Сущность и роль мероприятий морально-психологического обеспечения в процессе боевой подготовки военнослужащих




Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище

Кафедра психологии и педагогики

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

РАБОТА ЗАМЕСТИТЕЛЯ КОМАНДИРА РОТЫПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ ПОДЧИНЕННЫХ К ВЕДЕНИЮ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

Автор:

Жуйков Игорь Петрович,

курсант 3 взвода 4 роты

Руководитель:

Миненков Дмитрий Дмитриевич,

старший преподаватель, кандидат исторических наук

 

НОВОСИБИРСК


Содержание

Введение

. Основы морально-психологического обеспечения боевой подготовки подразделений к ведению боевых действий

Сущность и роль мероприятий морально-психологического обеспечения в процессе боевой подготовки военнослужащих

Требования руководящих документов по организации морально-психологического обеспечения подготовки личного состава к ведению боевых действий

. Практика работы по морально-психологическому обеспечению подготовки подразделений к ведению боевых действий

Передовой опыт работы по морально-психологической подготовке подразделений к выполнению боевых задач в военное время (Великая Отечественная война, Афганистан, Чеченская Республика)

Организация морально-психологической подготовки войск иностранных армий к ведению боевых действий

Рекомендации заместителям командиров подразделений по организации и ведению морально-психологической подготовки военнослужащих к боевым действиям в современных условиях

Заключение

Список литературы

Приложение

 


Введение

Актуальность темы. Наши Вооруженные Силы в настоящее время переходят на контрактную систему комплектования, в связи с этим изменилась система боевой подготовки и подготовка к ведению боевых действий, а также возросла роль воспитательных структур в войсках. Поэтому на сегодняшний день остро стоит вопрос о роли заместителя командира роты по воспитательной работе в подготовке военнослужащих к боевым действиям. Для эффективного формирования готовности подчиненных к ведению боевых действий в ходе боевой подготовки следует использовать богатый опыт, в этом деле предшествующих поколений накопленный во время Великой Отечественной войны, Афганистана и Чечни.

Цель работы - определить место и роль заместителя командира роты по воспитательной работе (ЗКРВР) в формировании готовности подразделения к ведению боевых действий в ходе боевой подготовки. Проанализировать и обобщить опыт морально-психологической подготовки к ведению боевых действий на примерах Великой Отечественной войны, Афганистана и Чечни. На основе этого анализа определить оптимальные и наиболее эффективные направления, формы и методы работы ЗКРВР.

Объект исследования: процесс боевой подготовки подразделения.

Предметом исследования является деятельность ЗКРВР по формированию готовности подчиненных к ведению боевых действий в ходе боевой подготовки.

Гипотеза данной проблемы является то, что ЗКРВР играет ведущую роль в процессе психологической подготовки военнослужащих к ведению боевых действий во время боевой подготовки.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что данная проблема довольно широко освещена в военно-научной литературе, особенно Советского периода. Это имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным сторонам можно отнести то, что много фактического материала для проведения анализа. К отрицательным сторонам можно отнести то, что материал устаревший и во многом опирается на идеологическую базу коммунистической партии Советского Союза. Также данная проблема нашла отражение в периодической печати (особенно военной). По итогам проделанной работы мною сделаны несколько выводов и даны некоторые рекомендации по улучшению процесса боевой подготовки, а особенно той части, которая касается формировании готовности военнослужащих к ведению боевых действий.

Методологической основой для написания моей работы являются анализ из литературных источников, работа с историческими документами, личное наблюдение за процессом боевой подготовки и материал, собранный во время прохождения войсковой стажировки.

боевой подготовка моральный психологический

 


Основы морально-психологического обеспечения боевой подготовки подразделений к ведению боевых действий

Сущность и роль мероприятий морально-психологического обеспечения в процессе боевой подготовки военнослужащих

 

Деятельность офицера по подготовке военнослужащих и воинских коллективов носит многоплановый характер. Реализация подготовки в военно-педагогическом процессе происходит в ходе изучения воинами различныхучебных предметов, обязательных для изучения независимо от видов Вооруженных Сил и родов войск: общественно-государственная, техническая, специальная подготовка, защита от оружия массового поражения противника, огневая подготовка, общевоинские уставы, строевая, физическая подготовка, военная топография, военно-медицинская подготовка. Каждый из предметов предусматривает как образовательные и воспитательные возможности, так и возможности по развитию личности воинов, их психологической подготовке к ведению боевых действий и самосовершенствованию.

Боевая подготовка - очень разнообразный и многоплановый процесс, ее основной задачей является подготовка подразделений к ведению боевых действий. Основным принципом боевой подготовки является выражение Суворова: «Учить войска тому, что необходимо на войне». Этот основополагающий принцип и должен быть положен в основу всех занятий по предметам боевой подготовки. Роль МПО в процессе боевой подготовки очень велика, ведь даже если военнослужащий знает свою технику и вооружение, на отлично выполняет нормативы, это еще не означает, что на войне он будет хорошим бойцом. Вид крови убитых товарищей, разрухи и бедствий мирного населения, огневое и информационное воздействие противника способны из самого бравого военнослужащего сделать одного из самых трусливых солдат. И вот здесь на первое место выходит МПО. Важно не только научить воина эффективно применять свое оружие и хорошо действовать на поле боя, но и психологически обеспечить это - вот суть роли МПО в подготовке личного состава к ведению боевых действий в ходе боевой подготовки. Заместитель командира роты по воспитательной работе (ЗКРВР), как наиболее близкое к военнослужащему должностное лицо органов воспитательной работы, который в подробностях знает каждого военнослужащего своей роты и умеет использовать все их сильные и слабые стороны, является ключевым звеном МПО подготовки подразделения к ведению боевых действий. Именно он большую часть времени проводит с бойцами, именно он может охарактеризовать своего бойца, именно он знает, на что воздействовать для получения результата, и именно ему затем предстоит воевать с этими бойцами, поэтому, не забывая средств морально-психологического обеспечения вышестоящего начальника ведущую роль оставим за ЗКРВР, потому что он «кровно» заинтересован в качественной подготовке, т. к. от нее будет зависеть и его жизнь.

Одно из ведущих мест в обучении и воспитании военнослужащих занимает общественно-государственная подготовка. Она способствует формированию у воинов понимания необходимости защиты конституционного строя государства, его интересов, мобилизует на укрепление воинской дисциплины и успешное овладение военным делом. В ходе общественно-государственной подготовки у воинов воспитываются преданность своему Отечеству, интересам защиты правового, демократического государства, формируются нравственные нормы и установки в соответствии с общечеловеческими ценностями, высокие морально-боевые качества.

Основой полевой выучки, боевой закалки, подготовки подразделений к умелым и слаженным действиям в современном бою является тактическая подготовка. В ходе нее, действуя в обстановке, максимально приближенной к боевой, воины на практике познают сущность современного боя, его требования к боевому мастерству и морально-боевым качествам личного состава, овладевают различными приемами использования вооружения и боевой техники. Тактические занятия и учения воспитывают выносливость, смелость, инициативу, находчивость, умение переносить лишения походно-боевой жизни. Совместное решение воинами тактических задач развивает у них чувство войсковой дружбы и общей ответственности за успехи подразделения и части.

Первостепенное значение в обучении воинов всех специальностей придается технической и специальной подготовке. Изучая в зависимости от специальности устройство, работу основных узлов и правила эксплуатации находящейся на вооружении боевой техники, вырабатывая умения ее эксплуатации и боевого применения, воины приобретают уверенность в мощи своего оружия. На занятиях по технической и специальной подготовке офицер имеет возможность для патриотического воспитания воинов, воспитания у них интереса к своей специальности, точности, аккуратности и организованности в действиях.

Составной частью общей военной подготовки воинов является огневая подготовка. В ходе ее личный состав обучается умелому использованию огневых возможностей современного стрелкового оружия для поражения различных целей. На занятиях по огневой подготовке у офицеров имеются реальные возможности для патриотического воспитания воинов, укрепления их дружбы и товарищества. Огневая подготовка вместе с тем воспитывает уверенность в своих силах, выдержку, настойчивость, смелость и другие боевые качества.

Одним из важных предметов обучения воинов является строевая подготовка. Видные военачальники неоднократно подчеркивали большое воспитательное значение строевого обучения. В ходе строевой подготовки решаются как образовательные, так и воспитательные задачи, она дисциплинирует воинов, воспитывает у них внимательность, быстроту реакции, организованность, четкость и слаженность в действиях. Без этих качеств невозможно успешное обслуживание современной боевой техники и применение ее в бою.

Физическая подготовка укрепляет и закаляет организм воинов, развивает у них силу, выносливость, вырабатывает умение выполнять задачи, связанные с тяжелой или длительной физической нагрузкой. Она способствует лучшему овладению оружием, боевой техникой, сохранению работоспособности, воспитывает настойчивость в достижении поставленной цели, стойкость, выдержку, коллективизм и другие моральные и боевые качества.

При изучении военной топографии создаются условия для воспитания у воинов четкости, аккуратности в действиях и мышлении. Занятия по военной топографии позволяют также воспитывать личный состав в духе патриотизма.

Военно-медицинская подготовка направлена на обеспечение живучести личного состава в условиях современного боя. В ходе подготовки воины углубляют свои знания о способах защиты от оружия массового поражения, развивают навыки само- и взаимопомощи в случае ранения.

Морально-психологическое обеспечение (МПО) - это комплекс мероприятий, согласованных по целям и задачам, последовательности, привлекаемым силам и средствам для создания и поддержания морально-психологического состояния военнослужащих - необходимого условия успешного выполнения служебных, учебно-боевых и боевых задач в любой обстановке.

В системе обеспечения деятельности подразделений МПО выполняет ряд важных функций: воспитательная функция отражает направленность на формирование у военнослужащего духовной способности, готовности успешно решать поставленные задачи, невзирая на любые трудности; мобилизующая функция проявляется в его влиянии на активизацию духовных и физических сил военнослужащих в интересах предельно полной реализации их возможностей для достижения поставленных целей; организующая функция имеет следствием своей реализации организованность и сплоченность воинских коллективов, их способность выступать в качестве боевых единиц, спаянных единством воли и действий, стремлением беспрекословно, точно и в срок выполнить приказ командира; защитно-профилактическая функция предполагает предупреждение и преодоление отрицательных явлений в поведении военнослужащих, активное противодействие негативному информационно-психологическому воздействию противника, защиту морально-боевого духа личного состава.

Обеспечить в морально-психологическом отношении подразделение - значит добиться такого положения, когда уровень морально-психологического состояния военнослужащих соответствует масштабам поставленных целей и задач и активно влияет на их успешную реализацию. Их объем и содержание зависят от характера решаемых служебных, учебно-боевых и боевых задач, условий выполнения этих задач, особенностей деятельности военнослужащих.

В морально-психологическом обеспечении много общего с другими видами обеспечения - боевым, техническим, тыловым, оно тесно и неразрывно с ними связано, ибо, как и они, в конечном итоге призвано обеспечить высокую боеспособность войск, успешное выполнение боевой задачи. Вместе с тем, морально-психологическое обеспечение во многом отличается от других видов обеспечения, имеющих дело в основном с материальной сферой жизни и деятельности войск, в то время как морально-психологическое обеспечение призвано охватывать большую часть нематериальной, духовно-нравственной, психологической сферы деятельности личного состава Вооруженных Сил (ВС) в боевой обстановке. Воздействие морально-психологического обеспечения на духовную сферу воинской жизни свидетельствует о его тесной связи с воспитанием, между ними есть много общего. Как и воспитание, морально-психологическое обеспечение призвано формировать военнослужащих как сознательных защитников Отечества, людей чести, высокой нравственности и ответственности. Наряду с присущими ему специфическими приемами, методами и средствами воздействия на личный состав, широко используются приемы, методы и средства воспитания: убеждение, поощрение, личный пример и другие.

Однако в отличие от воспитания, решая задачи подготовки войск, МПО преследует прежде всего подготовку сознания, морали и психики личного состава к устойчивому, надежному и адекватному функционированию в боевой обстановке с учетом целенаправленного, информационного, психологического и других видов воздействия на войска и население страны.

Именно поэтому МПО предполагает более тесную опору на психологию и другие науки и их рекомендации для практической деятельности. Главным методом подготовки психики воина к выполнению поставленных задач в военное время является постановка человека в ситуацию, максимально приближенную к боевой, способствующую выработке психологической устойчивости, способности не растеряться в сложной, опасной для жизни обстановке.

Как вид обеспечения МПО интегрирует, объединяет и координирует деятельность различных должностных лиц, органов управления, организует между ними взаимодействие для достижения общей конечной цели - необходимого для решения боевых задач морально-психологического состояния личного состава.

МПО подготовки подразделений к ведению боевых действий включает в себя три самостоятельных, тесно связанных между собой направления.

Первое направление ориентировано на формирование мировоззрения военнослужащих, населения страны, воздействие на их сознание, мораль, убеждения, нормы и принципы, определяющие и регулирующие их поведение в боевой обстановке. В ходе этой работы формируются и развиваются такие морально-политические качества, как патриотизм, любовь к своему Отечеству и готовность к его вооруженной защите; верность воинскому долгу, военной присяге и боевому знамени; уважение к боевым традициям народа, ВС и другие. Эти моральные качества составляют основу всей работы по воспитанию сознательных и преданных своему народу защитников Отечества.

Второе направление МПО подготовки к ведению боевых действий касается психики отдельного военнослужащего и психологии воинских коллективов, всего комплекса проблем, связанных с организацией психологической подготовки и психологическим обеспечением боевых действий. В процессе этой работы у военнослужащих формируются: психологическая устойчивость; готовность к преодолению трудностей боевой обстановки; способность не терять самообладания в любой сложной и опасной для жизни ситуации; умение противостоять страху и панике, проявлять мужество, отвагу и героизм, готовность к самопожертвованию.

Третье направление - это защита войск от информационно-психологического воздействия противника. Оно включает в себя комплекс мероприятий по нейтрализации информационно-психологического воздействия противника, недопущению деморализации личного состава наших войск и осуществления постоянного информационно-психологического воздействия на войска и население противника.

МПО осуществляется соответствующими управлениями, направлениями, отделами и отделениями, службами под единым руководством командующего (командира), при организующей роли штаба.

Сущность МПО, заключается в том, что оно призвано охватить большую часть нематериальной сферы подготовки и ведения боевых действий ВС, их боеспособности и боевой готовности. Организуется и осуществляется в операциях и боевых действиях на основе решения командира (командующего) и распоряжений вышестоящего органа управления. Управление силами и средствами морально-психологического обеспечения осуществляется в общей системе управления.

Содержание МПО рассмотрим через уяснение его целей, принципов и задач в боевой обстановке. Целью МПО в ходе подготовки является обеспечение боеспособности на основе поддержания морально-психологического состояния на уровне, достаточном для выполнения поставленных задач. Достижение цели предполагает: развитие у воинов ответственности и беспрекословного выполнения требований Конституции Российской Федерации, законов, уставов и приказов, обеспечивающих поддержание высокого уровня правопорядка, организованности, слаженности, воинской дисциплины, здоровой морально-психологической атмосферы, выполнение задач по основному предназначению частей и подразделений; военно-патриотическое воспитание личного состава, формирование у него необходимых морально-психологических и боевых качеств, невосприимчивости к информационно-психологическому воздействию противника, побуждений и стремлений овладеть своей специальностью, качественно выполнять боевые задачи; выработку у военнослужащих нервно-психической и моральной готовности и способности выполнять поставленные задачи в любых условиях обстановки военного времени; создание у воинов необходимого для боя морально-психологического состояния, поддержание и наращивание морально-психологического превосходства личного состава над противником; максимальное снижения боевых психогенных потерь, создание условий для быстрой психодиагностики, психокоррекции и психореабилитации военнослужащих, получивших боевые психические травмы. Цель морально-психологического обеспечения конкретизируются в его задачах. Основными задачами МПО при подготовке являются: обеспечение моральной готовности и способности личного состава выполнять конституционный долг по защите Отечества и достижение на этой основе морально-психологического превосходства над агрессором и психологической устойчивости; оценка, доведение и разъяснение сложившейся военно-политической и морально-психологической обстановки, принимаемых мер руководством страны и ВС, воспитание у личного состава уверенности в законности ведения боевых действий и преимуществах отечественного вооружения и боевой техники, их готовности и способности выполнять боевые задачи в экстремальных условиях; преодоление реальных физических и психических перегрузок; изучение, оценка и прогнозирование морально-психологического состояния в ходе подготовки и ведения боевых действий; формирование правого сознания, глубокого уважения к законами их исполнению; обеспечение и реализация правовых гарантий военнослужащих, предусмотренных законами и правовыми актами военного времени, поддержание взаимодействия с органами государственной власти и управления в целях решения социальных проблем военнослужащих, обеспечение войск всем необходимым для их боевой деятельности и выживания людей в экстремальных условиях; проведение мероприятий по ослаблению эффективности и срыву воздействия сил и средств психологических операций противника, предотвращению дезинформации и деморализации личного состава своих войск.

Содержание морально-психологического обеспечения на практике реализуется с помощью различных организационных форм воздействия на сознание и поведение военнослужащих. Под организационными формами МПО следует понимать способы выражения его содержания, внутренней организации и структуры.

МПО включает в себя комплексное проведение мероприятий информационно-воспитательной, военно-социальной, психологической, и культурно-досуговой работы, мер по защите войск от информационного воздействия противника, проведению военно-социологических и психологических исследований и обеспечению техническими средствами воспитания (ТСВ).

Информационно-воспитательная работа (ИВР) - это система целенаправленных мероприятий проводимых командирами (начальниками), штабами и органами воспитательной работы по своевременному вооружению личного состава необходимыми сведениями о военно-политической обстановке, принятых решениях органов государственной власти, полученных задачах, действиях своих войск и войск противника в интересах формирования устойчивого и управляемого морально-психологического состояния. ИВР включает в себя все виды воспитания: воинское, политическое, нравственное, патриотическое, правовое и др.

Целью ИВР является выработка у личного состава необходимых моральных качеств, нравственной мотивации поведения в бою, готовности и способности к успешному выполнению поставленных задач в ходе боевых действий.

Военно-социальная работа (ВСР) - это система организационно-правовых и воспитательных мероприятий, направленных на изучение и прогнозирование социальной обстановки в воинских коллективах, обеспечение правовых норм ведения боевых действий, социальную защиту законных прав военнослужащих.

Целью ВСР является создание необходимых социальных условий для успешной деятельности личного состава.

Психологическая работа - это система мероприятий по формированию у личного состава психологических качеств, обеспечивающих его психологическую готовность и способность выполнить боевую задачу в любых условиях обстановки.

Целью психологической работы является достижение высокой боевой активности личного состава соединений и частей, его способности переносить высокие нервно-психологические нагрузки и сохранять боеспособность при выполнении боевых задач.

Основнымикритериями определения психологической подготовленности воинов к ведению боевых действий являются: результативность и инициативность действий личного состава; полнота выполнения поставленной задачи, то есть величина соответствия цели и достигнутого результата; организованность и управляемость действиями воинов; характер взаимодействия и взаимоотношений в подразделении, экипаже; эмоциональное состояние военнослужащих (по данным наблюдения и самоотчетов воинов); факты нарушения мер безопасности и предпосылки к происшествиям; величина временного промежутка, необходимого для восстановления нормального уровня психологических и физических характеристик после окончания выполнения задачи. В зависимости от фактически полученных результатов по данным показателям вырабатываются меры по доводке и коррекции, а при необходимости проводится повторная тренировка.

Защита войск от информационно-психологического воздействия противника представляет собой систему мероприятий, проводимых с целью нейтрализации информационно-психологического воздействия противника, недопущения деморализации, морально-психологического подавления личного состава; изменения в свою пользу соотношения морально-психологической устойчивости сторон, поддержания ее на уровне, необходимом для успешного ведения боевых действий.

Культурно-досуговая работа (КДР ) - это система мероприятий, осуществляемая во всех видах боевых действий по организации отдыха и воспитания личного состава средствами культуры.

Целью КДР является формирование у личного состава высоких морально-боевых качеств, поддержание на должном уровне духовно- эмоционального состояния и физических сил для успешного выполнения боевых задач.

Обеспечение техническими средствами воспитания - это система работы командующих (командиров), их заместителей, довольствующих органов по обеспечению войск необходимыми техническими средствами воспитания и их использованию в интересах боевых действий.

Целью обеспечения техническими средствами воспитания является создание необходимых условий для целенаправленного их использования в практике работы по решению задач морально-психологического обеспечения.

Таким образом, рассмотрев этот вопрос можно сказать, что мероприятия МПО играют значительную роль в процессе подготовки военнослужащих к боевым действиям. Сочетание плановых занятий по боевой подготовке и мероприятий МПО позволяет более эффективно и качественно готовить военнослужащих к бою в условиях приближенных к боевым как с учебной точки зрения, так и с психологической.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: