Цель занятия.Закреплениезнаний, полученных на занятиях по изучению портовых зданий и сооружений.
Продолжительность – 2 часа
Теоретическая часть
Склады морских портов предназначены для:
- приема, размещения, оперативного хранения, накопления, подготовки и формирования партий грузов;
- обработки подвижного состава смежных видов транспорта;
- выполнения функции буфера, сглаживающего неравномерность подхода подвижного состава смежных видов транспорта.
Крытые склады следует размещать:
- в прикордонной части операционной зоны терминала в случае преобладания в общем объеме генеральных грузов, переваливаемых на терминале, грузов крытого хранения;
- в тыловой части операционной зоны в случае преобладания в общем объеме генеральных грузов, переваливаемых на терминале, грузов открытого хранения, а также при невозможности размещения крытых складов в прикордонной части операционной зоны терминала.
Полезную высоту складов (от пола до низа несущих конструкций покрытия или междуэтажного перекрытия) надлежит принимать:
а) в одноэтажных складах - 7,8 м;
б) в многоэтажных складах:
1) первого этажа - 6,0 м;
2) остальных этажей - на менее 4,8 м.
Крытые одноэтажные склады и первые этажи многоэтажных складов должны иметь погрузочно-разгрузочные рампы, предназначенные для производства погрузочно-разгрузочных работ. В крытых складах надлежит предусматривать помещения для рабочих мест складских работников.
Задача № 5
Различают общую, полезную и дополнительную площадь складских помещений. Общая площадь — это площадь всего складского помещения. Она определяется по формуле:
Fобщ = f пол + fпр + fсл + fоб + fвсп,м2
где f пол — полезная площадь (площадь складирования), то есть площадь, занятая непосредственно под хранимым материалом (стеллажами, штабелями, закромами, бункерами и другими приспособлениями для хранения материалов);
|
fпр — площадь, занятая приемочными и отпускными площадками (зоны приемки и выдачи материалов);
fсл — служебная площадь, то есть площадь, занятая конторскими, бытовыми и другими служебными помещениями;
fоб — площадь, занятая стационарным подъемно-транспортным и другим оборудованием (подъемниками, конвейерами и др.);
fвсп — вспомогательная площадь, то есть площадь, занятая проездами и проходами.
Площадь склада может быть определена методами
· удельных нагрузок,
· коэффициента заполнения объема,
· элементарных площадок
· технологической компоновки.
Метод удельных нагрузок на 1 м2 площади пола является наиболее простым и удобным. Однако им можно пользоваться тогда, когда известна для данного вида материала нагрузка на 1 м2 площади. Расчетная формула для определения полезной площади склада в этом случае имеет вид:
Sпол = Ескл / δ, м2,
где Ескл — величина установленного запаса соответствующего материала на складе, т;
δ — нагрузка на 1 м2 площади пола, т.
Величина удельной нагрузки ограничивается как характеристиками склада, так и характеристиками груза: прочностью складской площадки, межэтажного перекрытия складского здания, прочностью тары и упаковки штучных грузов, недопустимостью раздавливания некоторых насыпных грузов в нижних слоях штабелей (например, кокса).
При приближенных расчетах общая площадь складов Fобщ может определяться в зависимости от полезной площади Sпол через коэффициент использования α по формуле:
|
Fобщ = Sпол / α, м2,
где α - коэффициент использования площади, под которым понимается отношение полезной площади склада к общей его площади. Значение величины α всегда меньше единицы. Средние значения коэффициента использования и нагрузки на 1 м2 площади складов приводятся в таблице 8.
Средние нагрузки и коэффициенты использования площади складов
Наименование склада | Средняя нагрузка на полезную площадь при высоте укладки, в м, т/м2 | Коэффициент использования площади | ||
Металла | 5,5 | 0,25…0,4 | ||
Среднего и мелкого литья | 2,5 | 0,3…0,4 | ||
Центральный материальный | 0,6 | 1,5 | 0,25…0,4 | |
Масел и химикатов | 0,5 | — | 0,3…0,4 | |
Стройматериалов | 1,2 | — | 0,45…0,55 | |
Лесоматериалов | 0,7 | 1,2 | — | 0,35…0,45 |
Металлоотходов | 0,9 | 1,8 | — | 0,4…0,6 |
Жидкого топлива | 0,3 | — | — | 0,35…0,4 |
Твердого топлива | 1,2 | 2,3 | 3,6 | 0,5…0,6 |
Таблица 8
Примечание: Нижний предел коэффициентов применяется при использовании на складе напольного транспорта, а верхний — подвесного транспорта.
Исходные материалы и данные
№ варианта | Наименование груза | Емкость склада, т | Используемый транспорт | Высота штабелирования, м |
Пиломатериалы | автопогрузчик | |||
Краска | вертикальный лифт | |||
Песок | наклонный конвейер | |||
Чугун | автопогрузчик | |||
Металлолом | автопогрузчик | |||
Уголь | наклонный конвейер | |||
Сталь | автопогрузчик | |||
Бензин | автопогрузчик | |||
Линолеум | электропогрузчик | |||
Химикаты | вертикальный лифт |
Таблица 9
|
Содержание и порядок выполнения работы:
1. Изучить складское хозяйство порта по лекциям, а также учебникам и учебным пособиям, данным в списке литературы.
2. Определить площадь склада по исходным данным своего варианта.
3. Составленный отчет сдать на проверку.
Практическое занятие 7