Основная часть
Тоновой (светлотный) и цветовой природные контрасты можно назвать основными. На их основе возникают и действуют другие виды контрастов — контрасты линий, форм, размеров, характеров, состояний, а также контрасты, связанные с идеями (контрасты идей, положений), контрасты в построении сюжета (контрасты в нахождении конструктивной идеи) и т. д.
Контраст в графической композиции
Светлое и темное
В изобразительном искусстве контраст светлого и темного является одним из наиболее выразительных средств создания образа. Но при этом надо понимать, что все эффекты контрастов относительны. Линия кажется более длинной или короткой в зависимости от соотношения ее с другой линией. Серый тон представляется то светлым, то темным в зависимости от того, с чем его сравнивают – с более светлым или более темным тоном. Контрастные пары следует подбирать так, чтобы они производили задуманное впечатление.
Полезно построить шкалу с градациями от светлого к темному.
Шкала тональной растяжки от белого к черному
Созвучие светлого и темного
Линии и пятна на листе воспринимаются по-разному. Белый круг будет казаться тем белее, чем темнее вокруг него фон.
Контрасты светлого и темного служат средством передачи как соотношений света и тени, так и пластики форм. На светлом фоне могут быть выразительны темные формы, а на темном фоне – светлые.
Белые и черные круги. Белые чашки, черные блюдца и белое яйцо.
Ф. Дикер, Веймар Л. Мюллер, Берлин
При компоновке сочетаний темного и светлого становится видно, что тональная насыщенность форм разных размеров бывает различной.
|
Иногда в картине светлый и темный планы сосуществуют рядом друг с другом. Такой прием называется приемом смещения.
Задание на композицию с переходом светлого пятна в темный фон и темного в светлый. Отдельные пятна лишены контурной проработки.
Наперстянка. Е. Анбеланг, Вена
Уравновешенная композиция из
различных по размеру и тону плоскостей
Поначалу, чтобы научиться точнее передавать тональные отношения и характер форм,
следует отказаться от моделирования объемов.
Натюрморт, решенный на градациях светлого и темного. Рисунок соцветия с четким разделением тонов.
Е. Боймер, Берлин. С. Баумейстер, Берлин.
Через тональные характеристики изображения можно выразить свои эмоциональные переживания. При изображении дерева, покрытого изморозью, ставилась задача подчеркнуть выразительные возможности сочетания светлого и темного.
В рисунке лошадей кроме контраста светлого и темного присутствует контраст объемных форм с линейным рисунком.
Дерево, покрытое изморозью. П. Шмидт, Берлин Черно-белое изображение лошадей. Б. фон Грефе, Берлин.
Светлое и темное, крупные и мелкие пятна вступают в живое взаимодействие.
Прогулка. И. Хиршлаф, Берлин
Изображение прыгающей собаки – исследование соотношения светлого и темного. Одинаковые тона объединяют, разные отталкивают. Белую собаку белый фон притягивает, а черный выталкивает, она может выпрыгнуть из него. Черная собака не в состоянии прыгнуть, если сзади нее сдерживающий черный фон, а спереди, отпугивающий белый.
Прыгающая собака. А. Резе, Берлин.
|
Каждый художник, исходя из своего темперамента, использует контраст светлого и темного, например, или для конструктивного построения композиции или для оптической передачи света и тени, или как инструмент для выражения тончайших ощущений.
Сопоставление крупных пятен черного и белого, широкие заливки тушью или акварелью по всей массе изображаемой формы развивают чувство пропорций, помогают восприятию целостного объема натуры, нахождению выразительной композиции в листе.
В рисунке художник сталкивается с необходимостью передать средствами графики различные поверхности. У каждой поверхности есть текстура или узор, который можно изобразить штрихами, тонами, линиями, точками и т.п. Через текстуру выражается фактура, т.е. материальность предмета. Каждая текстурная область рисунка как-то связана с окружающими ее текстурами. Они подчеркивают друг друга. Можно усилить эффект одной за счет другой. Впечатления, производимые текстурными эффектами, зависят от того, что изображено рядом с ними. Графическое изображение и точная передача текстуры различных материалов: дерева, коры, стекла, меха, камня развивают наблюдательность и раскрывают возможности восприятия. Дерево может быть волокнистым, сухим, грубым, гладким или с бороздками, а металл – твердым, тяжелым, блестящим. Контрасты гладкого – шершавого, твердого – мягкого, легкого – тяжелого, колючего - нежного дают возможность передать индивидуальный текстурный характер предметов.
Чертополох. Г. Штольцель, Веймар. Текстура тушью по влажной бумаге. Менцель, Веймар.
|
Цветущая бузина. Ж. Блес, текстильная школа в Цюрихе.
Светлые на солнце и темные в тени, переплетенные между собой соцветия бузины контрастируют с темными листьями, создавая дифференцированные текстуры и структуру темного и светлого.
Если видеть в рисунке набор взаимоотношений, то они могут быть сведены к следующим контрастным парам определений: «большой – маленький», «светлый – темный», «гладкий – шероховатый» и т. д. При этом интерес представляет не только объект изображения, но и область вокруг него.
Типы контрастных отношений
Точка Линия Плоскость Объем
Большое – маленькое Высокое – низкое Толстое – тонкое Широкое – узкое
Прозрачное – непрозрачное Гладкое – шершавое Спокойное – беспокойное Много - мало
Контраст разных направлений Светлое – темное Мягкое – твердое Легкое - тяжелое