По мнению западных специалистов в понятие "морально-психологическая подготовка" включается: формирование морального духа; политическое образование; физическая готовность личного состава к ведению боевых действий. Морально-психологическая подготовка (МПП) должна отвечать определенным требованиям:
во-первых, она должна быть всесторонней, что предполагает использование максимума возможностей для формирования морально-боевых качеств. Всесторонность может достигаться применением самых современных приемов и способов воздействия на солдат и офицеров, новейших форм проведения занятий, использованием последних разработок военных психологов и социологов;
во-вторых, МПП должна быть реалистичной. В интересах реализации этого требования занятия должны проводится по специально составленным планам, на специально оборудованном полигоне или учебном центре, оснащенные всеми возможными техническими средствами для воссоздания условий, реально соответствующих боевым;
в-третьих, эффективной. Для этого необходимо, чтобы военнослужащие были способны воевать после минимально короткого подготовительного периода;
в-четвертых, системной. Что предполагает достижение большой логичности и последовательности в организации и проведении специальных мероприятий;
в-пятых, подготовка должна носить индустриальный характер. Под ним подразумевается соответствие условий ее осуществления и уровня формируемых качеств возможностям использования современной военной техники и вооружения.
В настоящее время в странах блока НАТО принят на вооружение единый сценарий проведения морально-психологической подготовки.
Первоначально в ее процессе проводится так называемая психотерапия. В ходе обучения создаются такие условия, которые у военнослужащих вызывают проявление отрицательных психических состояний. Главное состоит в том, чтобы научить солдат и офицеров скрывать свой страх и боязнь и на этой основе подавлять проявление отрицательных качеств. Таким образом, удается посредством подобной "психотерапии" заставлять личный состав нейтрализовать свои отрицательные эмоции и чувства, вырабатывать навыки управления волевыми реакциями в ответ на воздействие поражающих факторов боевой обстановки и тем самым достигать определенной эффективности действий в условиях современной войны.
|
На втором этапе морально-психологической подготовки личного состава осуществляется целый ряд мероприятий по так называемому психологическому стимулированию. Суть его состоит в том, чтобы приучить военнослужащих к устойчивому выполнению своих профессиональных обязанностей, к быстрому реагированию на команды офицеров в условиях боевой деятельности. На третьем этапе данной подготовки у личного состава ВС формируются определенные, устойчивые морально-психологические и боевые качества.
В ходе морально-психологической подготовки самое серьезное внимание уделяется физической выносливости организма. Командование ВС стран НАТО видит военно-прикладное значение спорта не только в развитии физической силы и ловкости, но и в формировании определенной агрессивности военнослужащих. Усиленно культивируются такие виды спорта как: бокс, карате, борьба и др.
|
МПП в конкретных армиях имеет свою специфику. Много внимания в последнее время стало уделяться отработке задач морально-психологической подготовки в ходе специальных полевых выходов. Кроме того, подготовка личного состава осуществляется в форме специальных циклов обучения. Наиболее важными из них являются: психологическая закалка в ходе наступления с боевой стрельбой (5 дней); формирование морально-психологической устойчивости в процессе специальной противотанковой подготовки; выработка групповой психологической сплоченности личного состава в ходе боевого слаживания частей (2 недели); психологическая подготовка в процессе обучения способам ведения боя в населенных пунктах (1 неделя); формирование морально-психологической устойчивости в период обязательной парашютно-десантной подготовки (3 недели); формирование морально-психологической сплоченности в рамках цикла "Выживание солдат" (1-2 недели); формирование агрессивности в процессе курса обучения противопартизанским действиям (3 недели).
С 2000 года было введено практическое выполнение пяти прыжков с парашютом днем и ночью в ходе полевых выходов, обязательное для всего личного состава частей и подразделений. Вопросы наступления в составе отделения всегда отрабатываются исключительно под огнем "противника", ведущего стрельбу боевыми патронами поверх голов атакующих.
Несмотря на изменения происшедшие в мире за последние годы, морально-психологическая подготовка личного состава армии США продолжает ориентироваться на тезис: "Если ты живешь на потенциальном поле боя, да еще с твоим будущим врагом в качестве соседа, ты должен быть готов вступить в военные действия в любое время".
|
Содержание морально-психологической подготовки западногерманских солдат и офицеров сводится к реализации трех главных мероприятий: по преодолению страха и исключению "индивидуальной психологической неудачи" военнослужащих; по укреплению взаимосвязи в группе; по повышению качества руководства подчиненными в условиях современной войны.
Мероприятия по преодолению страха обычно предполагают: ознакомление, личного состава с условиями боя; осуществление жесткой боевой подготовки, близкой к боевым условиям; формирование агрессивности. Личный состав сознательно знакомят с ужасами современной войны для успешного противодействия опасности. Солдатам показывают ранения черепа, туловища и конечностей для того, чтобы они сохраняли спокойствие и могли действовать рассудительно. При ознакомлении военнослужащих с картинами ужасов часто используется прием постепенного привыкания.
Далее начинается жесткая боевая подготовка. Она строится таким образом, чтобы быстрые реакции солдата вошли в его плоть и кровь путем правильных занятий и интенсивных упражнений, чтобы он даже в условиях нагрузок в бою действовал сразу правильно и автоматически.
Другим используемым способом психологической подготовки являются занятия, осуществляемые на пределе возможностей человека. Тестирование ранней стадии службы помогает выявить наиболее подготовленных рекрутов для службы в боевых подразделениях Сухопутных войск. Много времени в ходе подготовки отводится формированию агрессивности. Командование ВС Германии придает большое значение "психологическому закаливанию офицеров" как руководителей подразделений. В процессе него они приобретают опыт физических и психологических нагрузок современного общевойскового боя.
Эффективность всех мероприятий по морально-психологической подготовке военнослужащих проверяется на регулярно организуемых соревнованиях в войсках. Как видно в каждой стране найдены свои пути достижения единой цели. МПП личного состава армий стран НАТО является важнейшим элементом всей системы обучения и воспитания военнослужащих. В ее процессе формируются достаточно высокие морально-боевые качества, позволяющие личному составу успешно действовать в современных условиях.
Сильными сторонами МПП являются: глубокая методичность, разработанность всех ее мероприятий, разносторонность применяемых форм, методов и способов формирования морально-боевых и психологических качеств. Хорошая материальная и техническая база для обучения, использование последних достижений науки и техники в интересах интенсификации и эффективности процесса подготовки, представление широких возможностей для импровизации непосредственных организаторов подготовки личного состава в частях и подразделениях.
К слабым сторонам ее можно отнести: излишнюю абсолютизацию эффективности формирования морально-боевых качеств, чрезмерную психологизацию процесса подготовки военнослужащих, заформализованность процесса обучения личного состава ведению боевых действий в условиях современной войны.
В процессе воспитательной работы в ВС США используются самые разнообразные методы: убеждение, внушение, пример, моральное и материальное стимулирование, принуждение.
Что касается конкретных форм и методов воспитательной работы в ВС НАТО, то и в этой сфере наблюдается высокая степень унификации и единообразия. Сходная организационная структура аппарата и органов воспитания, однотипность целей и задач, содержания и основных направлений их деятельности в определенной степени нивелирует практическую работу с личным составом, способствует широкому распространению устоявшихся и апробированных форм и методов, используемых во всех армиях НАТО. С другой стороны, живая практика этой работы, ее конкретные проявления достаточно разнообразны, что обусловлено многими факторами, в том числе сложившимися традициями, национально-психологическими особенностями, спецификой учебного процесса и т.п.
В общей системе мер по поддержанию боеспособности и боеготовности ВС США видное место занимает процесс комплексного обучения и воспитания военнослужащих. Военно-политическое руководство США исходит из того, что умелые действия командиров и рядового состава на поле боя, их высокий профессионализм и психологическая готовность к активным боевым действиям могут компенсировать любое преимущество противника и сыграть решающую роль в достижении успеха.
Именно в ходе учебно-воспитательного процесса и формируются морально-боевые качества военнослужащих, составляющие важный элемент боевого потенциала ВС США. Процесс морально-психологической подготовки носит комплексный и всеобъемлющий характер и осуществляется как командирами, так и специальным аппаратом по многим направлениям. Основными из них являются следующие: морально-политическая подготовка (воспитательная работа) и психологическая подготовка военнослужащих.
Морально-политическая подготовка жестко связана с организацией материального обеспечения, с мерами материального и морального поощрения военнослужащих, с социальным обеспечением их семей.
Государственно-правовое воспитание имеет целью привитие военнослужащим чувств верности народу и стране, ее конституции и национальным интересам, президенту и его администрации, а также ВС США, стоящим на страже всех этих ценностей.
Национально-патриотическое воспитание, логически вытекая из государственного, делает акцент на выработку у военнослужащих чувств и стереотипов в духе превосходства англосаксонской расы, величия и неповторимости национального характера американцев, исторической исключительности Соединенных Штатов и "благородной исторической роли" ВС США в мире. Американский патриотизм, по мнению многих социологов Запада, отличается тем, что он направлен не на территорию проживания, не на людей, а на систему идей, касающихся общественной жизни. Поэтому вместо употребления таких понятий, как "Родина", "Отчизна" чаще выделяются слова "эта страна", "Америка", "американский образ жизни". Во многом это объясняется тем, что Америка, пройдя относительно короткий путь развития, представляет собой сплав многих наций, нашедших здесь свою родину. В результате такого воспитания вырабатывается особая чувствительность к национальному престижу, ко всему американскому, верность своей стране независимо от того, права она или нет.
Духовное руководство военнослужащими реализуется также через религиозное воспитание. В соответствующих наставлениях четко указывается на необходимость "обеспечить религиозную и духовную поддержку личного состава, направленную на повышение его готовности защищать Америку и ее союзников". Для этого в ВС США имеется достаточно прочная социальная база: число верующих (вместе с членами семей и гражданскими служащими) составляет 2 млн. человек. Абсолютное большинство верующих военнослужащих исповедует христианство, из них 66% являются протестантами (баптисты, лютеране, пресвитериане и др.), 32% - католиками. Военнослужащие, исповедующие иудейскую и другие нетрадиционные религии, составляют 2%. Всего же в список действующих в ВС США включено 130 религий, религиозных групп и движений.
Воинское воспитание призвано способствовать подготовке солдата, готового несмотря ни на какие опасности и лишения, выполнить свой долг на поле боя. В основе такого воспитания лежат типизированные правила поведения, принимаемые военнослужащими как единственно возможные. По мнению известного американского психолога Ч. Москоса, в число этих нравственных ценностей входят: чувство долга, профессиональная готовность к самопожертвованию, храбрость, дисциплинированность, честность.
Большое значение для морально-политической подготовки имеет пропаганда "воинских доблестей" союзников по НАТО, в том числе подвигов, совершенных в локальных войнах последних лет (Вьетнам, Гренада, Фолклендские острова, Ирак, Югославия и другие). Одновременно, как образцы выполнения служебного долга и боевого мастерства, прославляются действия экипажей самолетов американских ВВС, сбросивших атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки, применявших химические средства против мирного населения Вьетнама. С помощью такой идеологической работы снимается с военнослужащих моральная ответственность за совершенные им преступления.
Всё это свидетельствует о том, что воспитательная работа в ВС США носит ярко выраженный конкретный, практический характер и направлена прежде всего на подготовку военнослужащих к ведению боевых действий.
Важноезначение уделяется информационной работе. Она осуществляется по трем направлениям:информирование войск состоит в подготовке и распространении информационно-пропагандистских материалов, а также контроля выполнения программ организованных форм идеологического воздействия на личный состав;Информирование общественности заключается в подготовке и передаче через гражданские СМИ (в том числе 1700 ежедневных газет) различного рода материалов, рассказывающих о жизнедеятельности ВС и укрепляющих доверие к ним со стороны местного населения как внутри США, так и за рубежом.
Организации морально-психологической подготовки войск к боевым действиям в последнее время в странах НАТО уделяется большое внимание, это связанно в основном с возросшей боевой активностью войск альянса и повышением требованием к индивидуальной подготовке (в том числе и психологической). Теоретическая база морально-психологической подготовки основана на трудах видных западных психологов (Роджерс, Скиннер). МПП армии НАТО отвечает требованиям современного боя и является эффективной системой подготовки военнослужащих к ведению боевых действий.
Рекомендации заместителям командиров подразделений по организации и ведению морально-психологической подготовки военнослужащих к боевым действиям в современных условиях
Для того чтобы выдать действительно полезные рекомендации по работе ЗКРВР по формированию готовности подчиненных к ведению боевых действий в ходе боевой подготовки нужно глубоко проанализировать опыт прошлых воин (Великая Отечественная война, Афганистана и Чечни), а также опыт иностранных вооруженных сил и передовой опыт нашей армии. В процессе анализа нужно выявить основные формы и методы, направления работы ЗКРВР по формированию готовности подчиненных к ведению боевых действий в ходе боевой подготовки, а также нужно выявить сильные и слабые стороны этой работы. Сравнив эффективность нескольких систем подготовки к ведению боевых действий, и взяв от них сильные стороны можно создать универсальную систему подготовки военнослужащих к ведению боевых действий.
Начнем с анализа опыта Великой Отечественной войны. Страна, ее вооруженные силы практически не были подготовлены к ведению масштабной длительной войны. Система боевой подготовки Красной Армии проходила перестройку четко действующей системы. Во многих частях вместо боевой подготовки солдаты занимались строительными работами. В процессе боевой подготовки присутствовал формализм, а многие командиры просто не могли ничему обучить бойца, потому что сами этого не знали.
Из-за расширения партийных органов Красной Армии, на многих должностях заместителей командиров рот по политической части находились люди призванные с гражданской службы. Они отстранялись от процесса боевой подготовки и никаким образом не участвовали в подготовке бойцов к боевым действиям.
С началом войны многое изменилось, надо было готовить большие массы пополнения для фронта. Война показала, что из-за неподготовленности личного состава к боевым действиям Красная Армия принесла многочисленные и неоправданные потери. Поэтому руководство приняло решение о перестройки системы боевой подготовки. К 1943 году сложилась система подготовки личного состава к боевым действиям, которая без коренных изменений просуществовало до конца войны. Изменилась роль заместителя командира роты по политической части по подготовки бойцов к ведению боевых действий в ходе боевой подготовки. На него возлагалась идейная и моральная подготовка, психологической подготовке уделялось очень мало времени. Основными формами работы заместителя командира роты по политической части были: организация соревновательного процесса между подразделениями, что способствовало улучшению результатов по предметам боевой подготовки; это проведение митингов (например, перед отправкой на фронт или знаменательного события на фронте, памятная дата); встреча с ветеранами боевых действий, которые предавали молодым бойцам уверенность в себе, у многих пропадала боязнь к врагу, так как они понимали, что он также смертен; проведение комсомольских и партийных собраний; принятие в члены партий как поощрение наиболее образцовым бойцам; распространение боевых листков с примерами героизма наших воинов, а также со схемами уязвимых мест вражеской техники; заместитель командира по политической части проводил работу по привитию уверенности в своем оружии и уверенности в своих товарищах.
Положительным моментом в данной работе являлось то, что она была основана на осознании каждым военнослужащим своего долга по защите Родины, что стимулировало процесс боевой подготовки и психологическую подготовку к бою. Также положительной стороной являлось сильная партийная организация, через которую можно было повлиять практически на любого человека.
К отрицательным моментам можно отнести сильно идеологизированный процесс боевой подготовки. Политические мероприятия отнимали много времени и средств от реальной боевой подготовки.
В общем система подготовки военнослужащих к боевым действиям и роль в ней заместителя командира роты по политической части показала себя эффективной и выдержала проверку войной.
В период проведения боевых действий в Республике Афганистан в процессе подготовки к ведению боевых действий, также происходили значительные изменения, в основном они были связанны с природно-климатическими и этноконфессиональными особенностями страны. Упор делался физическую закалку военнослужащих, адаптацию их к сложным условиям высокогорья, ведение боевых действий с малыми группами противника. Заместитель командира по политической части в основном занимался морально-психологической подготовкой военнослужащих к ведению боевых действий. Он использовал: это рассказ бойцам об особенностях ее населения, разъяснения военнослужащим политических партий и правительства, цели и задачи ограниченного контингента войск на территории Республики Афганистана. Использовались методы бесед с ветеранами вернувшиеся из Республики Афганистан; также осуществлялась психологическая подготовка военнослужащих к ведению боевых действий во время занятий по предметам боевой подготовки, здесь основным методом работы был личный пример заместителя командира роты по политической части. Как мы видим, методика работы заместителя командира роты по политической части в ходе подготовки личного состава к боевым действиям в ходе боевой подготовки очень похожа на ту, которая использовалась в период Великой Отечественной Войны. Изменения коснулись лишь только методов связанных со специфическим ведением боевых действий в Республике Афганистан. В процессе воспитания и обучения стало менее идеологизированно, что позволяло не отвлекаться от реальной подготовки к ведению боевых действий. С развалом Советского Союза наша армия потерпела ряд коренных преобразований, которые в частности коснулись института заместителей командиров по политической части или по-новому воспитателей. Этот институт был практически упразднен, а его влияние сведено на нет. Это не могло сказаться на воинской дисциплине Вооруженных Сил. Войска захлестнула волна беззакония. В этот период началась первая Чеченская компания. Войска практически не готовились к ведению боевых действий в Чеченской Республике, большинство военнослужащих думало, что это будет легкой прогулкой. Чеченские боевики всерьез нашими не воспринимались, но реальность оказалась на много серьезнее. Неудачи первой войны заставили командование всерьез заняться подготовкой военнослужащих к ведению боевых действий, а резкое падение дисциплины заставило вновь обратиться к опыту политических органов Советской Армии. Институт воспитателей и его роль в боевой подготовке стали укреплять. Основными формами офицера-воспитателя по подготовки к ведению боевых действий стали: разъяснение военнослужащим политики президента и правительства, о необходимости наведения конституционного порядка на территории Чеченской Республики. До военнослужащих доводилась информация о нравах чеченского народа. Пример мужества и героизма военнослужащих Вооруженных Сил, а также примеры зверств чеченских боевиков над пленными военнослужащими. Также были организованны встречи ветеранов боевых действий Чеченской Республики. Большое внимание уделялось предотвращению психологических потерь среди военнослужащих. Для этого в частях были созданы психологические службы.
В общем можно сказать, что система подготовки военнослужащих к ведению боевых действий не смогла показать себя достаточно эффективно и полностью заработала лишь к концу компании, что не могло не сказаться на результате боевых действий. По сравнению с первой чеченской компанией, вторая проводилась более организованно. Работа ЗКРВР по формированию готовности подчиненных к боевым действиям строилась на опыте первой чеченской компании, особенности были связанны с тем, что многие воевавшие части были укомплектованы военнослужащими контрактниками, уже имевшими в основе богатый боевой опыт. Проанализировав обе чеченские компании можно сказать, что та система подготовки военнослужащих к боевым действиям и роль в ней ЗКРВР, которая была выстроена к концу первой компании смогла показать себя довольно эффективно во время второй компании с учетом того, что роль ЗКРВР и органов воспитательной работы и в войсках и в боевой подготовки возросла.
Анализируя опыт передовой армии мира по формированию готовности подчиненных к ведению боевых действий, можно сказать, что работа там строится на нескольких других принципах, чем у нас. Большое внимание уделяется психологической подготовки воинов, эта подготовка построена на принципах бихевиоризма. У военнослужащих вырабатывают условные рефлексы и реакции на стандартные боевые ситуации, также беспрекословное подчинение командованию, то есть упор делается не на сознательное выполнение воинского долга, а на его психологические качества. Эта система показала себя довольно эффективной в военных операциях Афганистана и Ираке, но и она дает сбои из-за того, что многие военнослужащие не выдерживают психологической перегрузки.
Находясь на стажировке в городе Олейск, я наблюдал за организацией подготовки к боевым действиям в ходе боевой подготовки и роль в ней ЗКРВР. Особенностью этой работы было то, что она проводилась с военнослужащими контрактниками, некоторые из которых уже имели боевой опыт, так что могли передать его другим военнослужащим в подразделении. Также большое внимание уделялось морально-психологическому обеспечению при подготовке личного состава, сплочению расчетов, экипажей и всего коллектива в целом, а также привитии уверенности в своем оружии. Основными методами психологической подготовки является обкатка танками, огненно-штурмовая полоса, тренажеры подводного вождения танка, а также покиданию заглохшей машины в воде и так деле.
Таким образом, проведя анализ работы ЗКРВР по формированию готовности подчиненных к ведению боевых действий в ходе боевой подготовки на разных этапах истории Вооруженных Сил, а также опыта иностранных армий, можно сделать обобщающий вывод, что формы, методы работы ЗКРВР остаются, по сути, практически неизменными, с поправкой на особенности ведения боевых действий, современной техники, вооружения, возможными техническими средств воспитания и современное достижение психологической науки. Опыт предшествующих войн учитывается и реализуется на практике в процессе боевой подготовки. ЗКРВР остается ключевым звеном в формировании готовности подчиненных к ведению боевых действий, его работа имеет заметное значение в формировании психологической готовности к ведению боевых действий. Основываясь на опыте предшествующих войн, при правильном использовании современных средств, она является эффективным инструментом подготовки военнослужащих к ведению боевых действий.
С учетом анализа работы ЗКРВР по формированию готовности подчиненных к ведению боевых действий в ходе боевой подготовки можно высказать следующие рекомендации:
В период подготовки необходимо развертывать и осуществлять морально-психологическое обеспечение в объеме определенном "Основами подготовки и ведения операций". Основные мероприятия следует отражать в плане морально-психологического обеспечения. Командирам (начальникам) ежедневно ставить задачи по морально-психологическому обеспечению, контролировать их выполнение. Практиковать также краткие инструктажи офицеров, младших командиров по особенностям морально-психологического обеспечения в сложившейся обстановке, ее задачах при проведении тех или иных мероприятий. Главные усилия следует сосредотачивать в подразделениях на поддержании морально-психологической устойчивости военнослужащих к действиям в боевой обстановке, их готовности переносить тяготы и лишения. С этой целью разъяснять личному составу боевые задачи и способы их выполнения, законы и нормативные акты военного времени, меры безопасности при обращении с вооружением и боевой техникой, их возможности; формировать уверенность в своих командирах и товарищах; осуществлять специальную морально-психологическую подготовку. На занятиях в поле создавать обстановку, максимально приближенную к боевой. Организовывать наставничество более опытных солдат и сержантов над новичками.
Особое внимание необходимо сосредоточить на работе младших командиров. Ежедневно давать оценку их труда. Воспитывать у них ответственность за своевременную и качественную подготовку к предстоящим действиям, формировать твердые навыки в управлении подчиненными на поле боя. Пропагандировать личный пример командиров и их заместителей по воспитательной работе.
Заключение
Подводя итог данной работы можно сказать, что роль ЗКРВР по формированию готовности подчиненных к ведению боевых действий в ходе боевой подготовки является ключевой в подразделении. Хорошая работа ЗКРВР залог профессиональной подготовки военнослужащих к ведению боевых действий.
Огромный опыт подготовки и ведения боевых действий накопленный нашими Вооруженными Силами на всем протяжении их истории не стоит забывать, а стоит использовать лучшую его часть в современных условиях. Выводы сделанные мной по проделанной работе:
ЗКРВР является ключевым звеном в работе по формированию подчиненных к ведению боевых действий в ходе боевой подготовки;
в процессе боевой подготовки недостаточно внимания уделяется формированию психологической готовности военнослужащих к ведению боевых действий;
в процессе боевой подготовки в войсках используется опыт подготовки к ведению боевых действий времен Великой Отечественной войны, Афганистана и Чечни;
современная система боевой подготовки иностранных армий позволяет эффективно подготовить военнослужащих к ведению боевых действий.
В общем и целом процесс подготовки военнослужащих к ведению боевых действий в ходе боевой подготовки и роль в нем ЗКРВР отвечают требованиям времени и позволяют эффективно готовить личный состав к действиям в боевых условиях.
Исходя из сделанных мною выводов, можно предложить следующие практические рекомендации о повышении эффективности работы ЗКРВР по формированию готовности подчиненных к ведению боевых действий в ходе боевой подготовки:
. В процессе боевой подготовки следует большое внимание уделять морально-психологическому фактору и психологической устойчивости военнослужащих, так как с каждым годом требования к нему растут.
. Роль ЗКРВР в процессе боевой подготовки необходимо повысить для более эффективной морально-психологической подготовки военнослужащих к ведению боевых действий.
. Необходимо обобщить опыт подготовки к ведению боевых действий Великой Отечественной войны, Афганистана и Чечни, унифицировать его, перенести его на бумагу в виде учебного пособия и использовать его в качестве основного при подготовке и ведения боевых действий.
. Следует учитывать опыт боевой подготовки иностранных армий и все лучшее брать себе на вооружение.
. Необходимо увеличить использование технических средств обучения и воспитания, а также средств имитации для придания учебным занятиям эффекта реальных боевых действий, что позволит повысить психологическую устойчивость военнослужащих и отработать их навыки владения оружием в условиях приближенным к боевым.
При использовании в Вооруженных Силах данных рекомендаций должно повысить роль ЗКРВР в процессе боевой подготовки, а условия боевой подготовки станут более современными - приближенными к боевым.
Список литературы
1. Военный сборник. - М., 1871. - N 11.
. Лобов В.Н. Очерки истории отечественных военных реформ. - М., 2005г.
. Воспитательная работа в ВС Российской Федерации. - М.: ВУ, 2005г.
. Военная психология и педагогика. - М.: «Совершенство», 2008г.
. Директива Начальника Главного управления воспитательной работы ВС Российской Федерации № Д - 2 от 26 августа 2008года, г. Москва.
. Директива Начальника Главного управления воспитательной работы ВС Российской Федерации № 3 «Об информации по психологической работе в ВС Российской Федерации» 1 октября 2008года, Москва
. Заместитель командира роты по политической части - организатор партийно-политической работы. - Новосибирск, 2000г.
. Морально-психологическое обеспечение отмобилизования и приведения соединений и частей в боевую готовность. - М.: ВУ, 2008г.
. Общевоинские уставы. - М.: Воениздат, 2004г.
. Партийно-политическая работа в Красной Армии. - М.: Воениздат, 2005г.
. Петров Ю.П. «Строительство политических органов партийных и комсомольских органов армии и флота». - М.: Воениздат, 1968г.
. Фрунзе М.В. Избранные произведения. - М.: Воениздат, 2004г.
. Лобов В.Н. О долге и чести воинской в Российской Армии. - М.: Воениздат, 2000г.
. Суворов А.В. Наука побеждать. - М., 2000г.
. Ефремов И.И. Офицерский корпус Русской Армии: опыт самопознания. - М.: ВУ, Русский путь, 2000г.
. Павловский И. Научное обобщение боевого опыта, правил жизни и деятельности войск. Военно-исторический журнал. - 1976г.
17. Воспитательная работа в ВС РФ. - М.: ВУ, 2005 г.
. Военная психология и педагогика. - М.: "Совершенство", 2008 г.
. О долге и чести воинской в Российской армии. - М.: Воениздат, 2000г.
. Безлепкин Б.Г. А педагогом быть обязан. - М.: Воениздат, 2000г.
. Сошнев В.Г. Сознательность. Дисциплина. Ответственность. - М.: Воениздат, 2005г.
. Воспитание воина: в коллективе и через коллектив. - М.: Воениздат, 2004г.
23. Директива Начальника Главного управления воспитательной работы ВС Российской Федерации № Д - 2 от 26 августа 2008 года, г. Москва.
24. Директива Начальника Главного управления воспитательной работы ВС Российской Федерации № 3 «Об информации по психологической работе в ВС Российской Федерации» 1 октября 2008 года, г. Москва.
. Заместитель командира роты по политической части - организатор партийно-политической работы. - Новосибирск, 2000г.
. И.А. Скородумов Становление командира. - М.: Воениздат, 2002г.
. Общевоинские уставы. - М.: Воениздат, 2004 г.
. Аристотель. Собрание сочинений. - М.: 2004г. - Т.4.
. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 2002г.
. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») Г.Ф.Швейника. - М., 2004г.
. Драгомиров М.И. Избранные труды: Вопросы обучения и воспитания. - М., 1956г.
. Маклаков А.Г. Военная психология. - М., 2004г.
. Перроненкова А.Я. Военное право. Краткий учебный курс. - М., 2009г.
. Соболенко А.А. Наиболее привлекательные условия военной службы по контракту/ракурс. - 2010г. - №3.
. Теория и практика воспитания военнослужащих. Учебное пособие под общей редакцией генерал-полковника Н.И.Резника. - М., 2008г.
. Методика индивидуальной воспитательной работы. - М.: Воениздат, 2001г.
. Основные положения военной доктрины Российской Федерации «Красная Звезда» 2003 г., 19 ноября.
. Барабанщиков А.В. Военная педагогика - М.: ВПА, 2006г.
. Приказ Министра обороны № 70 от 11 марта 2004 г. «Об органах воспитательной работы ВС Российской Федерации».
. Офицер и солдаты. Заметки о педагогическом мастерстве. - М.: Воениздат, 2009г.
Приложение
Процесс психологической подготовки личного состава к бою. Фазы, этапы и их наименование
№ | Наименование | Исходное состояние | Конечное состояние |
Фаза ознакомления молодого пополнения с условиями воинской службы, возможностями оружия и военной техники, спецификой боевой деятельности | 1. Этап ознакомления с внешней картиной боевой деятельности | ||
Отсутствие необходимой информации, представлений общей ориентировки | Общая ориентировка в условиях боевой деятельности | ||
Фаза овладения требуемым объемом знаний, умений и навыков для выполнения своих обязанностей | 2. Этап ознакомления с внутренней структурой и логикой боевой деятельности | ||
Отсутствие ориентировочной основы действий | Сформированность ориентировочной основы действий | ||
Фаза совершенствования | 3. Этап формирования устойчивости действий к вторичным факторам боя | ||
В нормальных условиях действия устойчивы, в условиях моделирования вторичных факторов боя действия нарушаются или значительно замедляются | Действия сохраняют устойчивость ко вторичным факторам боя | ||
4. Этап формирования устойчивости действий к первичному фактору боя | |||
Отсутствует устойчивость действий в ситуациях опасности | Действия в ситуациях опасности сохраняют свою устойчивость |