II часть. ФЦКМ. Ознакомление с природой




ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ – ИНСТРУМЕНТЫМОНИТОРИНГА

по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Образовательная область «Познавательное развитие»

I часть. Формирование целостной картины мира (ФЦКМ). Ознакомление с окружающим - предметный и социальный мир.

Что изучается?

1) Знания детей о видах транспорта, предметах, облегчающих труд человека в быту, и предметах, создающих комфорт.

 

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическая игра «Виды транспорта» (классификация видов транспорта: пассажирский, грузовой, транспорт специального назначения).

Предметные картинки: троллейбус, автобус, трамвай, грузовик, самосвал, скорая помощь, милицейская машина, пожарная машина и другие.

2. Дидактическая игра «Найди пару».

Предметные картинки: веник, пылесос, нож, блендер, стиральная доска, стиральная машина, печатная машинка, компьютер и другие

Содержание диагностического задания

1. Ребенок рассматривает картинки с различными видами транспорта.

Задание: разложи картинки по видам транспорта (пассажирский, грузовой, специальные машины).

2. Ребенок рассматривает картинки и сравнивает их.

Задания: сравни предметы и назови те, которые облегчают труд человека в быту и создают комфорт; разложи все картинки попарно (веник и пылесос, стиральная доска и стиральная машина и т. д.)

 

Критерии оценки

o 3 балла - ребенок различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд людей в быту, легко справляется с заданиями без помощи педагога.

o 2 балла - ребенок допускает 1-2 ошибки при классификации видов транспорта и предметов, облегчающих труд людей в быту. Требует дополнительных инструкций.

o 1 балл - ребенку требуются дополнительные пояснения, допускает более 3 ошибок, затрудняется в операции обобщения.

 

Что изучается?

2) Знания детей о размере, цвете, форме, «весе», материале, из которого сделан предмет, и умение его описывать.

 

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическая игра «А знаешь ли ты?»

Материал: предметы и предметные картинки: мячи разного размера, сделанные из различного материала (пластмасса, резина); деревянные или пластмассовые пирамидки разного размера, предметы из металла и стекла.

2. Дидактическая игра «Опиши знакомые предметы».

Материал: те же картинки или предметы, что и в п. 1

Содержание диагностического задания

1. Ребенок рассматривает предметы и картинки,

отвечает на вопросы:

- Какого размера резиновый мяч? Деревянная пирамидка?

- Назови цвет всех колец пирамидки.

- Что тяжелее: пластмассовый мяч или резиновый? Почему? (Можно продолжить ряд до 6 вопросов.)

2. Ребенок загадывает любой предмет и описывает его так, чтобы воспитатель мог понять, о каком предмете он говорит.

3. Задание: необходимо назвать цвет, форму, размер предмета, его «вес» (тяжелый или легкий) и материал, из которого сделан загаданный предмет.

 

Критерии оценки

o 3 балла - ребенок безошибочно определяет размер, цвет, форму, «вес», материал, из которого сделаны предметы, и на основе этого описывает их.

o 2 балла - ребенок, отвечая на вопросы задания 1, допускает не более двух ошибок, выделяет существенные признаки и характеризует предмет с небольшой помощью взрослого.

o 1 балл - знания о свойствах и качествах предмета разрознены, бессистемны. Ребенок допускает более 3 ошибок в первом задании, задание 2 выполнить не может

Что изучается?

3) Знания о свойствах и качествах различных материалов – происхождение названий предметов в зависимости от качественных прилагательных, характеризующих материалы или от их функционального назначения.

 

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическая игра: «Что из чего?»

Материал: предметы разного качества: мячи резиновый, теннисный, футбольный; стакан стеклянный, пластмассовый; кружка фарфоровая; кубики пластмассовые, деревянные; ложки пластмассовые, металлические; салфетки бумажные, матерчатые.

2. Дидактическая игра «Сравни предметы»

Ребенок держит в руках предметы, рассматривая их, сравнивает и объясняет отличительные их качества.

Содержание диагностического задания

1. Объедини предметы сделанные из стекла, пластмассы, резины и т. п.

2. Охарактеризуй деревянную ложку, называя свойства и качества материала, из которого она сделана (твердая или мягкая, хрупкая или прочная, температура поверхности теплая или холодная и др.). Затем педагог просит, поэтому же алгоритму дать характеристику еще 2-3 предметов.

3. Сравни металлическую ложку с деревянной матрешкой (металл холодный - дерево теплое), стеклянный стакан с металлической кружкой и другие.

 

Критерии оценки

o 3 балла — ребенок без ошибок классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризует свойства и качества этих материалов: структуру поверхности, твердость — мягкость, хрупкость - прочность, блеск, звонкость, температуру поверхности.

o 2 балла - при определении материалов, из которых сделаны предметы, допускает 1-2 ошибки. Требует дополнительных пояснений при определении свойств и качеств этих материалов, допускает неточности.

o 1 балл - ребенок не может классифицировать предметы самостоятельно и допускает много ошибок.

 

Что изучается?

4) Знания о профессиях строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности.

 

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическая игра «Угадай профессию».

Материал: предметные картинки с изображением людей разных профессий: повар, строитель, маляр, модельер, парикмахер, учитель, летчик, художник, пожарный, милиционер, музыкант, шофер, капитан, хлебороб и т. д.

2. Картинки с изображением атрибутов разных профессий и результатов труда людей различных профессий.

Содержание диагностического задания

1. Ребенок внимательно рассматривает картинки и перечисляет известные профессии, соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда.

Примерные вопросы беседы:

1. Какая профессия у этого человека?

2. Какие инструменты (атрибуты) нужны людям этой профессии?

3. Что делают люди этой профессии?

4. Объедини строителей.

5. Людей каких профессий можно назвать земледельцами?

 

Критерии оценки

o 3 балла — ребенок называет профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, учителя, художники, музыканты и т.д.; владеет приемом обобщения. Безошибочно соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда.

o 2 балла - ребенок перечисляет названия профессий по картинкам. Обобщает профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, музыкантов, но допускает ошибки.

o 1 балл - ребенок называет не все профессии, приемом обобщения не владеет.

 

Что изучается?

5) Знания о некоторых родах войск.

 

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактические игры: «Военные», «Боевая техника».

Материал: предметные картинки с изображением пограничника, моряка, летчика, подводника, танкиста, пехотинца; картинки с изображением техники, оружия для военных профессий.

Примерные вопросы:

1. Назови, кто изображен на картинках? (Военные.) Зачем они нужны?

2. При помощи картинок вспомни и назови известные тебе рода войск.

3. Какая боевая техника нужна в этих войсках? Например, танкисту (летчику) и т. д.?

4. Для чего нужны разные рода войск?

Критерии оценки

o 3 балла — ребенок различает рода войск, правильно отвечает на все вопросы.

o 2 балла - правильно называет 2-3 военных профессии, может о них рассказать.

o 1 балл — ребенок называет 1—2 военных профессии; затрудняется подобрать и назвать боевую технику, рассказать о профессии.

 

Что изучается?

6)Знания о себе, родном городе; стране.

 

Беседа

Примерные вопросы:

1. Назови город, в котором ты живешь

2. Назови свой домашний адрес.

3. С кем ты живешь вместе?

3. Ты знаешь, как зовут твоих близких родственников? Назови, пожалуйста.

4. Кем ты являешься бабушке и дедушке? (Ты кто для них?) И т. п.

5. Как называется наша страна?

6. Сможешь назвать главный город страны? Как по-другому сказать «самый главный город»?

Критерии оценки

o 3 балла - ребенок знает своих родственников; правильно называет домашний адрес (улица, дом, квартира), может назвать подъезд и этаж. Знает название родного города, страны, ее главного города.

o 2 балла - ребенок знает всех родственников, допускает неточности при назывании домашнего адреса, правильно называет город, в котором живет. Допускает ошибки или затрудняется назвать страну или главный город страны.

o 1 балл - ребенок знает и называет родственников, не знает домашнего адреса, не сразу называет город, в котором живет (или не знает вообще). Не называет страну и главный город страны.

 

Что изучается?

7) Знания о некоторых правилах дорожного движения.

 

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическое упражнение «Школа пешеходных наук».

Материал: сюжетная картинка с изображением улицы, тротуара, светофора; предметные картинки знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход».

Содержание диагностического задания

Ребенок рассматривает сюжетную картинку и отвечает на вопросы:

1. Как называют людей, идущих по улице?

2. Как правильно ходить по улице?

3. Назови знаки, с помощью которых пешеход может определить место, где можно перейти через улицу.

Ребенок рассматривает предметные картинки.

- Расскажи о значении разрешающих и запрещающих сигналов светофора.

 

Критерии оценки

o 3 балла - ребенок знает, что улицу переходят в строго определенном месте, называет знаки, знает сигналы светофора, проявляет интерес к изучению правил дорожного движения.

o 2 балла - ребенок знает правила перехода через улицу, значение сигналов светофора, затрудняется в названии знаков.

o 1 балл - ребенок затрудняется в определении места перехода улицы, но знает сигналы светофора, интереса к изучению правил дорожного движения не выражает

 

Высокий уровень — 58 - 66 баллов,

средний уровень – 43 - 57 баллов,

низкий уровень – 22 - 42 баллов.


Образовательная область «Познавательное развитие»

II часть. ФЦКМ. Ознакомление с природой

 

Что изучается?

1) Знания о зимующих птицах (синица, воробей, ворона, снегирь, галка, сорока)

 

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическая игра «Кто прилетает к кормушке».

Материал: иллюстрация с изображением кормушки (с прорезями) на фоне зимнего пейзажа; карточки с изображением зимующих и перелетных птиц.

2. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Материал: карточки с изображением 5-6 зимующих птиц и 2-3 перелетных птиц (синица, ворона, скворец, сорока; галка, снегирь, ласточка, воробей).

 

Содержание диагностического задания

1. Ребенок рассматривает картинку, уточняет изображенное время года. Вопросы:

- Как можно назвать птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

- Найди и помести на кормушку зимующих птиц.

- Расскажи, какие птицы прилетели к кормушке.

2. Ребенок рассматривает картинку. Вопросы:

- Какая птица лишняя и почему?

- Назови зимующих птиц, изображенных на картинке

 

Критерии оценки

o 3 балла — ребенок без помощи взрослого находит и называет 5-6 зимующих птиц.

o 2 балла — ребенок самостоятельно находит и называет 3-4 зимующих птиц.

o 1 балл — ребенок называет 1-2 птицы, затрудняется в классификации птиц (зимующих и перелетных).

 

Что изучается?

2) Знания о растениях и способах их размножения.

 

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическая игра «Чьи плоды?»

Материал: карточки с изображением деревьев (ель, дуб, клен, береза, сосна); картинки с плодами этих деревьев (еловая шишка, желудь, крылатка клена, березовая сережка, сосновая шишка); комнатные растения или их иллюстрации (хлорофитум, бальзамин, фиалка)

Содержание диагностического задания

1.Ребенок подбирает к каждому дереву нужную картинку с плодами. Вопросы:

- Назови, какие деревья ты узнал.

- Найди на картинках плод каждого дерева.

2. Ребенок рассматривает комнатные растения. Называет их. Задания:

На столе ты видишь одну фиалку, что нужно сделать, чтобы было много фиалок? Вспомни известные тебе способы размножения растений (черенками, усами и др.)

Критерии оценки

o 3 балла - ребенок самостоятельно подбирает к деревьям плоды. Называет правильно комнатные растения и способы их размножения.

o 2 балла - называет деревья, имеет представления о способах размножения, но допускает ошибки при подборе плодов и способах размножения комнатных растений.

o 1 балл - называет правильно 1-2 дерева, затрудняется в соотношении их с семенами. О способах размножения растений не имеет представления.

 

Что изучается?

3) Представления о переходе воды из твердого состояния в жидкое и наоборот.

 

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическая игра «Что было бы если…?»

Материал: иллюстрации лета и зимы, на которых изображена вода в разных состояниях (лужа, речка, снег, ледяная горка и др.)

Содержание диагностического задания

Ребенок рассматривает картинки. Вопросы:

- На какой из картинок изображена вода?

- На зимней картине есть вода?

- Почему ты так решил? Объясни.

- А можем мы летом увидеть лед?

- Почему?

 

Критерии оценки

o 3 балла - ребенок имеет представление о переходе воды из твердого состояния в жидкое и наоборот, обоснованно делает выводы, правильно отвечает на вопросы.

o 2 балла - ребенок имеет представление о переходе воды из твердого состояния в жидкое и наоборот, но затрудняется сделать выводы.

o 1 балл - ребенок не имеет представления о переходе воды из твердого состояния в жидкое и наоборот.

 

Что изучается?

5) Общая осведомленность о роли человека в природе.

 

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо».

Материал: диск со стрелкой в центре (по типу циферблата), в середине которого изображение природы, а по краям знаки, символизирующие положительное (кормушка для птиц, скворечник, посадка деревьев и т. д.) и отрицательное (сломанная ветка, сачок для бабочки и т. д.) поведение человека в природе.

Содержание диагностического задания

Ребенок, перемещая стрелку, рассказывает о помощи человека природе и о его вредном воздействии на природу.

 

Критерий оценки

o 3 балла — ребенок анализирует поведение человека в природе, делает выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.

o 2 балла - ребенок имеет представление о правильном поведении человека в природе, не всегда может объяснить вред, который причиняет человек природе.

o 1 балл - ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении задания, затрудняется делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе

 

Что изучается?

6) Знания о травянистых растениях (подорожник, крапива, лопух).

 

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическая игра «Что лишнее».

Материал: карточки с изображением растений (подорожник, крапива, лопух, береза).

Содержание диагностического задания

Ребенок рассматривает карточки с изображением растений и отвечает на вопросы:

- Как называются эти растения?

- Какое из растений лишнее и почему? (Ребенок убирает картинку.)

- Как можно назвать все растения одним словом? (Травянистые, трава.)

- Береза это... (дерево).

 

Критерии оценки

o 3 балла - ребенок называет изображенные растения, правильно выбирает лишнюю карточку, объясняет свой выбор, используя обобщающее слово «травянистые».

o 2 балла — ребенок называет правильно2 вида травянистых растений, но не знает обобщающего слова (травянистые). Поясняет, что береза - это дерево.

o 1 балл - ребенок называет правильно только одно травянистое растение, не выделяет лишнее растение, не знает обобщающих слов (дерево, травянистые растения)

 

Что изучается?

7) Знания о диких животных и их повадках (белка, лиса, заяц, медведь, волк).

 

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическая игра «Засели лес».

Материал: иллюстрация леса; карточки с изображением диких животных (белка, лиса, заяц, медведь, волк).

Содержание диагностического задания:

Ребенок рассматривает картинки. Вопросы:

- Как называют зверей, которые живут в лесу? (Дикие звери.)

- Посмотри, лес пустой, давай заселим его животными. Расскажи, что ты знаешь о каждом из них.

Ребенок поочередно «заселяет» в лес животных, отвечая на вопросы воспитателя об их жизни в лесу и повадках.

- Чем питается белка? (Грибами, орехами.) Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям? Что ей помогает спасаться от врагов? Что защищает от холода? (Зимняя шуба, пушистый хвост.)

- Чем питается заяц? Как он спасается от врагов? (Путает следы, меняет окраску.)

- Что помогает ему выдержать холод?

- Почему волка и лису называют хищниками? Что им помогает охотиться за животными?

- Как ведут себя волки во время охоты? (Волки собираются в стаи, вместе охотятся по ночам, могут подолгу гнаться за добычей.)

-Как охотится лиса? (Лиса незаметно подкрадывается, подкарауливает, заметает следы.)

- Чем питается медведь? Что делают медведи в зимнюю пору? (Впадают в спячку.) Что помогает медведю не питаться всю зиму? (Запас жира.)

- Какие еще животные впадают в спячку? (Ежи.) Чем питается ёж? Как спасается от врагов и что помогает ему в этом? (Сворачивается клубком, иголки.)

Критерии оценки

o 3 балла - ребенок с интересом выполняет задание, правильно отвечает на все вопросы воспитателя о жизни диких животных.

o 2 балла - ребенок имеет представление о повадках диких животных, не на все вопросы может ответить.

o 1 балл - ребенок имеет очень слабые представления о, повадках диких животных

 

Высокий уровень 18 - 21 баллов;

Средний уровень – 11 - 17 баллов;

Низкий уровень 7 - 10 баллов.


 

Образовательная область «Речевое развитие»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: