Предварительный (базисный) контроль (примеры)




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для обучающихся

1.Тема практического занятия. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ (УГЛУБЛЕННОЕ И КРАТКОЕ) ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПОДРОСТКОВ С ФАКТОРАМИ РИСКА

Продолжительность изучения темы – 4 часа

Автор разработки: доцент кафедры педиатрии

ФПК и ППС ТюмГМУ доцент, к.м.н. С.А.Ушакова

2.Значение изучения темы (учебное, профессиональное, личностное). Обеспечение информационной поддержки и профилактического руководства для родителей и детей по коррекции имеющихся факторов риска ХНИЗ основано на использовании современных профилактических образовательных технологий – при индивидульном и углубленном консультировании. Врачу необходимо иметь соответствующие знания и навыки, позволяющие давать точную информацию, мотивировать пациентов к коррекции факторов риска ХНИЗ.

3. Цель занятия:

а) цель изучения темы – подготовить специалиста в области педиатрии, владеющего знаниями, умениями и навыками по обучению пациентов с консультированием и мотивированием детей и подростков к коррекции имеющихся факторов риска ХНИЗ для сохранения и укрепления здоровья. б) общая (учебная) цель занятия: знать, уметь, иметь представление, получить навыки.

б) общая (учебная) цель занятия (знать, уметь, иметь представление, получить навыки)

Формируемые знания:

· Основные положения Региональной целевой программы «Формирование здорового образа жизни и профилактика неинфекционных заболеваний населения в Тюменской области на 2013-2017 годы» (подпрограмма 5), современные национальные и зарубежные клинические рекомендации по коррекции факторов риска ХНИЗ.

· Критерии выявления модифицируемых факторов риска ХНИЗ (нерациональное питание, недостаточная физическая активность, табакокурение пассивное и активное, употребление алкогольных напитков, избыточная масса тела и ожирение, повышенное артериальное давление, дислипидемия, нарушения углеводного обмена).

· Мероприятия по ранней профилактике наиболее распространенных хронических неинфекционных заболеваний в детском и подростковом возрасте и основные образовательные технологии работы с пациентами.

· Основные принципы и ключевые рекомендации для детей и их родителей по формированию здорового образа жизни ребенка (физическое воспитание, рациональное питание, статус отсутствия вредных привычек – курения и употребления алкогольных напитков) и коррекции поведенческих и биологических факторов риска.

Формируемые умения:

· Консультировать детей школьного возраста и их родителей по вопросам формирования здорового образа жизни в рамках просветительской деятельности.

· Выявить при беседе/анкетировании и обследовании ребенка/подростка модифицируемые факторы риска ХНИЗ (нерациональное питание, недостаточная физическая активность, табакокурение пассивное и активное, употребление алкоколя, избыточная масса тела и ожирение, повышенное артериальное давление, дислипидемия, нарушения углеводного обмена).

· Оценить сбалансированность рациона питания и соответствие принципам рационального питания у ребенка школьного возраста и провести при необходимости его коррекцию.

· Оценить достаточность двигательной активности у ребенка школьного возраста и при необходимости дать рекомендации по коррекции.

· Оценить статус табакокурения и употребления алкогольных напитков у ребенка школьного возраста и при необходимости дать рекомендации по отказу от вредных привычек.

· Принять участие в научном исследовании по оценке распространенности/частоты факторов риска ХНИЗ у детей и подростков при проведении профилактического медицинского осмотра в образовательных учреждениях и у пациентов с хроническими соматическими заболеваниями, госпитализированными в педиатрические стационары.

Формируемые навыки

· Составлением индивидуального плана (маршрута) формирования здорового образа жизни ребенка или подростка в зависимости от его состояния здоровья.

· Навыки изложения комплексных рекомендаций по коррекции факторов риска ХНИЗ в рамках индивидуального профилактического консультирования подростка (краткого и/или углубленного) и/или членов его семьи по рационализации питания, оптимизации двигательной активности, отказу от курения и употребления алкогольных напитков.

· Методы организации и реализации группового консультирования для подростков с факторами риска ХНИЗ на примере Школы здоровья для подростков с артериальной гипертензией.

План изучения темы

«Индивидуальное профилактическое консультирование (углубленного и краткого) детей школьного возраста и подростков с факторами риска»

Продолжительность занятия 180 минут

Наименование учебных элементов Время (минут) Дидактические процессы обеспечения (учебные операции)
  Организационная часть   Объявление темы занятия, актуальность
  Проверка усвоения учебного материала   Тест-контроль исходного уровня знаний
  Индивидуальное профилактическое консультирование (углубленного и краткого) детей школьного возраста и подростков с факторами риска   Опрос обучающихся по вопросам: - Основные факторы риска ХНИЗ, выявляемые на профилактических осмотрах в декретированные сроки у детей и подростков. -Методы выявления факторов риска (опрос, анкетирование, физикальное исследование). -Принципы проведения образовательных мероприятий по изменению поведения подростка. -Методика оценки мотивации детей и подростков к коррекции факторов риска. -Индивидуальное краткое и углубленное профилактическое консультирование детей и подростков с факторами риска, направленное на формирование мотивации к их коррекции
  Перерыв    
  Самостоятельная курация больных   Самостоятельная курация детей и подростков – пациентов детского отделения №1 с различными хроническими соматическими заболеваниями и здоровых подростков – пациентов Центра здоровья для детей с оценкой основных модифициремых биологических и поведенческих факторов риска ХНИЗ с оформлением отчета по курации.
  Разбор курируемых больных с интерпретацией полученных результатов опроса и анкетирования   Преподаватель совместно с обучающимися разбирает курируемых пациентов (2-3 человека). Преподаватель демонстрирует обучающимся современные рекомендации для детей и подростков по поддержанию достаточной физической активности, рационализации питания, отказу от курения и употребления алкоголя.
      Разбор ситуационных задач с целью оценки имеющихся модифицируемых поведенческих и биологических факторов риска ХНИЗ. Составление устных /письменных рекомендаций ребенку и его семье по коррекции имеющихся факторов риска: курение, употребление алкоголя, недостаточная физическая активность, нерациональное питание, избыточная масса тела, повышенное АД.
  Анализ и подведение итогов занятия. Домашнее задание.    

 

Предварительный (базисный) контроль (примеры)

Инструкция: выберите один или несколько правильных ответов

1.ПЕРЕЧИСЛИТЕ ОСНОВНЫЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ФАКТОРЫРИСКА ХНИЗ, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ОСМОТРА:

А.курение

Б.низкая физическая активность

В.наследственность

Г. гиперлипидемия

Д. гипертензия

Е. избыточная масса тела

Ответ: А, Б

 

2.КРИТЕРИЙ НИКОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У МАЛЬЧИКА 12 ЛЕТ?

А.Посещает уроки физкультуры в школе 3 раза в неделю, по 60-90 минут проводит ежедневно в подвижных играх на улице со сверстниками

Б.Посещает уроки физкультуры в школе 3 раза в неделю, в спортивных и оздоровительных секциях не занимается, преодолевает дорогу из дома до школы пешком за 10 минут, редко проводит время на свежем воздухе, занимаясь подвижными играми

В. Посещает уроки физкультуры в школе 3 раза в неделю, 3 раза в неделю по 60 минут занимается аэробным фитнесом.

Ответ: Б

 

3.КРИТЕРИЙ РЕГУЛЯРНОГО КУРЕНИЯ У ПОДРОСТКА 16 ЛЕТ?

А. выкуривает1 сигарету 1 раз в неделю.

Б. выкуривает 1 сигарету 1 раз в день

В.выкуривает 3 сигареты за неделю

Г.выкуривает 5 сигарет за неделю

Ответ: Б.

4.ОБУЧЕНИЕ ПО ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ РЕБЕНКА ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ КРАТКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ ВКЛЮЧАЕТ:

А.Консультирование по питанию

Б.Консультирование по проблемам алкоголя

В.Консультирование по курению

Г.Консультирование по оптимальной физической активности

Д.Все перечисленное.

Ответ:Д

5.ИЗБЫТОЧНАЯ МАССА ТЕЛА И ОЖИРЕНИЕ ОТНОСЯТСЯ К

А.биологическим модифицируемым факторам риска

Б.биологическим немодифицируемым факторам риска

В.наследственно обусловленным факторам риска

Г.поведенческим модифицируемым факторам риска

Ответ: А

6.ЧЕМ НЕОБХОДИМО РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ПРИ ВЫБОРЕ СТРАТЕГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ?

А.уровнями отдельных факторов риска

Б. возрастом

В. географическими условиями и характеристиками окружающей среды

Г. суммарным риском

Д. наличием необходимого оборудования

Ответ: Г.

 

7.ИНТЕГРАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ДОЛЖНЫВКЛЮЧАТЬ:

А.разработку законодательства;

Б. просвещение населения

В.поддержку активности населения;

Г. доступ к информации и содействие ее распространению;

Д. наличие и доступность профилактической помощи;

Е. межсекторальное взаимодействие.

Ж. все вышеперечисленное

Ответ: Ж.

8.КАКИЕ ПРИНЦИПЫИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ, НА ПРИМЕРЕ МЕР ПО ПОВЫШЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ, СЧИТАЮТСЯ ВАЖНЕЙШИМИ И ДОЛЖНЫУЧИТЫВАТЬСЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ?

А.уверенность индивидуума в получение удовольствия от занятий, наличие социальной поддержки, осознание пользы от занятий.

Б. уверенность индивидуума в наличие социальной поддержки, осознание пользы от занятий.

В. уверенность индивидуума в возможностях заниматься физической активностью, в получение удовольствия от занятий, наличие социальной поддержки, осознание пользы от занятий.

Г. уверенность индивидуума в пользе от занятий.

Ответ В.

9.КАКИЕ ФАКТОРЫ, НАРЯДУ С ТРАДИЦИОННЫМИ ФАКТОРАМИ РИСКА, ОКАЗАЛИ СУЩЕСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА РОСТ СМЕРТНОСТИ ОТ БСК В РОССИИ?

А.Психосоциальные факторы, адекватная лечебная и профилактическая деятельность служб здравоохранения

Б. Психосоциальные факторы, экономический уровень жизни населения,

В.Психосоциальные факторы, экономический уровень жизни населения, адекватная лечебная и профилактическая деятельность служб здравоохранения

Г. Экономический уровень жизни населения, адекватная лечебная и профилактическая деятельность служб здравоохранения

Ответ: В.

 

10.СРЕДИ ПРИЧИН ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ОТ БСК ТЕМПЫРОСТА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ В РОССИИ ВЫШЕ ОТ

А.Ишемической болезни сердца, чем от цереброваскулярной болезни

Б. Цереброваскулярной болезни, чем от ишемической болезни сердца Ответ: Б.

11.ПЕРВИЧНОЕ ЗВЕНО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧЕВЫМ В ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫНА:

А.индивидуальном уровне

Б. популяционном уровне Ответ: А

 

12.ЦЕНТР МЕД.ПРОФИЛАКТИКИ ЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧЕВЫМ В ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫНА:

А.индивидуальном уровне

Б. популяционном уровне

Ответ: Б

 

13.ПО КАКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИМЕЕТСЯ РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЙ ДОКУМЕНТ МИНЗДРАВА, РАЗГРАНИЧИВАЮЩИЙ ПОЛНОМОЧИЯ СЛУЖБЫМЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И ГОССАНЭПИДНАДЗОРА?

А.гигиеническое воспитание и образование населения

Б. проведение профосмотров

В. межсекторальное сотрудничество

Ответ: А

 

14.КАКОЙ ИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРИКАЗОВ МИНЗДРАВА РЕГЛАМЕНТИРУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБЫМЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ?

А.приказ № 264

Б. приказ № 455

В.приказ № 113

Г. приказ № 114

Ответ: Б.

15.УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ (СОГЛАСНО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВОЗ) - ЭТО

А.процесс, позволяющий людям повысить контроль за своим здоровьем, а также процесс предоставления отдельным людям и сообществам возможностей повысить

их контроль над факторами, определяющими здоровье и улучшить тем самым здоровье

Б. процесс, позволяющий людям повысить контроль за своим здоровьем.

В. процесс предоставления отдельным людям и сообществам возможностей повысить их контроль над факторами, определяющими здоровье и улучшить тем самым здоровье.

Ответ: А.

 

16.ОСНОВНЫМИ ПРИНЦИПАМИ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СЧИТАЮТСЯ

А.межсекторальное сотрудничество, ориентация на граждан, участие местного сообщества

Б.убежденность лиц, принимающих решения, межсекторальное сотрудничество, ориентация на граждан, участие местного сообщества

В.ориентация на граждан, участие местного сообщества.

Ответ: Б.

 

17.ПРОФИЛАКТИКА ПЕРВИЧНАЯ - ЭТО

А. комплекс медицинских мероприятий, направленных на предупреждение развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний

Б.комплекс немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний

В. комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний

Ответ: В.

 

18.ПРОФИЛАКТИКА ВТОРИЧНАЯ - ЭТО

А. комплекс медицинских мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений, осложнений и хронизации заболеваний

Б. комплекс социальных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений, осложнений и хронизации заболеваний

В. комплекс медицинских, санитарно-гигиенических и психологических мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений, осложнений и хронизации заболеваний

Г.комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических и

психологических и иных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений, осложнений и хронизации заболеваний Ответ: Г

 

19.РЕАБИЛИТАЦИЯ НАПРАВЛЕНА НА:

А.устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, утраченных функций

Б.устранение заболевания

В.устранение вредных для здоровья факторов

Ответ: А.

20.КАКАЯ СТРАТЕГИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНОЙ, ПО МНЕНИЮ, ЭКСПЕРТОВ ВОЗ?

А.стратегия высокого риска

Б.стратегия популяционная (массовой профилактики)

В.Сочетание вышеперечисленных стратегий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: