Текущий контроль в устной форме




Инструкция: вопросы с ответами открытого типа с примерными эталонами

1.Перечислите основные факторы риска ХНИЗ?

2.Назовите факторы, влияющие на поведение человека?

3.Как определить потребности в обучении?

4.Как способствовать созданию мотивации?

5.Как повысить информированность пациента?

6.Назовите причины отсутствия или снижения мотивации?

7.Что включает обучение по здоровому образу жизни при углубленном и кратком консультировании?

8.Каковы критерии эффективности обучения пациентов?

 

7. Заключительный контроль (для определения достижения целей занятия)

 

Ситуационная задача 1. Профилактический осмотр в школе.Мальчик Петр 12 лет. Жалоб не предъявляет, у специалистов на диспансерном учете не состоит. ИМТ=22,7 кг/м2. Рост =165 см. АД=110/70 мм рт.ст. Установлено, что мальчик занимается физкультурой в пределах школьной программы, дополнительно в спортивных и оздоровительных секциях не занимается. Прогулки на свежем воздухе включают 15-минутные промежутки времени, затрачиваемые на дорогу в школу и обратно домой. Время просмотра телевизора иработы с компьютером составляет до 3 часов в день. Месяц назад начал курить: выкуривает по 1-2 сигареты 2-3 дня в неделю. Питается нерегулярно, до 3 раз в неделю питание в кафе «фаст-фуд», любит употреблять соки и напитки типа «Кока-колы» до 200-400 мл в день.

Вопросы:

1) Какие выявлены факторы риска?

2) Какие дать рекомендации подростку при кратком профилактическом консультировании для коррекции факторов риска и ведению здорового образа жизни?

 

Эталон ответа.

1) Низкая физическая активность. Нерациональное питание. Нерегулярное курение.

2) Расширение ежедневной физической активности до 60 минут (дополнительное посещение спортивной секции по баскетболу/футболу до 3 раз в неделю, подвижные игры во дворе со сверстниками). Сокращение времени просмотра телепередач и «прогулок в интернете» до 120 мин в день, и далее – до 90-60 минут.

Рационализация питания: кратность приема пищи не менее 3-4 раз в день. Исключение сладких газированных напитков (источники простых сахаров – «пустые калории») в пользу чистой питьевой воды.

Полный отказ от курения. Врачу необходимо информировать ребенка о негативных последствиях курения в его возрасте, подчеркнуть преимущества отказа от курения (уменьшение частоты простудных заболеваний, повышение успехов в спорте, возможность тратить деньги на более интересные вещи, лучший внешний вид, что особенно важно для девочек). Целесообразно развеять неправильные представления ребенка, например, о том, что курение способствует похуданию, о безвредности легких сигарет и т. д. Если ребенок хочет бросить курить, желательно, чтобы он сделал это не откладывая – в ближайшие две недели. Родители и сверстники должны знать о таком намерении и оказать ему поддержку.

Ситуационная задача 2. Профилактический медицинский осмотр в школе. Девочка Антонина 15 лет. При проведении профилактического осмотра констатирована избыточная масса тела и высокое нормальное АД. Семейный анамнез отягощен по раннему развитию артериальной гипертензии, инфаркту миокарда у отца в возрасте 38 лет. При опросе установлено, что девочка занимается физкультурой только в пределах школьной программы. Живет на 9 этаже – пользуется лифтом. От дома до школы добирается на автобусе за 30 минут. Время просмотра телевизора составляет 2 часа в день. Время, которое затрачивается на контакты в социальных сетях – 1,5 часа в день. Питается нерегулярно, до 4 раз в неделю питание в кафе «фаст-фуд», любит употреблять напитки типа «Кока-колы» до 200 мл в день, сладости и шоколад – 100 грамм в день. Лучшие подруги курят, девочка часто при этом присутствует.

 

Вопросы:

1) Какие модифицируемые факторы риска выявлены?

2) Какие дообследования рекомендовать пациенту?

3) Какие дать пациенту рекомендации по коррекции модифицируемых факторов риска ХНИЗ в рамках краткого профилактического консультирования?

Эталон ответа.

1) Избыточная масса тела. Высокое нормальное АД. Низкая физическая активность. Нерациональное питание.

2) Консультация диетолога (детского эндокринолога). Исследование уровня глюкозы в крови натощак и через 2 часа после пищевой нагрузки.

3) Расширить ежедневную физическую активность до 60 минут в течение 1-го месяца, затем до 90 минут (дополнительное посещение бассейна, фитнесс-аэробики до 3 раз в неделю, ходьба быстрым шагом). Отказ от использования лифта и использования автотранспорта (пройти расстояние из дома до школы пешком). Сокращение времени просмотра телепередач и «прогулок в интернете» до 120 мин в день, и далее – до 60 минут.

Рационализация питания: кратность приема пищи не менее 3-4 раз в день. Исключение сладких газированных напитков (источники простых сахаров – «пустые калории») в пользу чистой питьевой воды, ограничить прием сладостей до 25 грамм в сутки. Соблюдение принципов здорового питания:

· Энергетическое равновесие.

· Сбалансированность питания по содержанию основных пищевых веществ.

· Низкое содержание жира с оптимальным соотношением насыщенных и ненасыщенных жиров.

· Ограничение в рационе простых углеводов (сахаров).

· Использование цельнозерновых продуктов.

· Повышенное потребление овощей и фруктов.

· Снижение потребления поваренной соли.

Врачу также необходимо информировать ребенка о негативных последствиях пассивного курения в его возрасте (риск развития ХНИЗ, риск активного закуривания).

 

Ситуационная задача 3. Профилактический медицинский осмотр в школе. Мальчик Семен 14 лет. Жалоб не предъявляет, у специалистов на диспансерном учете не состоит. ИМТ=22,6 кг/м2. АД=125/85 мм рт.ст. При опросе установлено, что мальчик занимается физкультурой в пределах школьной программы, дополнительно посещает секцию по футболу 3 раза в неделю с продолжительностью тренировок 120 минут. Прогулки на свежем воздухе включают 15-минутные промежутки времени, затрачиваемые на дорогу в школу и обратно домой. Время просмотра телевизора составляет 1 час в день. Время, которое затрачивается на прогулки по интернету (контакты в социальных сетях) – 20 минут в день. Питается нерегулярно, до 3 раз в неделю питание в кафе «фаст-фуд», любит употреблять напитки типа «Кока-колы» до 500 мл в день. Лучшие друзья курят, мальчик часто при этом присутствует.

 

Вопросы:

1) Какие факторы риска ХНИЗ отмечаются?

2) Какие дать пациенту рекомендации по ведению здорового образа жизни и коррекции имеющихся факторов риска ХНИЗ в рамках краткого профилактического консультирования?

Эталон ответа.

1) Высокое нормальное АД. Нерациональное питание. Пассивное курение.

2) Поддерживать достигнутый оптимальный уровень физической нагрузки.

Исключение сладких газированных напитков (источники простых сахаров – «пустые калории») в пользу чистой питьевой воды. Соблюдать принципы здорового питания:

· Энергетическое равновесие.

· Сбалансированность питания по содержанию основных пищевых веществ.

· Низкое содержание жира с оптимальным соотношением насыщенных и ненасыщенных жиров.

· Ограничение в рационе простых углеводов (сахаров).

· Использование цельнозерновых продуктов.

· Повышенное потребление овощей и фруктов.

· Снижение потребления поваренной соли.

Врачу также необходимо информировать ребенка о негативных последствиях пассивного курения в его возрасте (риск развития ХНИЗ, риск активного закуривания).

8. Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой. Рекомендуемые формы УИРС - реферативное сообщение по теме «Принципы организации образовательной работы с детьми и подростками по вопросам формирования здорового образа жизни и коррекции имеющихся факторов риска ХНИЗ».

9. Рекомендуемая литература

Основная литература:

· Баранов А.А.,. Кучма В.Р., Тутельян В.А, Величковский Б.Т. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков России // М: ГЭОТАР –Медиа, 2009. – 176 с.

· Профилактическая педиатрия: Руководство для врачей /МЗ и СР РФ; Под ред. А.А.Баранова.-М.: Союз педиатров России, 2012.-692 с.

· Румянцев А.Г., Тимакова М.В., Чечельницкая С.М. Наблюдение за развитием и состоянием здоровья детей (Руководство для врачей).-М.: Медпрактика-2004.– 388 c.

 

Дополнительная литература:

· Приказ МЗ РФ от 30.09.2015 №683н «Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях»

· Региональная целевая программа «Формирование здорового образа жизни и профилактика неинфекционных заболеваний населения в Тюменской области на 2013-2017 годы».

· Российские рекомендации «Рекомендации по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний в детском и подростковом возрасте» /Российское кардиологическое общество, Российское медицинское общество по артериальной гипертонии, Ассоциация детских кардиологов России, Российское общество кардиосоматической реабилитации и вторичной профилактики.- Москва, 2012. https://www.scardio.ru/content/images/recommendation/rekomendacii_po_profilaktike_ssz_v_detskom_i_podrostkovom_vozraste_2012.pdf

· Российские рекомендации «Профилактика хронических неинфекционных заболеваний» (ФГБУ ГНИЦ ПМ МЗ РФ, Российское научное медицинское общество терапевтов, ФГБУ «НИИ пульмонологии ФМБА», ФГБУ «ЭНЦ МЗ РФ» и др.).- Москва, 2013 https://tood.tula-zdrav.ru/wp-content/uploads/2015/01/my-prof-rak.pdfРуководство участкового педиатра /Под ред. Т.Г.Авдеевой.-М.:ГЭОТАР-Медиа, 2008.-352 с.

· Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. https://minzdravsoc.ru/project

Методические пособия контролирующего типа ГОУ ВУНМЦ:

· Мальченко Л.А., Ушакова С.А., Орлов С.А. Комплексная оценка состояния здоровья детей школьного возраста. Профилактические рекомендации по сохранению здоровья /Под редакцией проф. А.Д.Петрушиной.- Учебное пособие для врачей с грифом ФИРО.-Тюмень: «Печатник», 2011.- 124 с.

· Калинина А.М., Поздняков Ю.М., Еганян Р.А., Гамбарян М.Г., Карамнова Н.С., Концевая А.В. Школа здоровья: факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний.- Руководство для врачей с грифом УМО.-М.:ГЭОТАР-Медиа, 2010.-155 с.

Справочная литература

Электронно-образовательные ресурсы. Электронно-библиотечная система IPRbooks

 

· Айзман Р.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Айзман Р.И., Рубанович В.Б., Суботялов М.А.— Электрон. текстовые данные.— Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010.— 214 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/4144.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

· Богомолова Н.Д. Организационные технологии профилактики хронических неинфекционных заболеваний [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Богомолова Н.Д., Ивойлов В.М., Самсонов А.П.— Электрон. текстовые данные.— Кемерово: Кемеровская государственная медицинская академия, 2008.— 40 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/6176.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

· Пискунов В.А. Здоровый образ жизни [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Пискунов В.А., Максиняева М.Р., Тупицына Л.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2012.— 86 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/18568.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

· Школьная гигиена [Электронный ресурс]: учебное пособие/ — Электрон. текстовые данные.— Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2010.— 141 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/22254.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

· Щеплягина Л.А. Динамика и факторы риска неинфекционных заболеваний у детей [Электронный ресурс]/ Щеплягина Л.А., Лебедькова С.Е., Евстифеева Г.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2007.— 79 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/31817.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

· Чернышев А.В. Моделирование и прогнозирование состояния здоровья школьников с учетом особенностей их образа жизни и образовательного процесса на муниципальном уровне [Электронный ресурс]/ Чернышев А.В., Клименко Г.Я., Чопоров О.Н.— Электрон. текстовые данные.— Воронеж: Воронежский институт высоких технологий, Фармнет, 2014.— 225 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/23353.— ЭБС «IPRbooks», по паролю



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: