Этот контраст характеризует размерные соотношения между двумя или несколькими цветовыми плоскостями. Противопоставление между «много» и «мало», «большой» и «маленький».
Силу воздействия цвета определяют два фактора: светлота цвета и размер цветового пятна.
По Гете степень светлоты основных цветов можно представить системой следующих соотношений:
Желтый 9
Оранжевый 8
Красный 6
Фиолетовый 3
Синий 4
Зеленый 6
Примеры соотношения светлоты пар цветов:
Желтый: фиолетовый = 3: 9 = 3: 1 = ¼: ¾
То есть желтый цвет, будучи в три раза светлее, должен занимать одну треть пространства.
Оранжевый: синий = 8: 4 = 2: 1 = 2/3: 1/3
Красный: зеленый = 6: 6 = 1: 1 = ½: ½
Желтый 3 Оранжевый 4 Красный 6 Фиолетовый 9
Синий 8 Зеленый 6
Или:
Желтый: оранжевый = 3: 4 Желтый: фиолетовый = 3: 9
Желтый: красный: синий = 3: 6: 8 Оранжевый: фиолетовый: зеленый = 4: 9: 6
И так далее.
Круг гармоничного соотношения основных и дополнительных цветов и их пространственных характеристик.
Сначала весь круг делится на три равные части, затем каждая из них делится пропорционально числовым отношениям двух дополнительных цветов:
- одна треть круга для желтого и фиолетового цвета в соотношении 1/4: 3/4
- другая треть для оранжевого и синего, как 1/3: 2/3
- последняя треть для красного и зеленого 1/2: 1/2
Когда эти пропорции найдены, рисуется другой, того же размера круг, где в соответствии с найденными пропорциями создается цветовой ряд согласно последовательности цветового круга: желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий, зеленый.
Здесь красный и зеленый даны в равных пространственных соотношениях
Красный цвет представлен в предельно минимальном количестве. Зеленый занимает большую площадь. В связи с этим красный начинает звучать сильнее /по закону симультанного контраста/.
|
Брейгель, "Падение Икара" (на сине-зелено-коричневатом фоне яркое оранжевое пятно воротника и рукава):
Заключение
На основе вышесказанного о контрастах, определяя роль и значение контрастов в изобразительном, да и в других видах искусства, следует сказать:
1) контрасты являются законом композиции, представляющим собой специфическое проявление всеобщего закона диалектики — закона единства и борьбы противоположностей;
2) без контрастов нельзя создать не только произведения искусства, но даже простое изображение, в том числе линейный рисунок. Контрасты — это необходимое условие для того, чтобы зритель увидел изображение, так как без них изображение сольется с фоном по тону или цвету;
3) контрасты создают выразительность произведения искусства и поэтому выступают воздействующей силой композиции;
4) контрасты в композиции выступают как композиционная сила не только с точки зрения «механики» построения, т. е. построения композиции как какой-то структуры, но и с точки зрения творческого процесса создания художественных образов: большая часть творческого процесса создания художником произведения - от появления замысла и первых черновых эскизов композиции до завершения - это все композиционная работа, которая пронизана мыслью об основной идее, об основных образах и облике произведения. А это всегда, даже в первоначальном замысле, когда образ произведения находится в зрительной памяти художника, предполагает наличие тех или иных контрастов. Поэтому основная работа над произведением связана с проблемой определения характера контрастов в связи с созданием художественного образа.
|
3. Список литературы
1. Зайцев А. С. Наука о цвете и живопись. Искусство,1986.
2. Иттен Иоханнес. Искусство формы. М., издатель Д. Аронов, 2004
3. Иттен Иоханнес. Искусство цвета. М., издатель Д. Аронов, 2004
4. Кибрик Е. А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве // Вопр. философии. 1966. № 10.
5. Хидеяки Чидзиива Гармония цвета. Руководство по созданию цветовых комбинанций. АСТ, Астрель, 2003
6. Шумакова Л.П. Новые подходы к преподаванию дисциплины "Композиция"/Л.П. Шумакова. - 2006 // Среднее профессиональное образование, 2006,N N 3..-С.18-22
7. Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания. М.; Л., 1953.
Электронные источники
1. И.В. Гете. К учению о цвете. Хроматика. Очерк учения о цвете (отрывки) https://psyfactor.org/lib/gete.htm
2. Статьи о теории цвета https://colory.ru/colortheory
3. Цвет и свет https://kazimirmalevich.ru/t4_2_1