Адаптированных программ
Чтобы обучать детей с ОВЗ и детей-инвалидов, образовательная организация:
ü разрабатывает адаптированные программы;
ü создает специальные условия обучения;
ü утверждает необходимое штатное расписание.
АООП начального общего образования для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) разрабатываются в соответствии с ФГОС, утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598.
АООП для обучающихся с умственной отсталостью разрабатываются в соответствии с требованиями ФГОС, утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. 1599.
При совместном образовании обучающегося с ОВЗ с нормально развивающимися одноклассниками образовательная организация разрабатывает АОП по указанным ФГОС на один год на базе основной общеобразовательной программы школы с учетом адаптированной основной образовательной программы для категории детей с ОВЗ, к которой относится ребенок. При этом адаптации и модификации подлежат программы учебных предметов; учебники и рабочие тетради; электронные средства и формы организации обучения; формы организации учебного процесса; способы учебной работы с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности (способы организации коллективной учебной деятельности, способы коммуникации, способы предъявления и выполнения заданий, способы работы с текстовыми материалами, формы и способы контроля и оценки знаний, компетенций и многое другое). Адаптированная образовательная программа также предусматривает включение разделов (модулей), обеспечивающих коррекционноразвивающую направленность образования (индивидуальные и групповые занятия коррекционно-педагогической и психологической направленности в соответствии со специфическими психофизическими особенностями и образовательными потребностями той или иной группы обучающихся; при необходимости включение специфических учебных предметов, необходимых для компенсации нарушений – например, таких как: «Социально-бытовая ориентировка», «Фонетическая ритмика» и др. Структура адаптированной образовательной программы ребенка с ОВЗ может включать несколько модулей (в зависимости от образовательных потребностей и психофизических особенностей ребенка с ОВЗ), а именно:
|
ü индивидуальный учебный план, определяющий объем и формы организации обучения, в том числе занятия коррекционнопедагогической и психологической направленности (индивидуальные, подгрупповые и групповые);
ü адаптированные программы предметов, изучаемых в рамках основной образовательной программы организации;
ü программы коррекционнопедагогической и психологической направленности в соответствии со специфическими психофизическими особенностями и образовательными потребностями ребенка с ОВЗ (программа логопедической работы, программа работы психолога, программа работы дефектолога (олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога), программы дополнительного образования детей, включающие элементы программ специфических учебных предметов, необходимые для компенсации нарушений – например, таких как: «Социальнобытовая ориентировка», «Фонетическая ритмика» и др.
|
Прежде чем составлять адаптированную образовательную программу и индивидуальный учебный план, педагогам необходимо ознакомиться с рекомендациями ПМПК и результатами диагностики ребенка специалистами психологомедико-педагогического консилиума школы (педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога). Причем роль учителя состоит в определении не степени готовности или неготовности ребенка, а возможности его обучения и развития через определение «зоны ближайшего развития» и постановку соответствующих целей и задач обучения. Учитель создает условия постоянного перехода от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он сумеет сделать в сотрудничестве, с помощью учителя или одноклассников, т.е. должно происходить постоянное преодоление грани между актуальным уровнем развития и «зоной ближайшего развития ребенка».
Основаниями для создания специальных условий для обучения детей с ОВЗ и с инвалидностью служат:
ü нормативные требования;
ü заключение ПМПК – для обучающихся с ОВЗ (п. 23 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082);
ü индивидуальная программа реабилитации или абилитации – для детей-инвалидов (приложение 3 к приказу Минтруда России от 31 июля 2015 г. № 528н).