Обычно говоря о природе цвета, перечисляют семь типов цветовых контрастов:
1. Контраст по цвету
2. Контраст светлого и темного
3. Контраст холодного и теплого
4. Контраст дополнительных цветов
5. Симультанный контраст
6. Контраст по насыщенности
7. Контраст по площади цветовых пятен
Контраст по цвету
Желтый, красный и синий обладают наиболее сильно выраженным контрастом по цвету. Данный контраст создает впечатление силы, пестроты, решительности /рис. 1/. Хотя
основная группа трех цветов желтого, красного и синего представляет собой самый большой контраст по цвету, однако и все другие чистые цвета могут быть представлены ряду сильных контрастов /Рис. 2/. Контраст по цвету позволяет, осветляя и затемняя выбранные цвета, получить множество различных сочетаний /Рис. 3/. Белый цвет ослабляет прилегающие к нему цвета и делает их более темными, черный, наоборот, усиливает и делает их более светлыми. Поэтому белый и черный являются важными элемкнтами цветовых композиций /Рис. 4/.В упражнении, показанном на рисунке 5, где жёлтый, красный, синий, белый и чёрный цвета даны в шахматном порядке, ставится задача расположить эти цвета в двух направлениях, для того чтобы развить чувство цветовой напряженности пятен.
Композиция рисунка 6 состоит из локальных цветов, обладающих наивысшей светосилой, а также их осветлённых и затемнённых градаций и включённых сюда белого и чёрного цвета. Когда система цветовых сочетаний, показанных на рисунке 2, окажется усвоенной, можно быстро подобрать цвета для упражнений рисунка 7.
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Рис.4 Рис.5
Рис.6 Рис.7
Очень интересные результаты получаются, если одному из цветов отводится главная роль, а остальные используются в небольших количествах - лишь для того, чтобы подчеркнуть качества главного цвета. Подчёркивая какой-то один цвет, мы усиливаем общую выразительность работы.
|
В пределах цветового контрастирования может быть решено множество живописных тем. Этот контраст дает ощущение особой пестроты жизни, порождённой стихийной силой. Незатемнённые цвета первого и второго порядка всегда вызывают в нас ощущение первородных космически-светоносных сил и жизнеутверждающей материальности.
На цветовых контрастах основано народное искусство различных стран. Пёстрые вышивки, костюмы и керамика свидетельствуют о естественной радости, которую вызывают яркие краски. В украшенных миниатюрами ранних средневековых рукописях контрасты по цвету используются в самых разных вариантах, причём в меньшей степени в мотивах духовного порядка, и в большей — в целях создания радостной декоративной пестроты.
Цветовые контрасты можно очень часто найти в витражах, особенно ранних, где их стихийная сила берёт верх над пластическими формами архитектуры. Многие художники строили свои картины, используя прежде всего принцип цветового контрастирования. Следует признать, что выразительные возможности каждого отдельного цветового контраста могут проявляться самыми различными способами. С их помощью можно выразить бурное веселье, глубокое горе, земную первородность и космическую универсальность.
Фрагмент манускрипта Christine de Pizan, Витражи – яркий пример использования цветового контраста
|
1414 г., British Library
Головной убор "Сорока" Тульской губернии А. Матисс "Янтарное ожерелье", 1937 А. Матисс, Севильский натюрморт, 1910-1911, Эрмитаж
19 век (Российский этнографический музей) (источник - сайт музея: https://www.hermitagemuseum.org/)
Художники дизайнеры различных направлений также используют цветовые контрасты: оформление интерьеров, игрушки, создание одежды, особенно детской и построенной на фольклорных мотивах.
Практически вся современная реклама товаров повседневного спроса построена на контрасте по цвету. Но самым нещадным образом этот контраст эксплуатирует современная телевизионная картинка: примитивно, кричаще, зато ярко, броско, и, главное, люди реагируют...
Джереми Скотт, 2010