Об устойчивости и изменчивости рас




Мнение о том, что расы в том или ином виде существовали всегда, с одной стороны, подтверждается значительными различиями ископаемых черепов, с другой – тоже имеет недостатки. Во-первых, уже несколько раз упоминалось, что зачастую в одном древнем местонахождении мы имеем черепа, которые формально можно отнести к разным расам. Конечно, можно объяснять это индивидуальной изменчивостью, смешанными браками или переходом индивидов из группы в группу, но в таком случае неясно, как же тогда, при такой лёгкости смены группы, сохранялась значительная расовая разница между этими группами?

Во-вторых, принимая за действительность "великий африканский исход" 80-40 тысяч лет назад, логично предположить начало формирования большинства рас современного человека лишь с этого времени. Более ранние расы палеоантропов и архантропов, хотя и наверняка существовали, к нашему виду не имеют отношения (конечно, если они не дали вклад в формирование локальных рас в результате метисации, а по новейшим данным генетики, такие метисации вроде бы имели место как минимум дважды – с неандертальцами в Европе и загадочными "денисовцами" где-то по пути в Меланезию).

Отдельный и очень важный вопрос: насколько расы устойчивы во времени? Как быстро они меняются? Ведь, если они меняются очень быстро, мы почти ничего не сможем сказать о сложении рас, исходя из единичных находок, разделённых огромными временными промежутками. Удивительно, но все вероятные варианты – расы весьма устойчивы во времени, расы заметно меняются со временем, расы могут меняться ОЧЕНЬ быстро – встречаются в реальности.

Первый пример – австралийские аборигены. При почти полной изоляции на протяжении около 42-45 (O'Connell et Allen, 1998) или, максимум, 48 тысяч лет (Gillespie, 2002) австралийская раса не претерпела принципиальных изменений. За это грандиозное время лишь несколько в среднем уменьшилась массивность, а может, даже и не уменьшилась. Как ни странно, подобная стабильность может наблюдаться и в условиях, когда такой исключительной изоляции нет. Примерами могут служить дальневосточная и эфиопская расы. На территории центрального Китая и Египта расовый облик населения принципиально не поменялся с неолита – не менее 5 тысяч лет, при том что достоверно известны значительные перемещения населения, неоднократные чужеземные завоевания, резкие изменения численности и прочие неурядицы. Несмотря на все эти исторические сложности, современные китайцы и египтяне отличаются от своих неолитических предков в основном уровнем массивности – меньшим развитием надбровья, меньшими зубами и тому подобными мелочами. Все же ведущие расовые признаки остались, как ни удивительно, прежними.

Замечательный пример плавного изменения расовых признаков даёт нам история сложения айнской расы, поскольку она протекала в большой изоляции без существенного притока новых групп населения. Судя по краниологическим данным, айны являются прямыми потомками создателей культуры дзёмон (Hanihara, 1998). В свою очередь, дзёмонцы с наибольшей вероятностью восходят к верхнепалеолитическому населению Японских островов (Seguchi, 2004; The Minatogawa man, 1982). Несмотря на существующее разнообразие мнений, можно констатировать, что верхнепалеолитические люди в антропологическом отношении отличались от неолитических дзёмонцев, те, в свою очередь, несколько разнились от эпи-дзёмонцев, а последние заметно отличались от современных айнов, которые в более-менее современном виде известны примерно с XIII века нашей эры. Таким образом, сложение курильской расы заняло в целом 15-20 тысяч лет, в течении которых признаки менялись плавно и постепенно.

Из исторического времени известно несколько примеров быстрого изменения рас, как правило, в результате метисации. Лучше всего изучено становление южносибирской расы: в бронзовом веке степи юга Западной Сибири были населены европеоидами, а в позднем средневековье тут уже жили представители вполне сложившейся южносибирской расы. Глобальные перемещения монголоидного населения с востока на запад начались во II веке нашей эры переселениями хунну, а закончились татаро-монгольским нашествием XIII века нашей эры. Понятно, что и до гуннов монголоиды проникали на запад, что чётко прослеживается по останкам людей пазырыкской и близких ей культур Алтая – с VII-VI веков до нашей эры. После же татаро-монголов метисация шла ещё несколько столетий, так что окончательно сложение южносибирской расы относится к XIV-XVI векам нашей эры. Таким образом, при весьма интенсивном смешении расообразование заняло примерно от 1500 до 2200 лет.

С другой стороны, в современной Латинской Америке интенсивное смешение всех рас планеты, происходившее с момента открытия Америки Колумбом, доныне не привело к уравниванию признаков до состояния монолитной расы, то есть 500 лет для этого оказалось недостаточно. Впрочем, за всё это время шёл постоянный приток новых мигрантов, которые не давали "устаканиться" расовым комплексам. В более локальном масштабе, например, Мексики и Пуэрто-Рико новые расовые типы фактически успели сложиться, хотя доныне они не нашли адекватного места в расовых схемах.

Таким образом, заранее невозможно определить, как могли вести себя расовые комплексы той или иной территории, тем более, что причины стабильности или нестабильности конкретных рас достоверно неизвестны.

Очевидно, что решить все указанные сложности и противоречия можно, лишь тщательно изучая реальные краниологические материалы, а не упражняясь в теоретических построениях. А данные на настоящий момент примерно таковы...

 

Монголоиды

Как произошли переходные варианты монголоидной расы? Какие признаки наиболее характерны для ее представителей? Какая раса монголоидов наиболее многочисленная? Об этом рассказывает кандидат биологических наук Станислав Дробышевский.

Монголоидная раса — называется она еще азиатской расой — это раса, с одной стороны, с огромным ареалом, в половину примерно Азии, масса всяких островов, с огромной численностью. Как всем известно, одних китайцев больше миллиарда. С другой стороны, удивительно однообразная — с севера на юг и с запада на восток. Среди всех так называемых больших рас она, наверное, одна из самых однородных.

Что не исключает, конечно, наличия каких-то вариантов. Более того, монголоидная раса, поскольку по краям соприкасается с другими расами, имеет переходные варианты. Переходные группы между европеоидами и монголоидами составляют аж две расы. Это уральская раса — представители, живущие в Поволжье, на Урале, в Зауралье, в Западной Сибири, такими суперобразцовыми представителями часто называют ханты и манси. Естественно, не только они туда входят, потому что уральские, или уралоидные, черты встречаются у татар, у чуваш, у мордвы, у марийцев, у кетов в Западной Сибири и много у кого еще.

Уральская раса усредненная между монголоидами и европеоидами. С точки зрения европеоидов, они могут показаться монголоидами, но, с точки зрения монголоидов, они покажутся европеоидами. Это выражается и в форме и цвете волос, и в форме глаз, и в чем угодно еще. Правда, существует большой вопрос: уральская раса возникла здесь в силу изоляции или в силу смешения монголоидов и европеоидов? Скорее всего, оба фактора имели значение.

Южнее живут представители южносибирской расы. Туда тоже входят представители многих народов, но два основных народа считаются типичными представителями — это казахи и киргизы.

Относительно происхождения южносибирской расы известно больше, наверное, чем о происхождении любой другой расы, поскольку это были кочевники, не так давно они там сложились в виде южносибирской расы, этот регион хорошо изучен археологически и палеоантропологически. Поэтому сложение южносибирской расы — как смешение европеоидов, живших здесь раньше, в бронзовом веке, с монголоидами, которые с раннего железного начали сюда приходить, где-то к XVI веку все эти движения закончились — описано и изучено очень хорошо. Также есть переходы между монголоидами и экваториалами в Юго-Восточной Азии, но там беда в научном плане, потому что эти переходы практически никем не описаны.

Монголоиды характеризуются целым набором довольно ярких признаков. Цвет кожи у них достаточно светлый по мировому масштабу, у некоторых северных бывает очень светлый, но, скажем, в Индонезии бывают довольно смуглые оттенки кожи, хотя экваториальных никогда не достигают.

Волосы практически у всех монголоидов одинаковые — прямые и черные. Причем не только прямые. Они еще так называемые тугие.

Диаметр волоса большой, чем и отличается от прямых волос, скажем, северных европеоидов, у которых волосы тоже прямые, но мягкие, тоненькие.

Этот признак у монголоидов до крайности однообразен, и любые варианты практически однотипны. Хотя варианты встречаются. Например, в некоторых группах якутов и эвенков — до 40% с русыми волосами, иногда с очень светлыми бывают. Некоторые считают, что это влияние примеси русских, но, скорее всего, это свое, родное состояние, потому что они жили в изоляции, а в изоляции такие признаки часто появляются сами по себе. На самом юге расселения монголоидов иногда встречаются сильно волнистые, даже чуть ли не курчавые волосы вследствие смешения с экваториалами — например, на Филиппинах это далеко не редкость.

Характернейшая черта монголоидов — это небольшой разрез глаз и наличие эпикантуса. Эпикантус — это складка во внутреннем углу глаза, которая прикрывает слезный бугорок, и в большинстве групп монголоидов частота этого эпикантуса от 98 до 100%. Немножко поменьше она на самом юге — скажем, в той же Индонезии, на Филиппинах. Из-за смешения с экваториалами там частота эпикантуса может снижаться.

Характерно, что эпикантус имеется не только у монголоидов. Независимо, видимо, он возник у бушменов в Южной Африке, у представителей южноафриканской расы, и эпикантус встречается, естественно, у индейцев в Америке, но они родственны монголоидам по-любому, и встречается у европеоидов. 50% детей европеоидов тоже имеют эпикантус. Но у европеоидов годам к трем-четырем обычно он исчезает, если был при рождении, а у монголоидов остается на всю жизнь. Хотя надо сказать, что и у монголоидов в старости частота эпикантуса снижается.

Типичная черта монголоидов — это пониженный рост бороды и усов. Минимальный в мире, меньше, чем у них, нет. У некоторых людей — у мужчин, естественно — за всю жизнь практически не вырастает ни борода, ни усы. С чем связано и смещенное восприятие этого признака самими монголоидами: для них такая борода, как сейчас, допустим, у меня, будет признаком невероятной старости. С чем я лично сталкивался пару раз, когда меня монголоиды воспринимали как очень старого человека. Китайцы, например. Неспроста у них изображен, скажем, Конфуций все время с длинной бородой. Но если присмотреться, то она длинная, но все равно идет по самому нижнему краю лица, потому что представить, что борода может быть хотя бы такая, как сейчас у меня, им практически невозможно, потому что у них такого не бывает.

Также для монголоидов очень характерно уплощенное лицо: в горизонтальной плоскости лицо бывает до крайности плоское. Хотя иногда его утрируют в описаниях, преувеличивают, но тем не менее факт, что встречаются отдельные индивиды, нос которых карандаш задевать не будет, если его положить на скулы. Получается, что лицо не только плоское — оно фактически вдавленное внутрь. Это, конечно, какие-то крайние варианты, встречаются они очень редко, но факт, что в других расах такого не бывает никогда, и уплощенность лица большая.

А вот форма и размеры лица у монголоидов весьма изменчивы, так же как и форма носа. Часто представляется жителям России, что у монголоидов обязательно нос должен быть какой-то маленький, вогнутый, но это представление почерпнуто из общения с нашими монголоидами — северными, сибирскими. А более южные могут иметь совершенно другие формы носа. Губы у монголоидов могут быть разные. Как правило, потолще, чем у европеоидов, но потоньше, чем у экваториалов. Что-то более-менее среднее.

Монголоиды весьма однообразны на самом деле, но тем не менее можно выделить варианты. На юге южная монголоидная раса, или южноазиатская раса, что то же самое. Есть термин «малайская», еще какой-то, но они меньше используются. Эта раса наиболее экваториальна. У них самая темная среди монголоидов кожа, самые выступающие челюсти — вплоть до развитого прогнатизма.

В некоторых группах губы достигают экваториальных значений: очень толстые, широкие, развернутые.

На Филиппинах, в Юго-Восточной Азии в некоторых местах могут быть волнистые, почти курчавые волосы и так далее и тому подобное.

Очевидно, что это результат смешения с экваториалами. Хотя не такое уж и древнее, потому что палеоантропология показывает, что монголоиды здесь появились около 2–3 тысяч лет назад. До этого здесь жило совершенно другое, протоавстралоидное, меланезийское — по-разному называют, — но по факту восточно-экваториальное население.

По численности большая часть монголоидов относится к восточноазиатской расе. Это большая часть Китая, кроме самого севера и самого юга, Корея и Япония. Учитывая, что в Китае миллиард человек — минус самый север и самый юг, но все равно тот же миллиард остается. Представители этой восточноазиатской, дальневосточной расы, как по-другому ее называют, обладают промежуточным состоянием между южными монголоидами и северными. У них кожа довольно светлая, но все-таки смуглее, чем на севере, но светлее, чем на юге. У них узкое, но высокое лицо. На юге лицо маленькое, в принципе, а здесь оно узкое, высокое, но при этом тоже уплощенное. Что характерно — нос чаще всего выпуклый. У китайцев, например, по статистике 60% выпуклых спинок носа. У японцев тоже около того, точную цифру я не назову, но примерно так же. Нос, как правило, довольно узкий. Особенно узкостью носа отличаются японцы.

Внутри этой дальневосточной, или восточноазиатской, расы выделяются иногда типы, варианты: японский тип, корейский тип, несколько типов в Китае. Но данных не так уж много, потому что, например, изучали в основном корейцев, проживающих в Казахстане. Корейцев в самой Корее антропологически практически никто и не изучал, как ни странно.

Еще севернее живут представители североазиатской расы, которая подразделяется на два типа. Это центральноазиатская: монголы, буряты, частично якуты — они самые крупные среди монголоидов, самые массивные, с большим плоским лицом, с очень большой частотой эпикантуса. И второй вариант — это байкальская раса, или восточносибирская, как ее Бунак, например, назвал. Это, например, эвенки. Не только эвенки, много народов есть в Сибири, и тоже большинство туда же относится. Они чуть поменьше, чем центральноазиатская раса, и от всех других монголоидов отличаются сравнительно большой частотой русых волос и светлых глаз, иногда вплоть до голубых глаз. При этом форма лица у них максимально монголоидная, то есть самое плоское лицо, самая вогнутая спинка носа и самые крупные размеры лица — лицо у них и очень высокое, и очень широкое.

Это пример того, что раса — условное понятие. Скажем, эвенки по форме лица — самые монголоиды, а по цвету глаз и волос — минимально монголоидные. Это говорит о том, что понятие «монголоидность» — наш конструкт, который создан для удобства, но не надо в него пытаться впихнуть реальных людей. На самом деле реальные люди — первичны, а идеи — вторичны.

 

Ра́са — система популяций[1] человека, характеризующаяся сходством по комплексу определённых наследственных биологических признаков, имеющих внешнее фенотипическое проявление и сформировавшихся в определенном географическом регионе[2]. Некоторые черты, характеризующие разные расы, могли появиться как результат адаптации к различным условиям среды, происходившей в течение многих поколений.

Критерием отличия расы от вида и даже подвида являются очень слабые отличия (в основном на уровне внешних признаков) и отсутствие препятствий для создания плодовитого потомства, что привело к образованию множества переходных и смешанных рас[3].

В результате генетических исследований конца XX — начала XXI веков многие генетики пришли к выводу о невозможности выделения рас на генетическом уровне. В связи с этим и другими соображениями многие западные ученые считают термин «раса» в отношении человека утратившим научную актуальность[4].

Разные школы антропологов выделяли от трёх до семи основных рас и десятки малых антропологических типов, однако единая классификация рас не была создана.

Этимология[править | править вики-текст]

Слово «раса» в русском языке известно с середины XIX века, являясь заимствованием из фр. race или нем. Rasse, которые в свою очередь восходят к исп. raza или итал. razza. Дальнейшая этимология не вполне ясна: существуют версии о происхождении слова от лат. generatio («рождение, способность к размножению»), лат. ratio («род», «порода», «разновидность») или араб. ra’s‎ («голова», «происхождение», «начало»)[5][6].

Расоведение[править | править вики-текст]

Череп, обнаруженный в 1795 году в Грузии, использованный Блуменбахом для обоснования гипотезы о происхождении европейцев с Кавказа

Расове́дение — раздел науки антропологии, изучающий человеческие расы[7].

Расоведение изучает классификацию рас, историю их формирования и такие факторы их возникновения, как селективные процессы, изоляция, смешение и миграции, влияние климатических условий и вообще географической среды на расовые признаки.

Изучение рас с уклоном в «научный расизм», утверждающий о якобы существующем превосходстве одних рас над другими, получило особенное распространение в национал-социалистической Германии и др. западноевропейских странах, а также ранее в США (Ку-клукс-клан), где служило обоснованием институционализированного расизма, шовинизма и антисемитизма.

Велик вклад в расоведение советских учёных (таких, как В. В. Бунак, В. П. Алексеев и др.).

Иногда расоведение отождествляют с этнической антропологией. Однако последняя относится, строго говоря, только к изучению расового состава отдельных этносов, то есть племён, народов, наций, и происхождению этих общностей.

В той части расовых исследований, которые направлены на изучение этногенеза, антропология ведёт исследования совместно с языкознанием, историей, археологией. При изучении движущих сил расообразования антропология вступает в тесный контакт с генетикой, физиологией, зоогеографией, климатологией, общей теорией видообразования. Изучение рас в антропологии имеет значение для решения многих проблем. Оно важно для использования антропологического материала как исторического источника, освещения проблем систематики, главным образом малых систематических единиц, познания закономерностей популяционной генетики, уточнения некоторых вопросов медицинской географии.

Концепция расы в современной науке[править | править вики-текст]

Научная польза понятия «раса» подвергалась сомнению ещё в 1930-е годы[4]. В середине XX века возникла концепция нереальности рас как внутривидовых подразделений человечества. Одним из первых её сформулировал бельгийский учёный Ж. Йерно, объявивший расу не фактом, а понятием.

В 1964 году антропологи из разных стран, в том числе СССР, разработали для ЮНЕСКО документ, в котором утверждалось, что так как географические вариации признаков, которые используются в классификациях, сложны и не имеют резких разрывов, человечество не может разделяться на строго разграниченные категории с четкими границами[4].

Генетические исследования показали, что каждый «расовый признак» определяются несколькими генами, ареал каждого из которых не совпадает. Популяции отличаются не генотипами, а частотой тех или иных аллелей, которые не влияют на основные функции человека[4].

В итоге в западной антропологии в последние десятилетия был сформирован радикальный вывод об отсутствии рас, и существовании только «клинальной изменчивости». Данный подход имеет свои недостатки, так как концентрируется на единичных признаках. Поэтому в настоящее время разрабатывается подход учитывающий географическое распределение нескольких «полиморфных генетических особенностей». Естественно-научное содержание понятия «раса» связывается с признанным устаревшим типологическим подходом, а внимание концентрируется на изучении биологической вариативности и её причин[4].

В советской антропологии близкие по сути выводы озвучивались ещё в 1930-е годы и поддерживаются в настоящее время в российской науке. Так, В. В. Бунак отмечал условность классификаций и отсутствие «чистых рас», а Г. И. Петров называл расы «исторически слагающимися категориями». Антрополог А. А. Зубов, хотя и считал неверным отказ от понятия «раса», пришел к выводу, что все человеческие расы составляют вместе единый подвид вида Homo sapiens[4]. Современные российские антропологи в целом рассматривают расы как популяции, которые отличаются морфологически и филогенетически, но не рассматривают их как подвиды на таксономическом уровне[8]. По мнению антрополога Станислава Дробышевского с морфологической точки зрения расы равнозначны подвидам других биологических видов. Однако определение подвида подразумевает более или менее полную репродуктивную изоляцию принадлежащих к различным подвидам популяций, в то время, как расы плавно переходят друг в друга, без чётких границ и с большим количеством промежуточных вариантов.[9]

К началу XXI века многие западные антропологи и генетики поддерживают концепцию о нереальности понятия «раса»[10]. По мнению некоторых российских антропологов и историков, данная концепция является политически мотивированной и обусловила практически полное исчезновение научного расоведения в США и странах Западной Европы, как следствие этого — падение уровня работ по антропологии в целом и новую волну псевдонаучных построений расистского толка[11][12]. В частности, историк Юрий Семенов связывает данный подход с длительным периодом расовой дискриминации в этих странах[13]. Антрополог Станислав Дробышевский отмечает, что некоторые сторонники отказа от термина «раса» призывают оперировать термином «популяции», однако это с 1950-х годов расоведами под расой и так подразумевается популяция или группа популяций.[14]. Этнолог и археолог В. А. Шнирельман, признавая роль политического фактора в отказе западными специалистами от понятия «раса», считает, что такой подход, с одной стороны, достаточно хорошо обоснован научно, а с другой — что рассуждающий о расах «учёный не может оставаться в рамках чистой биологии». При этом он отмечает, что западные специалисты, отрицая реальность расы, имеют в виду понимание расы, свойственное расистам или обывателям[4].

Однако вне зависимости от признания расы биологической реальностью или социальной конструкцией, все ученые соглашаются с тем, что человечество представляет собой единый биологический вид, а границы между популяциями не являются жесткими и связаны с географическими, социальными и культурными, а не биологическими факторами[4].

Деление на расы[править | править вики-текст]

Основная статья: Расовые классификации

Концепции[править | править вики-текст]

Ранняя миграция человечества по исследованиям митохондриальных ДНК (в тысячах лет до настоящего времени)

Существует множество мнений о том, сколько рас может быть выделено внутри вида Homo sapiens. Существующие точки зрения варьируют от гипотезы двух основных расовых стволов до гипотезы 15 самостоятельных рас. Между этими крайними точками зрения лежит широкий спектр гипотез, постулирующий от 3 до 5 расовых стволов[15].

Согласно Советскому энциклопедическому словарю, существует около 30 человеческих рас (расово-антропологических типов), объединенных в три группы рас, которые именуются «большими расами». Стоит отметить, что сами расы (малые расы) делятся на субрасы, и нет единого мнения относительно принадлежности тех или иных субрас к тем или иным расам (малым расам). Кроме того, разные антропологические школы используют разные названия для одних и тех же рас.

Типологическая концепция расы[править | править вики-текст]

Типологическая концепция расы исторически появляется первой. Согласно типологическому подходу, описав черты конкретного человека, можно четко отнести его к той или иной расе: выделяются расовые типы, и каждый индивид оценивается по степени приближения к тому или иному «чистому» типу. Например, ширина губ и носа больше определенной величины в сочетании с низким головным указателем, большим выступанием лица вперед, курчавоволосостью и кожей темнее некого типового стандарта расценивается как свидетельство принадлежности к негроидной расе. По такой схеме можно даже определять расовую принадлежность конкретного человека в процентах. Сложность типологической концепции заключается в выделении «чистых» типов, отчетливо отличающихся один от другого. В зависимости от количества таких типов и признаков, определенных как расовые, будет меняться и расовое определение человека. Более того, последовательное строгое применение типологического принципа приводит к тому, что родные братья могут быть отнесены к разным расам[16].

Как отмечал советский антрополог В. П. Алексеев, типологическая концепция расы «всё больше приобретает характер анахронизма и отходит в историю антропологической науки»[17].

Ряд гипотез в рамках типологической концепции (например, существование экваториальной расы, объединяющей негроидную и австралоидную) были опровергнуты современными генетическими исследованиями.

Популяционная концепция расы[править | править вики-текст]

В современном российском расоведении господствует популяционная концепция расы. Согласно ей, расы — это не дискретные общности, а группы популяций, между которыми есть плавные переходы[18]. При этом подходе расовый тип не может определяться у индивидуума[19].

В США отход от типологической концепции расы к популяционно-генетической датируется 1950 г. В СССР основы популяционной концепции расы были сформулированы ещё в 1938 г. В. В. Бунаком. В дальнейшем концепция была развита В. П. Алексеевым[20].

Историческая концепция расы[править | править вики-текст]

Согласно концепции, сформулированной В. В. Бунаком в 1938 г. расы не являются стабильными, а представляют собой меняющиеся во времени категории[21]. Историческая концепция не противоречит популяционной, а лишь дополняет её, поскольку объясняет, почему между расами не существует жёстких границ[22].

Примеры классификаций[править | править вики-текст]

Классификация по А. А. Зубову[править | править вики-текст]

Включает деление на западные и восточные надрасовые стволы по одонтологическим признакам. При этом к западному стволу относятся европеоидная и негроидная расы, а к восточному — монголоидная, американоидная и австралоидная.

Восточный расовый ствол выделяют многие ученые-антропологи, в частности, В. П. Алексеев в своей книге «География человеческих рас» (М., Мысль, 1974). Расы восточного ствола характеризуются двумя отличиями: большей эволюционной архаичностью (в частности, медленнее протекает общечеловеческий процесс упрощения зубов) и повышенной мигрантностью. Это вызвано географическими особенностями восточного очага. Обилие географических барьеров — морей, гор, огромных рек, а также шельфов, которые в период оледенения то обнажались, то затапливались, давало преимущества более мигрантным группам. А в условиях рассредоточенности населения фактор инфантилизации, выковавший современного человека, действовал слабее[23][неавторитетный источник? 356 дней]

Классификация по В. В. Бунаку[править | править вики-текст]

Бунак выделял 4 расовых ствола на основе представлений о древности формирования: тропический, южный, западный и восточный. Внутри тропического ствола выделялись африканская и океанийская расовые ветви, внутри южного — континентальная и древнеиндонезнийская, внутри западного — кушитская, средиземная, средиземноморская и европейская, внутри восточного — уральская, сибирская, южноазиатская и американская[7].

Часто выделяемые расы[править | править вики-текст]

Европеоидная раса[править | править вики-текст]

Основная статья: Европеоидная раса

Природный ареал — Европа, Северная Африка, Ближний Восток, Средняя и Центральная Азия, Индостан. Позже - Северная и Южная Америка, Австралия и Южная Африка. Характерные признаки включают ортогнатное лицо, которое существенно выступает вперёд в горизонтальной плоскости. Волосы прямые или волнистые, как правило мягкие (в частности, у северных групп). Глаза имеют широкий разрез, хотя глазная щель бывает небольшой, нос обычно средне или сильновыступающий с высоким переносьем, губы тонкие или утолщенные, сильный или средний рост волос на лице и теле. Широкие кисти рук и стопы. Цвет кожи, волос и глаз разнообразный: от очень светлых оттенков у северных групп до очень тёмных у южных. На границах ареала образует плавные переходы к уральской, южносибирской, монголоидной, негроидной, эфиопской и дравидийской расам.

«Белый человек»[править | править вики-текст]

Основная статья: Белые люди

Древнее человечество, представленное ранними тропическими популяциями Homo (Homo habilis, Homo rudolfensis, Homo ergaster и др.), было, вероятно, тёмнопигментированным. Биологический смысл светлой кожи — улучшение синтеза витамина D, участвующего в процессах роста и усвоения кальция костями, что предотвращает развитие у детей рахита в условиях плохой освещённости. Этот признак возникал многократно у различных групп, начиная с неандертальцев, и является приспособительным к условиям арктического климата, до конца последнего оледенения доминировавшего на большей части территории Европы вплоть до средиземноморского побережья. Светлая окраска радужной оболочки глаза и волос отчасти связана с пигментацией кожи, отчасти — является случайно возникшим нейтральным признаком. Появление на севере Европы аномально светлопигментированых популяций («голубоглазых блондинов») — следствие неоднократного проявления «эффекта основателя» и «эффекта бутылочного горлышка» в условиях крайней изоляции. Светлая пигментация является рецессивным признаком — даже при гетерозиготном наличии аллеля синтеза меланина она легко переходит в тёмную[24].

Данные генетики показали, что охотники-собиратели, жившие 8500 лет назад на территории современных Испании, Люксембурга и Венгрии, обладали тёмной кожей, у них не фиксируются гены SLC24A5 и SLC45A2, отвечающие за депигментацию. У охотников-собирателей севера Европы, живших 7700 лет назад, фиксируются эти гены, а также HERC2/OCA2, связанный с голубыми глазами и, вероятно, светлой кожей и волосами. Но окончательное распространение гена светлой кожи SLC24A5 по Центральной и Южной Европе связано с миграцией неолитических земледельцев с Ближнего Востока[25].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: