При заполнении этого раздела педагог не только наблюдает за свободной игровой и совместной деятельностью детей. Но также предлагает им выполнить ряд заданий, разбирает создавшиеся спорные ситуации, обсуждает поступки и действия окружающих (персонажей сказок, героев на занятиях, людей из близкого окружения и т.д.) и специально организует разные виды игр.
1. Сюжетно-ролевые игры
1) Развитие ролевой игры как деятельности
2) Формирование взаимоотношений
3) Развитие творчества
Критерии оценки:
o 3 балла — творчески использует в игре знания об окружающей жизни. Умеет развернуть совместную игру. Выполняет роли в соответствии с сюжетом игры. Проявляет инициативу в распределении обязанностей и ролей. Активно принимает участие в изготовлении атрибутов к игре. Выполняет правила поведения в игре, соблюдает игровые договорённости. Проявляет дружеские взаимоотношения. Считается с интересами и мыслями товарищей. Проявляет в игре честность и справедливость. Создает и использует условия. Пробует вводить новые сюжеты.
o 2 балла — малоактивен в организации игр, мало или совсем не участвует в распределении ролей и обязанностей. Нарушает игровые правила, часто мешает играть. Устанавливает правила, не всегда учитывающие интересы игры других детей.
o 1 балл — в большей степени не играет с детьми, низкая игровая активность.
2. Игры с правилами
1) Подвижные игры
2) Дидактические игры
Критерии оценки:
o 3 балла - знает, принимает и выполняет правила игры. Умеет объяснить правила игры новенькому. Сформирована справедливая оценка в игре – проиграл, играешь по правилам и пр. Умеет и активно играет в дидактические игры. Умеет выполнять роль ведущего в играх с правилами.
o 2 балла - пробует играть, соблюдать условия игры, Однако, часто путается с выполнением условий и правил. Хитрит или нарушает. быстро теряет интерес к таким играм.
o 1 балл – не играет – не знает или не хочет соблюдать правила игры.
Высокий уровень – 37 - 48 балл;
средний уровень- 28 - 36 баллов;
низкий уровень- 16 - 27 баллов.
Особенности проведения мониторинга по разделам
Образовательная область «Познавательное развитие»: ФЭМП
Для определения уровня ФЭМП педагог проводит наблюдения за свободной игровой и совместной деятельностью детей, а также предлагает им выполнить ряд заданий. Задания выполняются как индивидуально, так и малыми группами. Результат выполнения заданий вносится в таблицу, в соответствующие заданию колонки.
При выполнении заданий детьми старшей и подготовительной групп необходимо обратить особое внимание на:
• умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться);
• умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку;
•умение выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов, сравнивать предметы по форме, величине, строению, цвету;
• знание цветов спектра;
• умение выделять характерные детали, красивые сочетания цветов, оттенков;
• умение различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно их называть;
• умение называть цвета по предметному признаку (малиновый, лимонный);
• умение классифицировать предметы по общим качествам и характерным признакам;
• умение при обследовании предметов включать движения рук по предмету.
•
Полученный в ходе наблюдения результат вносится в таблицы.
Заключительным этапом проведения диагностики по этому разделу будет подсчет баллов, набранных каждым ребенком индивидуально.
Образовательная область «Речевое развитие»
Педагог проводит наблюдения и беседу с ребенком в интересной, интонационно выразительной форме. Проводить наблюдение можно как индивидуально, так и с подгруппой детей, в зависимости от сложности задания.
Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста используются наглядные предметы, картинки, игрушки, соблюдается временной отрезок не более 15 минут.
Для детей старшего дошкольного возраста могут предлагаться задания без использования наглядных средств, но со знакомыми словами и точной формулировкой вопросов. Временной отрезок опроса не должен превышать 30 минут.
В конце наблюдений производится подсчет баллов, механизм подсчета индивидуален для каждой возрастной группы.
Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование целостной картины мира. Предметное и социальное окружение. Ознакомление с окружающим миром. Ознакомление с природой.
Педагог проводит наблюдения за свободной игровой и совместной деятельностью детей, а также предлагает им выполнить ряд заданий. Задания выполняются как индивидуально, так и малыми группами. Результат выполнения заданий вносится в таблицы, в соответствующие заданию колонки.