Консалтинговое сопровождение образовательных процессов в дистанционном режиме (формате?)




Реализация образовательных процессов в условиях пандемии сместилась в сторону дистанционного обучения (ДО). Данные обстоятельства актуализировали востребованность консалтингового сопровождения со стороны преподавателя, предполагающего формы дистанционной коммуникации.

Понимание учеными ДО как взаимодействия педагога и обучающихся без непосредственного контакта между собой, которое реализуется с помощью специфических инструментов интернет-технологий или других средств, предусматривающих интерактивность [1, с. 17], в полной мере соответствует логике консалтинговых процедур.

Осуществлявшееся в формате ДО консалтинговое сопровождение освоения студентами Барановичского государственного университета учебной дисциплины «Методика преподавания обслуживающего труда» (МПОТ) реализовывалось по разработанной нами модели [2, с. 193] с использованием игромоделирования [3, с. 430–432].

Для информационно-содержательного обеспечения данного процесса нами был разработан электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), который используется на платформе Moodlе и позволяет реализовать обучающую фазу консалтингового сопровождения в режиме офлайн. ЭУМК по МПОТ построен по модульному типу и содержит блоки ориентировочной основы, обратной связи, базовой и вспомогательной учебной информации. Блок обратной связи ЭУМК, кроме тестовых заданий, включает SCORM-курс сопроводительных алгоритмов выполнения лабораторно-практических работ. В результате студенты могут самостоятельно усваивать информацию в удобном для них темпе и последовательности.

В Moodle есть встроенная система аналитики, позволяющая формировать отчеты по активности студентов на платформе. Содержащаяся в этих отчетах информация может быть полезна педагогу при осуществлении индивидуального (тьюторского) сопровождения по просьбе отдельных студентов. Обобщение различных источников показывает, что открытая система обучения Moodle привлекает пользователей рядом факторов: она бесплатна; интегрируется с разными сервисами; может быть масштабирована с учетом особенностей организации. У базовой версии системы скромный функционал, поэтому нам необходимо было обратиться к специалистам Университета для установки дополнительных модулей и повышения продуктивности работы платформы.

(В разработанной модели?) Консалтинговое офлайн-взаимодействие в системе Moodle систематически чередуется с консультированием в формате онлайн, которое реализуется на платформе Zoom как процессная фаза консалтингового сопровождения. В отличие от сервиса Moodlе, с помощью Zoom можно осуществлять коллективные онлайн-коммуникации, что позволяет нам использовать игромоделирование и схемотехнику (верно?) как основные инструменты реализации консалтинговых мероприятий.

В Zoom организуется интерактивное обучение в составе динамической или вариативной пары для освоения операций и приемов конкретной технологической деятельности. На этапе использования игромоделирования обучающиеся делятся на группы и распределяются по отдельным сессионным залам (мини-конференциям), где они общаются только друг с другом, обсуждая свой вариант решения анализируемой проблемы. Участников других групп студенты не видят и не слышат до момента межгрупповой рефлексии выработанных результатов. Zoom обеспечивает педагогу-консалтеру видео- и аудиосвязь с каждым участником консалтингового сопровождения. Преподавателю доступна интерактивная доска, при работе с которой можно легко и быстро менять режимы демонстрации на экране и на самой доске (режим демонстрации экрана на режим демонстрации доски?). Также в Zoom есть опция «Комментировать», позволяющая при использовании схемотехники рисовать на экране, выделять, стирать данные и так далее, что помогает учащимся усваивать информацию.

В дистанционном консалтинговом взаимодействии игротехнического типа моделируются социодинамические, социокультурные, деятельностные и культурные формы общения, опирающиеся на критерии морально-нравственного характера. Оно обладает потенциалом воспитания базисных субъективных качеств будущего специалиста и обучения его базисным навыкам.

Литература

1. Теория и практика дистанционного обучения: [учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений] / под редакцией Е. С. Полат. — Москва: Издат. центр «Академия», 2004. — 416 с. — Текст: непосредственный.

2. Lukashenia, Z. Consulting as a pedagogical guidance technology in the continuous education of a pedagogue / Z. Lukashenia, N. Sianiuta. — Текст: непосредственный // Society. Integration. Education: Proceedings of the International Scientific Conference, May 22nd–23rd, 2020. — Vol. 5. — Rezekne, 2020. — Р. 190–199.

3. Lukashenia, Z. Use of Gamification as a Means of Consulting Support for Continuous Professional Development of Teachers / Z. Lukashenia, E. Levanova, N. Tamarskaia. — Текст: непосредственный // Rural Environment. Education. Personality (REEP): Proceedings of the International Scientific Conference, May 8th–9th, 2020. — Jelgava: Latvia Univ. of Life Sciences and Technologies, 2020. — Vol. 13. — Р. 428–434. — Doi: 10.22616/REEP.2020.050.

 

В. П. Куликов,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: