Контраст по насыщенности




Говоря о «качестве цвета», мы имеем в виду его чистоту и насыщенность. Слова «контраст по насыщенности» фикси­руют противоположность между цветами насыщенны­ми, яркими и блёклыми, затемнёнными. Призматичес­кие цвета, полученные путём преломления белого све­та, являются цветами максимального насыщения или максимальной яркости.

Среди пигментных цветов мы также имеем цвета макси­мальной насыщенности. Едва только чистые цвета затемняются или осветляются, они теряют свою яркость. Цвета могут быть осветлены или затемнены четырьмя способами:

1. Чистый цвет может быть смешан с белым, что придаёт ему несколько более холодный характер.

Карминно-красный цвет при его смещении с белым приобре­тает синеватый опенок и резко меняет свой характер.

Жёлтый также становится немного более холодным бла­годаря примеси белого. Основной характер синего цвета остаётся в значительной мере неизменным.

Фио­летовый цвет чрезвычайно чувствителен к примеси бе­лого, и если насыщенный тёмно-фиолетовый цвет име­ет в себе нечто угрожающее, то от примеси белого он становится более светлым - лиловым - и производит приятное и спокойно-весёлое впечатление.

2. Чистый цвет можно смешать с чёрным. При этом жёл­тый теряет свою лучистую светлоту и яркость другую эмоциональную окрашенность. Это немедленно сказывается на силе его яркости.

При подмешивании чёрного цвета к ярко-красному кармину последний получает звучание, приближающее его к фиолетовому.

Красная киноварь при подмешивании чёрного даёт нечто вроде жжённого, красно-коричневого вещества.

Синий цвет затмевается чёрным. Достаточно небольшого добавле­ния чёрного, чтобы его яркость быстро исчезла.

Зелё­ный цвет допускает гораздо больше модуляций, чем фиолетовый или синий, и имеет много возможностей своего изменения. Обычно чёрный цвет отнимает у цве­тов их светлоту.

3. Насыщенный цвет может быть разбавлен благодаря до­бавлению к нему смеси чёрного и белого, то есть серого цвета. Едва только к насыщенному цвету добавляется серый, то получаются светлые, более светлые или более тёмные, более блёклые тона, чем тон первоначального цвета. Подмешивание серого цве­та нейтрализует другие цвета.

4. Смешивая дополнительные цвета между собой можно получить новые красивые оттенки. Зелёный и красный при смешивании переходят в серый. Все зависит от пропорций цветов.

Различные смеси двух дополнительных цветов при осветлении их белым цветом дают редкостные по своей сложности тона.

 

Действие контраста «блёклый-яркий» относительно. Какой-нибудь цвет может показаться ярким рядом с блёклым тоном, и блёклым - рядом с более ярким.

Чистый цвет помещается в центре, а нейтральный серый одина­ковой яркости в каждом из четырёх углов. Получается четы­ре более или менее разбавленных промежуточных тона. Для выявления контраста насыщения, необходимо уст­ранить контраст светлого и тёмного, с тем, чтобы яркость всех квадратов была одинаковой.

Если вместо серого использовать хроматические цвета, то всё будет гораздо более ярким. Если добиваться выразительности всей компо­зиции, используя только контраст по насыщенности без вся­ких иных контрастов, то блёклый цвет должен быть под­мешан к яркому. Яркий красный должен контра­стировать с блёклым красным, а синий яркий с блёк­лым синим. Но нельзя ставить вместе яркий красный с блёклым синим или яркий зелёный с блеклым красным. Иначе чистый контраст по насыщенности будет заглушен дру­гими новыми контрастами, например, контрастом холо­да и тепла.

Использование контраста по насыщенности можно видеть в картине Поля Клее.

 


Поль Клее «Волшебная рыба», Филадельфия, Музей искусства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: