Говоря о «качестве цвета», мы имеем в виду его чистоту и насыщенность. Слова «контраст по насыщенности» фиксируют противоположность между цветами насыщенными, яркими и блёклыми, затемнёнными. Призматические цвета, полученные путём преломления белого света, являются цветами максимального насыщения или максимальной яркости.
Среди пигментных цветов мы также имеем цвета максимальной насыщенности. Едва только чистые цвета затемняются или осветляются, они теряют свою яркость. Цвета могут быть осветлены или затемнены четырьмя способами:
1. Чистый цвет может быть смешан с белым, что придаёт ему несколько более холодный характер.
Карминно-красный цвет при его смещении с белым приобретает синеватый опенок и резко меняет свой характер.
Жёлтый также становится немного более холодным благодаря примеси белого. Основной характер синего цвета остаётся в значительной мере неизменным.
Фиолетовый цвет чрезвычайно чувствителен к примеси белого, и если насыщенный тёмно-фиолетовый цвет имеет в себе нечто угрожающее, то от примеси белого он становится более светлым - лиловым - и производит приятное и спокойно-весёлое впечатление.
2. Чистый цвет можно смешать с чёрным. При этом жёлтый теряет свою лучистую светлоту и яркость другую эмоциональную окрашенность. Это немедленно сказывается на силе его яркости.
При подмешивании чёрного цвета к ярко-красному кармину последний получает звучание, приближающее его к фиолетовому.
Красная киноварь при подмешивании чёрного даёт нечто вроде жжённого, красно-коричневого вещества.
Синий цвет затмевается чёрным. Достаточно небольшого добавления чёрного, чтобы его яркость быстро исчезла.
|
Зелёный цвет допускает гораздо больше модуляций, чем фиолетовый или синий, и имеет много возможностей своего изменения. Обычно чёрный цвет отнимает у цветов их светлоту.
3. Насыщенный цвет может быть разбавлен благодаря добавлению к нему смеси чёрного и белого, то есть серого цвета. Едва только к насыщенному цвету добавляется серый, то получаются светлые, более светлые или более тёмные, более блёклые тона, чем тон первоначального цвета. Подмешивание серого цвета нейтрализует другие цвета.
4. Смешивая дополнительные цвета между собой можно получить новые красивые оттенки. Зелёный и красный при смешивании переходят в серый. Все зависит от пропорций цветов.
Различные смеси двух дополнительных цветов при осветлении их белым цветом дают редкостные по своей сложности тона.
Действие контраста «блёклый-яркий» относительно. Какой-нибудь цвет может показаться ярким рядом с блёклым тоном, и блёклым - рядом с более ярким.
Чистый цвет помещается в центре, а нейтральный серый одинаковой яркости в каждом из четырёх углов. Получается четыре более или менее разбавленных промежуточных тона. Для выявления контраста насыщения, необходимо устранить контраст светлого и тёмного, с тем, чтобы яркость всех квадратов была одинаковой.
Если вместо серого использовать хроматические цвета, то всё будет гораздо более ярким. Если добиваться выразительности всей композиции, используя только контраст по насыщенности без всяких иных контрастов, то блёклый цвет должен быть подмешан к яркому. Яркий красный должен контрастировать с блёклым красным, а синий яркий с блёклым синим. Но нельзя ставить вместе яркий красный с блёклым синим или яркий зелёный с блеклым красным. Иначе чистый контраст по насыщенности будет заглушен другими новыми контрастами, например, контрастом холода и тепла.
|
Использование контраста по насыщенности можно видеть в картине Поля Клее.
Поль Клее «Волшебная рыба», Филадельфия, Музей искусства.