Формированию элементарных математических представлений (ФЭМП)




 

Что изучается?

1) Умение считать (отсчитывать) в пределах 10, пользоваться количественными и порядковыми числительными.

 

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическое упражнение «Скажи сколько».

Материал: предметные картинки или мелкий счетный материал: матрешки, солдатики, овощи, цветы и т.п. Количество каждой группы предметов разное (например, 6 матрешек, 7 цветов, 9 солдатиков, 10 бабочек).

2. Дидактическое упражнение «Скажи, который по счету предмет».

Материал: можно использовать материал первого задания, только расставить (разложить) картинки по одному (бабочка, солдатик, цветок и т. п.).

Содержание диагностического задания

1. Ребенок считает количество предметов в любой группе. Вопросы:

- Посчитай солдатиков. Сколько их всего?

- Посчитай бабочек. Сколько их? И т. д.

2. Ребенок рассматривает предметные картинки (предметы) и определяет, каким по счету стоит солдатик, какая по счету бабочка? И т. п.

 

Критерии оценки

o 3 балла - ребенок правильно считает (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными. Понимает и правильно отвечает на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».

o 2 балла - ребенок правильно считает (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными числительными. Понимает вопрос «Сколько?» и правильно отвечает на него. Допускает ошибки при ответе на вопрос «Который по счету?».

o 1 балл — ребенок допускает ошибки при счете (отсчитывании) предметов.

 

Что изучается?

2) Умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, уравнивать неравное число предметов.

 

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическое упражнение «Пусть станет поровну».

Материал: мелкий счетный материал (счётные палочки, кружки, изображения).

Содержание диагностического задания

Расставлены две группы предметов так, чтобы в одной из них было меньше на один. Например, 6 солдатиков и 7 матрешек.

Задание - посчитать группы предметов. Вопросы:

- Сколько всего солдатиков?

- Сколько матрешек?

- Кого больше (меньше)?

- На сколько?

- Сделай так, чтобы их стало поровну.

- Как еще можно это сделать?

 

Критерии оценки

o 3 балла - ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и добавления единицы).

o 2 балла - ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого. Затрудняется сразу уравнять группы предметов (делает это после дополнительных инструкций) или уравнивает их, но только одним способом.

o 1 балл – ребенок считает правильно, но затрудняется установить, какое число меньше (больше) другого. Уравнять предметы не может

 

Что изучается?

3)Умение сравнивать предметы различной величины.

 

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическая игра «Построй солдат».

Материал: плоскостные солдатики (7-10 штук) разные по высоте.

2. Дидактическое упражнение «Сравни ленточки ».

Материал: ленточки разной длины и ширины, 7-10 штук. Вопросы:

- Что ты видишь на столе?

- Посмотри, все ли солдатики (ленточки) одинаковы?

- Чем они отличаются?

Содержание диагностического задания

Задание: Построй солдатиков в ряд в порядке убывания (возрастания), пользуясь словами «самый высокий», «поменьше», «еще ниже», «самый низкий».// Разложи эти ленты от самой длинной – до самой короткой. Объясняй, какую ленточку будешь брать следующей.

 

Критерии оценки

o 3 балла - ребенок самостоятельно справился с заданием, не сделав ни одной ошибки. Правильно размещает предметы в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты).

o 2 балла — правильно размещает предметы в порядке возрастания размера, высоты, допускает ошибки при расположении ленточек. Пользуется приемом наложения и приложения при выполнении задания.

o 1 балл - ребенок требует дополнительных инструкций и помощи взрослого при выполнении упражнений. Допускает большое количество ошибок.

 

Что изучается?

4) Знания о форме предметов.

 

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическая игра «Что где лежит?».

Материал: набор геометрических фигур - круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник. Предметные картинки: мячик, шарик воздушный, пирамидка, колпак клоуна, кубик, пуговица, чупа-чупс, дыня, дорожный знак (треугольной формы), квадратные часы, квадратная коробка, конверт, флажок, книга, овальный поднос.

Содержание диагностического задания

Задания:

- Рассмотри все геометрические фигуры и картинки.

- Какие геометрические фигуры ты видишь?

- Назови их.

- Чем отличаются круг и овал от других фигур?

- Соотнеси картинку с геометрической фигурой.

-Разложи фигуры в ряд, под каждой из них положи картинку похожей формы.

Критерии оценки

o 3 балла - ребенок самостоятельно соотносит предметы по форме, называет геометрические фигуры и раскладывает их по соответствующему признаку.

o 2 балла - ребенок знает все геометрические фигуры. Допускает 1—2 ошибки при соотнесении с предметами.

o 1 балл - ребенок не знает всех геометрических фигур, затрудняется выполнить задание на соотнесение с формой предметных картинок.

 

Что изучается?

5) Умение определять местонахождение предмета по отношению к себе, к другим людям.

 

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Игра «Встань там, где я скажу».

Содержание диагностического задания

Ребенок двигается в заданном направлении. Например: два шага вперед, один шаг влево, три шага назад, два шага вправо. Вопросы:

- Что ты видишь справа (слева) от себя?

-Что ты видишь впереди (сзади) от себя?

- Возьми куклу (собачку) и посади перед собой, сзади от себя; справа от Кати; справа от себя и т. п.

 

Критерии оценки

o 3 балла - ребенок правильно выполнил все задания воспитателя.

o 2 балла -ребенок допускает ошибки в случае определения право и лево по отношению к другим людям.

o 1 балл - ребенок знает только направление вперед и назад. Все другие задания выполняет с ошибками, неуверенно.

 

Что изучается?

6) Знания о днях недели, последовательности частей суток.

 

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическая игра «Наш день».

Материал: сюжетные картинки, где изображены разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня: уборка постели, гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т. д.

2. Дидактическое упражнение «Назови соседей»

Содержание диагностического задания

Ребенок рассматривает картинки, изображающие разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня: уборка постели, гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т. д.

Задание: разложи картинки по порядку, начиная с утра. Назови одним словом утро, день, вечер, ночь. (Сутки.) Вопросы:

- Если вчера было воскресенье, какой день недели сегодня?

- А какой день недели следует за четвергом? И т. п.

 

Критерии оценки

o 3 балла - ребенок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки, безошибочно ответил на все вопросы воспитателя.

o 2 балла - ребенок безошибочно разложил картинки в соответствии с временем суток, но обобщающее слово назвать затрудняется. Допускает 1-2 ошибки при ответе на вопросы о днях недели.

o 1 балл - ребенок не справился с заданиями даже после наводящих вопросов.

 

Что изучается?

7) Умение устанавливать зависимость между целым множеством и его частями.

 

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Диагностическая игра «Часть и целое».

Материал: три вида игрушек разного количества (куклы, мишки, машины) или круги синего, желтого и красного цветов.

Содержание диагностического задания

Ребенок рассматривает группы игрушек (куклы, мишки и машины), объединяет их в одну группу и называет. Вопросы и задания:

- Сосчитай количество частей «Группы игрушек».

- Сколько их? (Три.)

- Какие это части? (Первая часть - куклы, вторая часть - мишки, третья - машины.)

- Посчитай количество игрушек каждой части.

- Чего больше?

- Значит, какая часть больше?

- В какой части игрушек меньше?

- Что можно сказать об этой части игрушек? (Она самая маленькая.)

Примечание. Можно считать части и количество частей, сравнивая выделенные множества и на примере кругов разного цвета или других геометрических форм.

Критерии оценки

o 3 балла - ребенок выделяет составные части группы предметов, сравнивает части на основе счета, понимает, что целая группа предметов больше каждой части (часть меньше целого).

o 2 балла - ребенок затрудняется назвать все игрушки (фигуры) одной группой. Недостаточно сформированы знания о целом множестве и его частях.

o После дополнительных инструкций взрослого ребенок понимает, что такое части целого, определяет количество частей группы предметов, сравнивает их. Называет самую большую, самую маленькую часть.

o 1 балл - ребенок не понимает значения множества и его частей. После дополнительных разъяснений взрослого не справляется с заданиями.

 

 

Высокий уровень – 37 - 48 балл;

средний уровень- 28 - 36 баллов;

низкий уровень- 16 - 27 баллов.


 

Образовательная область
«Художественно - эстетическое развитие».

 

1) Знакомство с искусством

Задание: «В мастерской художника». Индивидуальная беседа с каждым ребенком.

• Как ребенок воспринимает содержание картины, ее выразительные средства?

• Какие предметы нравятся, почему?

• Какие изобразительные материалы были использованы?

Материал:могут быть использованы картины различных жанров, предметов прикладного, народного и декоративного искусства, живопись, книжная графика, различные средства художественной выразительности (краски, кисть, палитра и т. д.).

 

Критерии оценки:

o 3 балла – понимает, что такое выразительные средства (яркость цвета, линии, композиция, размер, заполнение всей поверхности листа и т.д.) Умеет определять и называть изделия декоротивно-прикладного искусства и основные элементы росписи (лист, завиток, цветок; фигура). Умеет сам составлять узоры по мотивам произведений декоративно-прикладного искусства.

o 2 балла допускает ошибки в назывании элементов, путается в определении выразительных средств. При затруднении обращается за помощью к взрослого. Узоры составляет без ритма и не симметрично.

o 1 балл в большей степени не справляется с заданиями и мало участвует в беседе.

 

2) Изобразительная деятельность

Задание:рисунок на тему «Лето» // либо педагог проводит анализ нескольких работ ребенка (декоративный орнамент, предметный и сюжетный рисунок).

 

Критерии оценки:

o 3 балла - делает все самостоятельно. Умеет выделять главное величиной и расположением на листе, графически передавать особенности изображения объектов (форму, пропорции, характерные признаки); контролирует направление движения руки и регулировать силу нажима при штриховке. Умеет использовать различные приемы работы кистью. Знание основных цветов и оттенков. Получение дополнительные цвета и оттенки путем смешивания. Аккуратен и убирает после себя рабочее место.

o 2 балла - делает самостоятельно, но с небольшими затруднениями. При затруднении обращается за помощью к взрослого. Оставляет после себя не убранное место.

o 1 балл - в большей степени не справляется с предложенными заданиями.

 

3) Лепка

Задание проводится по подгруппам (4 ребенка): по сказке «Теремок» вылепить кого-либо из зверей (заяц, лиса, медведь, волк) в соответствии с сюже­том (вылепить героев для своей композиции). Например, заяц, тарелка, стол. Объединить работы нескольких детей в единую композицию.

 

Критерии оценки:

o 3 балла - делает все самостоятельно. Умеет лепить человека или животного в движении. При лепке животных, птиц, людей использует приёмы по типу народных игрушек. Умеет украшать декоративными элементами (приём налепа и углублением рельефа руками, наносит рисунок стекой). Умеет создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур. После себя приводит в порядок доску и стеку.

o 2 балла - делает самостоятельно, но с небольшими затруднениями. При затруднении обращается за помощью к взрослого. Оставляет после себя грязные инструменты, не убирает место.

o 1 балл - в большей степени не справляется с предложенными заданиями.

 

4) Аппликация

Задание: коллективная аппликация «Аквариум».

Правильно пользуется ножницами, использует разнообразные приемы вырезания. Изображает предметы и несложные композиции.

 

o 3 балла - делает все самостоятельно. Владеет навыками и приёмами симметричного вырезывания. Знает, что такое обрывная аппликация; в ей использует мелкое обрывание. Умеет составлять композицию для сюжетной аппликации (размеры деталей, расположение главного сюжетного героя в центре). В декоративной аппликации соблюдает ритмичность, симметрию. После себя оставляет убранное место.

o 2 балла - делает самостоятельно, но с небольшими затруднениями. При затруднении обращается за помощью к взрослого. Оставляет после себя не убиранное место.

o 1 балл - в большей степени не справляется с предложенными заданиями.

5) Конструирование из бумаги и природного материала.

Задание: коллективное конструирование «Построим город».

Постройка по образцам, каждый ребенок выбирает, что будет строить и где будет находиться его постройка.

 

Критерии оценки:

o 3 балла — делает все самостоятельно.

o 2 балла — делает самостоятельно, при затруднении обращается за помощью к взрослым.

o 1 балл — в большей степени не справляется с предложенными заданиями.

Высокий уровень – 39 - 51 балл;

средний уровень- 29 - 38 баллов;

низкий уровень- 17 - 28 баллов.

Образовательная область «Труд»

1) Ручной труд

Задание «Магазин игрушек». Выполняется из листа, сложенного пополам. Сгибая лист в разных направлениях, смастерить игрушки с использованием дополнительных материалов: конфетти, полоски бумаги.

 

Критерии оценки:

o 3 балла - делает все самостоятельно. Умеет работать с бумагой по готовой выкройке. Умеет создавать объемные фигуры из бумаги (простейшие приёмы оригами). Умеет делать игрушки из природного материала (шишки, костьочки, палочки, пласитилин; клей ПВА, листья и т.д.) Умеет создавать игрушки для сюжетно-ролевых игр. имеет представление, как сделать сувениры и украшения (на елку). Умеет изготавливать пособия для занятий и самостоятельной и игровой деятельности (веер, гармошку, кораблик, кошелёк и пр.). Знает и помогает в ремонте книг.

o 2 балла - пробует вышеуказанное делать самостоятельно, но с затруднениями; обращается за помощью взрослого.

o 1 балл - в большей степени не справляется с предложенными заданиями или даже не имеет представления о таковых.

2) Самообслуживание

Исследование осуществляется через наблюдение за повседневной жизнью ребёнка.

Критерии оценки:

o 3 балла — делает все самостоятельно: умеет ухаживать за одеждой и обувью, аккуратен при переодевании и складывании одежды после и перед прогулкой. Умеет исправлять недостатки во внешнем виде (поправляет одежду, причёсывается, убирает грязь и т.д.). Сам без помощи взрослого чистить зубы, умывается, тщательно моет руки (выжимает их и выключает воду). Умеет содержать рабочее место в порядке.

o 2 балла — пробует делать всё самостоятельно, но присутствуют неаккуратность или требуются подсказки. При затруднении обращается за помощью к взрослым.

o 1 балл — в большей степени не справляется с самообслуживанием, постоянно нуждается в помощи.

 

3) Хозяйственно-бытовой труд

Исследование осуществляется через наблюдение за выполнением трудовых поручений, а также в повседневной деятельности (после сна, занятий, по окончании игровой или свободной деятельности).

 

Критерии оценки:

o 3 балла - делает все самостоятельно. Видит и умеет поддерживать порядок в группе. С интересом и желанием выполняет обязанности дежурного по столовой, до и после занятий (ловко раскладывать и убирать посуду, материалы). Помогает взрослому наводить порядок на участке д/с.

o 2 балла - пробует трудиться самостоятельно, однако, часто без желания или не в полном объёме. При затруднении обращается за помощью к взрослым.

o 1 балл - в большей степени не справляется с предложенными заданиями.

 

4) Труд в природе

Исследование осуществляется через наблюдение за выполнением трудовых поручений на участке во время прогулок.

 

Критерии оценки:

o 3 балла - делает все самостоятельно. Умеет выполнять обязанности дежурного в уголке природы. Владеет навыками выполнения работы в цветнике и на огороде. Помогает в уходе за растениями в «огороде на подоконнике». За собой убирает инструмент.

o 2 балла – старается выполнять задания самостоятельно, при затруднении обращается за помощью к взрослым.

o 1 балл - в большей степени не справляется с предложенными заданиями.

 

Высокий уровень – 39 - 51 балл;

средний уровень- 29 - 38 баллов;

низкий уровень- 17 - 28 баллов.

 


 

 

Образовательная область

«Социально – коммуникативное развитие»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: