Организация обучения и воспитания детей с ОВЗ, инвалидностью




Методические рекомендации

По организации специальных образовательных условий

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью

Мурманск, 2018г.

Министерство образования и науки Мурманской области

Государственное областное бюджетное учреждение Мурманской области

«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

 

 

Авторы составители:

Шистерова Т.А., учитель-логопед

Ященко Е.Н., учитель-дефектолог

Методические рекомендации по организации специальных образовательных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью. – Мурманск, 2018г.

Методические рекомендации раскрывают актуальные вопросы, связанные с организацией обучения и воспитания детей с ОВЗ, инвалидностью в общеобразовательных учреждениях, созданием для них специальных условий получения образования в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.

Методические рекомендации адресованы руководителям общеобразовательных организаций, членам психолого-медико-педагогических консилиумов, педагогическим работникам, осуществляющим инклюзивную образовательную деятельность.


Содержание

 

1. Введение……………………………………………………………..........4

2. Как получить заключение ПМПК……………………………………….5

3. Организация обучения и воспитания детей с ОВЗ, инвалидностью….7

4. Разработка образовательной организацией адаптированных программ………………………………………………………………….9

5. Специальные условия, которые образовательная организация создает для обучающихся с ОВЗ, инвалидностью…………………..................11

6. Рекомендации ПМПК для детей с нарушением слуха……………......16

7. Рекомендации ПМПК для детей с нарушением зрения……………....17

8. Рекомендации ПМПК для детей с нарушением опорно- двигательного аппарата…………………………………………………………………..17

9. Рекомендации ПМПК для детей с расстройствами аутистического спектра………………………………………………………………........19

10. Рекомендации ПМПК для детей с умственной отсталостью……...... 20

11. Кадровое обеспечение образования детей с ОВЗ, инвалидностью.....20

12. Режим дня для обучающихся с ОВЗ, инвалидностью………………. 25

13. Учебная нагрузка для детей с ОВЗ, инвалидностью………………....26

14. Заключение……………………………………………………………...29

15. Литература……………………………………………………………....30

 

Введение

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

По результатам обследования любого ребенка в возрасте от 0 до 18 лет специалистами психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) родителю (законному представителю) выдается заключение, содержащее описание состояния высших психических функций (речи, мышления, восприятия, воображения, памяти) ребенка и рекомендации, определяющие образовательную программу, форму обучения и направления работы специалистов сопровождения.

Предоставление заключения ПМПК в образовательные организации является добровольным решением родителя.

К обучающимся с ОВЗ могут быть отнесены дети:

- с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные);

- с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

- с тяжелыми нарушениями речи;

- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- с задержкой психического развития;

- с расстройствами аутистического спектра;

- со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития);

- с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Некоторые дети могут иметь и справку об инвалидности и заключение ПМПК (глухие, слепые, дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития и т. д.).

Статус инвалида гражданам России присваивает Бюро медико-социальной экспертизы (п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. 95). Получение справки об инвалидности и индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) не всегда требует изменений условий и программы образования ребенка. Например, дети с соматическими заболеваниями – заболеваниями сердца и сосудов, дыхательной системы, печени и почек, желудочно-кишечного тракта могут обучаться по основной образовательной программе и не посещать ПМПК.

Обучающийся с ОВЗ не всегда является инвалидом, а ребенок с инвалидностьюможет не нуждаться в создании специальных условий обучения.

Как получить заключение ПМПК

Решение о прохождении ПМПК с целью выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении ребенка принимают родители (законные представители).

Медицинское обследование детей, которым исполнилось 15 лет, проводится с их согласия.

Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в территориальную или центральную комиссию:

• заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии;

• копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);

• направление образовательной организации или другой организации, в том числе медицинской;

• заключение психолого-медико-педагогического консилиума или специалистов психолого-медико-педагогического сопровождения образовательной организации (при наличии);

 

• заключение ПМПК о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);

• подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей медицинской организации по месту жительства (регистрации);

• характеристику обучающегося, которую готовит образовательная организация (при наличии);

• письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

Такой порядок установлен в пунктах 12, 14, 15 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082.

Протокол и заключение комиссия оформляет в день проведения обследования. В случае необходимости срок оформления протокола и заключения комиссия продлевает, но не более чем на пять рабочих дней. Копия заключения комиссии (заверенная печатью ПМПК) и копии особых мнений специалистов (при их наличии) согласуют с родителями (законными представителями) детей и выдают им под подпись или направляют по почте с уведомлением о вручении. Если родители не согласны с заключением территориальной комиссии, они могут обжаловать его в центральной ПМПК (п. 22 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082).

Заключение ПМПК содержит выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом или психическом развитии, отклонений в поведении. Такие сведения, согласно части 1 статьи 10 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, являются персональными данными ребенка. Не допускается передавать третьим лицам информацию из заключения ПМПК без письменного согласия родителей ребенка (п. 8 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082).

Заключение ПМПК носит для родителей детей рекомендательный характер (п. 23 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082). Они самостоятельно принимают решение о том, предоставлять ли его в образовательную организацию или нет.

Если родители предоставили в образовательную организацию заключение ПМПК о наличии отклонений в развитии и необходимости специальных условий для образования, образовательная организация обязана такие условия создать.

Заключение комиссии действительно для представления в образовательную организацию в течение календарного года с даты его получения. Если родители не передали заключение в течение одного года, придется получать заключение заново. Так предусмотрено в пункте 23Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082.

Минимальный срок, на который ПМПК может дать рекомендации по созданию специальных образовательных условий, определяется членами ПМПК и варьируется от 3–6 месяцев до года. Максимальный срок, на который даются рекомендации по созданию специальных условий получения образования детьми с ОВЗ, – длительность освоения уровня образования. При переходе с уровня на уровень фиксируются образовательные результаты и возникают новые требования к условиям реализации программы.

Если ребенок с ОВЗ переходит на следующий уровень общего образования и претендует на создание специальных образовательных условий, необходимо повторное посещение ПМПК (для уточнения или новых рекомендаций согласно уровню).

 

Организация обучения и воспитания детей с ОВЗ, инвалидностью

Обучение и воспитание детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, как следует из части 4 статьи 79, части 5 статьи 41 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, организуют:

- в отдельных общеобразовательных организациях (бывшие специальные коррекционные школы с 1 по 8 вид), осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам;

- в общеобразовательных организациях, имеющих в своей структуре отдельные классы для детей с ОВЗ, в которых реализуются адаптированные основные образовательные программы (далее – АООП);

- в дошкольных образовательных организациях – в группах компенсирующей или комбинированной направленности, осуществляющих образовательную деятельность по АООП;

- в общеобразовательных организациях (школах и детских садах), в которых ребенок с ОВЗ обучается совместно с обучающимися без нарушений здоровья по индивидуальной адаптированной образовательной программе (далее – АОП);

- на дому или в медицинских организациях – для детей, нуждающихся в длительном лечении, по индивидуальным учебным планам.

Содержание образования и условия обучения и воспитания согласно части 1 статьи 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования определяются:

- для обучающихся с ОВЗ – адаптированной основной образовательной программой соответствующего уровня образования (при обучении в отдельном классе или в отдельной общеобразовательной организации) или адаптированной образовательной программой при совместном обучении с нормально развивающимися одноклассниками;

- для детей с инвалидностью – ООП соответствующего уровня образования (если нет заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)) или АООП с учетом индивидуальной программы реабилитации или абилитации.

АООП разрабатывается на уровень образования для конкретной категории детей с ОВЗ. Например, для класса, в котором обучаются только дети с нарушением слуха.

В том случае, если ребенок с конкретным заболеванием обучается в классе с нормативно развивающимися детьми (инклюзия) или если ребенок с глухотой и умственной отсталостью обучается в классе, где остальные дети глухие с сохранным интеллектом, разрабатывается АОП, которая корректируется в процессе обучения в соответствии с образовательными достижениями ребенка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: