Доктор экономических наук, профессор
Формирование у студентов востребованных компетенций в условиях цифровизации высшего образования
Глобальные изменения и новые вызовы, с которыми столкнулся мир в последние годы, привели к необходимости трансформации высшего образования, его адаптации к новым социальным и технологическим реалиям. В условиях информационного общества невозможно формировать необходимые компетенции, развивать общественные (естественные?), социальные и гуманитарные науки, игнорируя все более активное распространение и использование цифровых технологий. Владение цифровыми навыками позволяет исследователю расширить инструментальную и методическую базу, а специалистам-практикам — быть «более конкурентоспособным и востребованным на рынке труда» [1].
Для формирования у выпускников вузов необходимых в настоящее время профессиональных, исследовательских и цифровых компетенций многие университеты реализуют новые форматы обучения с участием представителей науки и бизнеса. В качестве союзников (экспертов?) в первую очередь привлекаются работодатели, что позволяет выяснить их ожидания относительно того, какие знания, умения и навыки нужны современному выпускнику.
Многочисленные опросы работодателей, проводимые различными вузами и исследовательскими центрами, показывают, что наиболее востребованными на практике качествами выпускников вузов в настоящее время являются мобильность, способность быстро обучаться и обладание, наряду с профессиональными компетенциями, цифровыми и коммуникативными навыками. Поэтому актуальной практически для всех вузов является проблема повышения образовательной активности студентов, овладения ими цифровыми и гибкими надпрофессиональными навыками.
|
Таким образом, задача современного университета — выработать у студентов коммуникативные, исследовательские и цифровые навыки, которые будут необходимы в науке, бизнесе и других сферах деятельности. Неоценимый вклад в решение этой задачи может внести цифровая гуманитаристика — «междисциплинарная область исследований, объединяющая методики и практики гуманитарных, социальных и вычислительных наук с целью изучения возможностей применения новых цифровых и информационно-коммуникационных технологий, систематического использования цифровых ресурсов в гуманитарных, социокультурных исследованиях и в образовании» [3, с.?].
В настоящее время образовательное пространство кардинально меняется: оно расширяется за счет цифровых ресурсов, и дистанционное образование становится нормой жизни. Однако удаленные занятия не способствуют формированию навыков взаимодействия с другими людьми, работы в команде и т. п. Тем не менее вузам необходимо формировать именно эти навыки, поэтому придется создавать такую образовательную среду, в которой они будут вырабатываться. Университетам будет необходимо периодически менять цифровую среду на среду человеческого общения, отрывать студентов от гаджетов, помещать их в традиционное образовательное пространство, то есть задачи и стратегии вузов могут существенно измениться. Цифровая образовательная среда способна обеспечить качественное индивидуальное обучение, но вузам придется дополнительно выстраивать практики коллективного (нецифрового) взаимодействия.
|
Таким образом, цифровизация высшего образования не предполагает полной отмены традиционных занятий, речь идет лишь о включении элементов онлайн-обучения в образовательный процесс. Наиболее приемлемым, на наш взгляд, является использование мультиформатного, смешанного обучения, которое позволит, наряду с обеспечением достойного качества преподавания, повысить мотивацию студентов, развить у них чувство ответственности и самодисциплины [2].
В заключение отметим, что надежды на то, что дальнейшая цифровизация обеспечит рост качества высшего образования, могут оправдаться, если будут реализованы перспективы увеличения объемов доступных образовательных ресурсов, использования различных цифровых сервисов, платформ и приложений, повышения качества образовательного контента, а также если в вузах будут грамотно выстроены практики нецифровых коммуникаций и взаимодействий.
Литература
1. Глотова, М. В. Востребованность и популярность профессионально-педагогических профессий / М. В. Глотова. — Текст: электронный // Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей II Международной научно-практической конференции. — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2017. — Ч. 2. — URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30618285_91054055.pdf (дата обращения: 10.01.2022).
2. Клячко, Т. Цифровизация образования — надежды и риски / Т. Клячко. — Текст: электронный // Вести образования: [электронная газета]. — 2018, 26 февр. — URL: https://vogazeta.ru/articles/2018/2/26/blog/2148-tsifrovizatsiya_obrazovaniya__nadezhdy_i_riski (дата обращения 05.01.2022).
3. Можаева, Г. В. Цифровая гуманитаристика: организационные формы и инфраструктура исследований / Г. В. Можаева, П. Н. Можаева-Ренья, В. А. Сербин. — Текст: непосредственный // Вестник Томского государственного университета. — 2014. — № 389. — С. 73–81.
Н. Ш. Валеева,