0,7-0,9; 3слоя - ϕ= 0,6-0,8
V - емкость захватного приспособления, м3;
q - насыпной вес перегружаемого материала, т/ м3;
Тц- продолжительность цикла крана, принимается равной 140 сек.
2. Рассчитать грузоподъемность грейфера по формуле:
Gгр = q V, т.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое производительность поворотного крана и от чего она зависит?
2. Из каких составляющих складывается продолжительность цикла крана в секундах?
3. Из чего состоит механизм подъема груза?
4. В чем измеряется грузоподъемность крана, а в чем производительность крана?
5. Изменяется ли грузоподъемность портального крана при изменении вылета стрелы?
6. Принцип работы грейфера.
7. Что такое база и колея крана?
8. Чему равна колея одно-, двух- и трехпутного портала?
Содержание и порядок выполнения работы:
1. Изучить лекционный материал по грузозахватным устройствам.
2. Изучить грузозахватные устройства по учебникам и учебным пособиям, данным в списке литературы.
3. Ответить в письменном виде на вопросы для самоконтроля.
4. Вычертить двухканатный грейфер, дать описание его деталям, указать размеры, описать механизм раскрытия челюстей, зачерпывания груза, перемещения и закрытия челюстей.
5. Вычертить однорогий и двурогий крюк с указанием деталей и их размеров.
6. Решить задачу по исходным данным.
7. Составленный отчет сдать на проверку.
Практическое занятие 3