Под конкурентоспособностью товара понимают преимущество товара на рынке, способствующее успешному сбыту. Это понятие раскрывается через систему показателей.
Первая группа показателей – качество товара. Оно слагается из технического уровня товара и полезности его для потребителя через его функциональные, социальные, эстетические, эргономические, экологические свойства.
Вторая группа – суммарные затраты потребителя, учитывающие цену изделия и затраты на его эксплуатацию в течение всего срока службы.
Вывод: конкурентоспособность – это характеристика товара, отражающая его отличие от аналогичного конкурентного товара как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
Конкуренция проявляется в виде конкурентной борьбы, которая может затихать или возобновляться с новой силой.
Успех в конкурентной борьбе в большей степени определяется тем, насколько удачно выбран тип конкурентного поведения фирмы и насколько умело он реализуется на практике.
Типы поведения в конкурентной борьбе тесно связаны с ранее завоеванными ею позициями на данном рынке.
В зависимости от доли фирмы на рынке данного продукта выделяются 4 основные ролевые функции в конкурентной борьбе:
- Лидеры (доля фирмы на рынке составляет 40%) – суть ее ролевой функции это активная и сильная оборона для сохранения уже завоеванной позиции на данном рынке. Прибегает к созданию ценовых, лицензионных и других барьеров на пути конкурентов, диверсификация производства.
- Претенденты на лидерство (30%) - ролевая функция - это атака на лидера: «Фронтальная» - наиболее дорогостоящая и сложная (обновление товаров, рекламы, цены и так далее).
|
«Фланговая» - по какому-нибудь направлению на стыке сегментов рынка.
«Обход» - освоение новой продукции или технологии.
- Последователи (ведомые) (20%) – ролевая функция – следование на «почтительном» расстоянии от лидеров и претендентов на лидерство, экономия сил и средств.
- Аутсайдеры и новички (или окопавшиеся в рыночных нишах) (10%) – не вызывать или почти не вызывать интереса у могучих конкурентов, оставаться в тени. Это достигается путем закрепления в какой-либо рыночной нише и ставки на высокоспециализированное производство.
Конкурентная стратегия фирмы.
У каждого вида стратегии есть свой фактор конкурентной мощи, свой аргумент в конкуренции. Силовая стратегия – фирма- лидер и претенденты на лидерство. Новаторская и универсальная стратегия – ведомые, аутсайдеры и новички.
Нишевая стратегия (аутсайдеры и новички) – возможность избежать прямого столкновения и противостояния с конкурентами.
Как начать свое дело? Стратегия фирм-новичков – им необходимо ориентироваться на «нишевую» стратегию с элементами «новаторской» и «универсальной».
Олигополии или чистые монополии – «силовая стратегия».
И фирмы-силовики, и фирмы-нишевики, и фирмы-универсалы должны определиться и сделать выбор: создавать или приспосабливаться. Здесь возможны минимум 3 варианта конкурентного поведения:
1) создание новых продуктов, технологий, методов сбыта, сервиса и рекламы;
2) копирование в минимальные сроки и с минимальными затратами результатов тех кто создает что- то новое;
3) сохранение достигнутых позиций в течении максимально возможного времени путем повышения качества, видоизменения ассортимента и других мер.
|
Данные виды конкурентной тактики применяются фирмами-конкурентами в зависимости от выбираемого ими метода конкурентной борьбы.
4.
Антимонопольная политика
Современная антимонопольная политика направлена на 1) использование преимуществ естественной монополии под контролем общества и государства;
и 2) недопущение или ограничение искусственной монополии. В этих целях принимаются меры против чрезмерной концентрации экономической мощи, искусственных дефицитов, ценовых злоупотреблений, стимулируется конкуренция в экономике и т.п.
Антимонопольная политика проводится государством с помощью
антимонопольного законодательства.
В системе мер, принимаемых государством для обеспечения и развития конкуренции, особое внимание уделяется антимонопольному законодательству, суть которого сводится к недопущению:
- слияний, сужающих конкуренцию;
- искусственных барьеров для выхода на рынок новых фирм;
- хищнической конкуренции.
Монополии – это такая ситуация, при которой продавцов и производителей так мало, что каждый из них может влиять на цену товара, который он реализует.
Антимонопольное законодательство имеет два направления:
1.контроль над ценами;
2 контроль над слиянием компаний.
Основы антимонопольного законодательства:
1.защита, охрана конкуренции;
2.контроль над фирмами, господствующими на рынке;
3.защита интересов потребителей.
Основным фактором, под воздействием которого формировалась
антимонопольная политика, является открытие экономики для
иностранной конкуренции и установление единого курса национальной
валюты по отношению к доллару.
В Украине действует Закон «Об ограничении монополизма и