Практика работы по морально-психологическому обеспечению подготовки подразделений к ведению боевых действий




 

2.1 Передовойопыт работы по морально-психологической подготовке подразделений к выполнению боевых задач в военное время (Великая Отечественная война, Афганистан, Чеченская Республика)

 

Значительный опыт морально-психологической подготовки накоплен в советский период. В это время появляется четкая система формирования у личного состава морально-политических, боевых и психологических качеств, необходимых для достижения победы в бою. Несмотря на изменение после революции 1917 года идеологической основы проводимой работы в войсках сохранилась четкая преемственность в подходе и оценке роли морального духа войск.

Видные военные мыслители и полководцы в своих работах: П.И. Изместьев «Из области военной психологии»; М.В. Грулев «Злобы дня в жизни Армии»; А.М. Дмитриевский «Воспитание воина может только в стыде наказания, а не в страхе наказания»; А.А. Керсновский «Качество военного человека»; М.В. Фрунзе «Военно-политическое воспитание Красной Армии»; М.Н. Тухачевский «Избранные произведения»; А.В. Суворов «Наука побеждать»; М.И. Драгомиров «Что нужно офицеру в нравственном отношении, чтобы сформировать солдата как защитника Отечества» и другие внесли достойный вклад в развитие теории и практики морально-психологического обеспечения боевых действий войск. Выводы военно-теоретической мысли этого периода были закреплены в военной доктрине и первых воинских уставах Рабоче-крестьянской Красной Армии. Например, в Дисциплинарном Уставе отмечалось, что "воинский дух выражается в мужестве и храбрости до пренебрежения опасностью, в самоотверженности, вере в себя и свои силы, в проявлении в нужную минуту личного почина и инициативы (самодеятельности), находчивости, решимости, бодрости, выносливости в перенесении трудов, лишений и страданий при всяких обстоятельствах''.

В целях дальнейшего повышения боевой готовности войск были проведены крупные мероприятия, направленные на улучшение комплектования, обучения и воспитания. Однако военная педагогика и особенно психология в довоенный период развивались недостаточно активно.

Бои на Карельском перешейке зимой 1939-1940 года и боевые действия на Дальнем Востоке вскрыли ряд существенных недостатков, как в практике боевой подготовки личного состава, так и в системе морально-психологического обеспечения. После этого началась перестройка боевой подготовки войск, активно внедрялся принцип "учить войска тому, что необходимо на войне". Войска учились действовать днем и ночью, в любую погоду, на разнообразной местности, приучались переносить длительные физические напряжения, умело использовать боевую технику. В 1940 году было установлено полное единоначалие и введен институт заместителей командиров по политической части. В августе этого же года Главное управление политической пропаганды направило в войска директиву "О перестройке партийно-политической работы", в которой потребовало коренного улучшения организационной и воспитательной работы с учетом опыта боевых действий. Много внимания уделялось совершенствованию воинского воспитания. На совещании высшего комсостава в январе 1941 года специально рассматривался вопрос о развитии военной психологии и повышении ее роли в подъеме морального состояния войск, МПО подготовки войск к ведению боевых действий. Под этим понималось совершенствование партийно-политической работы с военнослужащими, психологическое обеспечение занятий по боевой подготовке, усиление информирования военнослужащих о военно-политической обстановке в мире. Это были первые шаги по включению МПО в процесс боевой подготовки и обеспечению готовности военнослужащих к ведению боевых действий. Основную роль в этом должен играть заместитель командира роты по политической части.

Многонациональный состав Красной Армии предопределял необходимость проведения большой работы по воспитанию воинов в духе дружбы и братства народов нашей страны, сплочению бойцов различных национальностей в единую боевую семью. Это достигалось, прежде всего, обучением русскому языку воинов, не владеющих им, рассказ об обычаях, традициях народа нашей страны, комплектование подразделений по многонациональному принципу, что благотворно сказывалось на нравственном климате в подразделениях и частях, выполнении боевых задач. В воинских коллективах не было неприязни и раздоров на национальной почве. Воины всех национальностей стойко защищали единое для всех Отечество - Советский Союз, проявляя при этом мужество, отвагу и героизм.

Одно из основных направлений морально-психологического обеспечения боевых действий Красной Армии в годы Великой Отечественной войны включало большой комплекс проблем, связанных с формированием и развитием у воинов психологических и боевых качеств, крайне необходимых для выполнения боевой задачи в сложной, напряженной и опасной для жизни обстановке. Речь шла о воспитании и развитии у личного состава мужества, отваги, героизма, храбрости, эмоционально-волевой устойчивости, способности не теряться в сложной боевой обстановке, готовности к самопожертвованию, дисциплинированности и исполнительности, верности воинскому долгу, войскового товарищества и взаимной выручки в бою и других качеств, без которых нельзя было добиться победы над врагом.

Части поочередно отводились в тыл, где на учебных полях была скопирована оборона противника, на которой стрелковые подразделения проходили обкатку танками, учились вести огонь по низколетящим самолетам противника. Воины учились пропускать через свои траншеи вражеские танки, отсекать от них пехоту, а затем огнем артиллерии, минометов, противотанковых ружей, связками гранат и бутылками с горючей смесью уничтожать их, что самым положительным образом сказалось на ходе и исходе оборонительных сражений.

В годы войны, особенно в ходе оборонительных боев, исключительно большое внимание уделялось поддержанию в войсках крепкой воинской дисциплины - важнейшего условия высокой стойкости личного состава, удержания занимаемых рубежей.

Большой интерес представляют особенности организации психологического обеспечения Берлинской наступательной операции, завершившейся падением Берлина и капитуляцией фашистской Германии. На специально созданных учебных полях проводились тренировки по прорыву обороны врага, форсированию водных преград, ведению боевых действий в населенных пунктах, лесистой местности и ночью.

В годы Великой Отечественной войны в действующей армии был накоплен богатый арсенал разнообразных методов, форм и средств, воспитания у личного состава высокого морального духа, психологической устойчивости и боевой активности. К ним можно отнести: проведение митингов и собраний с призывом выполнить боевую задачу перед каждым конкретным боем, широкое применение исторических традиций русской армии и Отечественной истории. Поддержание связи фронта и тыла через почту и газеты, индивидуальное и групповое общение командиров и политработников с подчиненными, устная и наглядная агитация, радио, газеты и журналы, боевые листки, рукописные листовки-молнии и др. Большое внимание уделялось пропаганде боевого опыта, популяризации боевых подвигов личного состава.

Сильное мобилизующее воздействие на воинов оказывали приказы и выступления Верховного Главнокомандующего, Народного Комиссара обороны И.В. Сталина, особенно сформулированные в них боевые призывы, такие как: “Стоять на смерть! Ни шагу назад'”, “Очистим советскую землю от немецко-фашистских захватчиков!”, “Добьем фашистского зверя в его собственной берлоге. Водрузим Знамя Победы над Берлином!”.

Среди многообразия методов, форм и средств воздействия на сознание и поведение воинов в боевой обстановке особое место принадлежало личному примеру командира, политработника, коммуниста и комсомольца. Они всегда были впереди, на самых ответственных и опасных участках боя, словом и личным примером воодушевляли воинов, первыми поднимались в атаку и вели за собой бойцов.

Абсолютное большинство этих людей было воплощением личной честности, отваги и стремления к победе над врагом. Не случайно, что в годы войны потери среди политработников, коммунистов были особенно большими. Так за шесть первых месяцев войны отдали свою жизнь за Родину 500 тысяч коммунистов. А всего за годы войны в боях с немецко-фашистскими захватчиками погибло 3 млн. коммунистов, в т.ч. 100 тыс. кадровых политработников.

Вместе с тем, с высот сегодняшнего дня не трудно найти в этом опыте и недостатки. Бесспорно, что-то можно было сделать лучше, с меньшими потерями. Можно было избежать допущенных ошибок и просчетов. Но бесспорно также и то, что в сложных и напряженных условиях войны, в которых оказалась Красная Армия, особенно в ее начальном периоде, командиры, штабы, политработники всех степеней сделали почти все, что могли, чтобы укрепить моральный дух войск, помочь личному составу выстоять в смертельной схватке с врагом и разгромить его.

Опыт морально-психологического обеспечения войск, накопленный во время войны, имеет огромное значение для организации этой работы в современных условиях. Он дает богатый материал для извлечения практических уроков применительно ко времени и обстоятельствам, в которых сегодня реформируются Российские ВС. Каковы же эти уроки?

Во-первых, Великая Отечественная война убедительно подтвердила решающее значение морально-психологической закалки войск в достижении победы. Она показала, что к войне, к боевым действиям надо готовиться заранее, не забывая о необходимости поддержания постоянной боеспособности армии. Недооценка морально-психологического обеспечения войск, как и не соответствующие реалиям идеологические установки на скорую и легкую победу, чреваты самыми серьезными последствиями: людскими и территориальными потерями, разрушением народнохозяйственного комплекса.

Во-вторых, опыт подсказывает, что необходима высокая организованность в работе всех воспитательных структур. Поэтому важно, чтобы сегодня в Российской армии руководство морально-психологическим обеспечением было централизовано, а не распылялось по различным войсковым структурам. Ключевую роль призваны сыграть здесь основательная теоретическая подготовка и практический опыт специалистов-профессионалов. А это предполагает наличие хорошо отлаженной системы учебных заведений для подготовки кадров в области воспитания и психологической закалки личного состава.

В-третьих, формирование у личного состава высоких идейно-нравственных качеств только тогда даст положительный результат, когда оно сочетается с высокой психологической закалкой и боевой выучкой воинов. Мало быть идейно убежденным, понимать цели и задачи войны, надо еще в совершенстве владеть оружием и боевой техникой, быть психологически устойчивым, не теряться в самой сложной и опасной для жизни обстановке.

Наконец, в-четвертых, опыт Великой Отечественной войны показал, что морально-психологическое состояние сражающихся войск зависит не только от активной и целеустремленной работы командиров, штабов, воспитательных структур, но и огромной степени от политико-морального состояния всего общества, от степени поддержки армии народом, отношения к ней общества, уверенности людей в том, что войска, сражающиеся на фронте, ведут справедливую войну. Именно такое отношение общества, всего советского народа к ВС было характерным для того времени. Народ духовно вдохновлял армию, снабжал оружием и боевой техникой, с гордостью направлял в ее ряды своих сыновей и дочерей. Он гордился своей армией, ведущей справедливую освободительную борьбу с агрессором. Всеми своими духовными и физическими силами народ поддерживал ее, считал своей, родной. На стороне Красной Армии были общественные организации, средства массовой информации, трудовые коллективы, деятели литературы и искусства, ученые...

При изучении опыта МПО, накопленного в годы Великой Отечественной Войны и его использовании в практической работе в войсках необходимо четко видеть серьезные недостатки и упущения, приводившие к большим людским потерям. К таким недостаткам можно отнести: порой излишнюю формализованность воспитательного процесса, слишком большой упор на коммунистическую идеологию, призывы выполнить боевую задачу, не считаясь с оперативной необходимостью к какой-либо дате (день рождения вождя, партии и другие). Важно иметь в виду и то, что нельзя абсолютизировать этот опыт и руководствоваться только им, в противном случае мы будем готовить войска к прошлым войнам. Войны сегодняшнего же дня принципиально другие, по своей сути и содержанию, по направлениям, формам и методам морально-психологического обеспечения.

В послевоенные годы практика морально-психологического обеспечения боевых действий получила дальнейшее развитие. Были разработаны и активно внедрялись в жизнь войск ряд руководящих документов по проблемам политической работы в боевой обстановке. Однако уже к средине 80-х годов многие ученые, командиры и работники политорганов высказывали мнение, что сущность и содержание политической работы в боевой обстановке не полностью отвечают требованиям жизни, отстают от изменений, происходящих в военной науке и военном искусстве. В этот период появился и сам термин "морально-психологическое обеспечение". К сожалению, эта идея не получила тогда поддержки у военно-политического руководства ВС и не была закреплена в военной доктрине и других основополагающих документах. Об этом свидетельствует, в частности, практика организации воспитательной работы в частях и соединениях ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан в 1979-2009 г.г.

Главная задача войск на территории Афганистана состояла в проведении боевых операций по разгрому крупных группировок и баз оппозиционных сил. Основным средством укрепления морального духа войск, мобилизации личного состава на выполнение боевой задачи была политическая работа, которая проводилась в форме морально-политической и психологической подготовки. Личный состав готовился к боевым действиям в учебном центре (в течение пяти месяцев).

МПО боевых действий проводилось, как правило, в три этапа: в подготовительный период к операции; в ходе операции и выполнения других боевых задач; после выполнения боевых задач.

В подготовительный период основное внимание сосредотачивалось на разъяснении личному составу целей и задач операции, доведение до воинов военно-политической обстановки в районе боевых действий, изучении маршрутов выдвижения войск, ознакомлении солдат, сержантов и офицеров с тактикой действий оппозиционных формирований, национальными и религиозными особенностями местного населения. Принимались меры по совершенствованию боевой выучки личного состава, тщательной подготовки к операции боевой техники и вооружения.

К проведению работы с личным составом готовились политработники, партийные и комсомольские активисты, осуществлялась их расстановка в боевом порядке.

В ходе операции основные усилия сосредотачивались на поддержании у воинов высокого морального духа, развитии боевой активности, воспитании чувства взаимопомощи и взаимовыручки в бою, готовности к любым испытаниям, вплоть до самопожертвования, ради достижения победы.

Первостепенное значение придавалось обеспечению непрерывности воздействия на сознание и поведение воинов, что достигалось своевременным реагированием на изменение обстановки, внесением корректив в расстановку политработников, боевого актива, усилением политработы в подразделениях, действующих на главных направлениях. При этом особое внимание обращалось на работу с личным составом разведывательных дозоров, боевого охранения, водителями боевых и транспортных машин, воинами инженерно-саперных подразделений.

Важное место в ходе операции отводилось организации боевого информирования личного состава об обстановке в районе боевых действий, а также о противнике и местах его расположения, боевых успехах наших войск, отличившихся воинах, фактах проявления инициативы и находчивости в бою, примерах мужества, отваги и героизма. Проводилась большая работа по обобщению и распространению передового опыта, популяризации боевых подвигов.

Как и в годы Великой Отечественной войны, командиры и политработники придавали большое значение своевременному выявлению и представлению к правительственным наградам воинов, которые отличились в боях. Проявлялась забота о том, чтобы ни один воин, проявивший мужество, отвагу и героизм в бою, не остался незамеченным. Велась борьба с фактами небрежного и несвоевременного оформления наградных материалов. В то же время все делалось для того, чтобы вручение наград осуществлялось своевременно и проходило в торжественной обстановке.

Наряду с награждениями орденами и медалями, для поощрения отличившихся воинов использовались: устная благодарность командира, вручение грамот имени Героя Советского Союза, направление благодарственных писем родителям отличившихся, предоставление отпуска с выездом на Родину и др.

Таковы в самом общем виде положительные аспекты в деятельности офицерского состава ВС по укреплению морального духа и психологической устойчивости ограниченного контингента советских войск, выполняющего боевые задачи на территории Афганистана. Конечно, это не означает, что в этой деятельности не было недостатков и просчетов, снижающих эффективность и отрицательно влияющих на политико-моральное состояние войск.

Главный из них состоял в том, что, несмотря на огромные усилия, политическому и военному руководству страны, средствам массовой информации, командирам и политработникам армии так и не удалось добиться от всего личного состава ВС осознанного понимания целей и задач ограниченного контингента советских войск. Часть советских людей, воинов армии и флота негативно относилась к пребыванию частей и подразделений наших ВС в Афганистане, не была уверена в том, что, находясь там, они тем самым выполняют воинский долг по защите своего Отечества. Идея оказания интернациональной помощи афганскому народу в борьбе с внутренней контрреволюцией и международным империализмом в этих условиях не давала необходимого результата.

Отрицательное воздействие на морально-психологическое состояние войск оказывало то, что длительное время политическое и военное руководство страны скрывало от народа, воинов армии и флота участие советских войск в боевых операциях на территории Афганистана. В средствах массовой информации утверждалось, что, находясь на афганской территории, наши войска занимаются обычной учебно-боевой подготовкой, и ничего не говорилось о том, что они ведут там самые настоящие боевые действия. Замалчивались масштабы потерь советских войск в людях и боевой технике, факты негативного отношения афганского населения к нашим солдатам и офицерам. При захоронении погибших воинов, как правило, не сообщалось, что они были убиты на территории Афганистана.

Было немало недостатков в боевой и психологической подготовке войск. Не все было сделано для перевода сознания личного состава с мирного на военное положение, что нередко приводило к потере бдительности, неорганизованности, попаданию в плен отдельных воинов.

Таким образом, за годы советской власти в ВС сложилась стройная система морально-политической, боевой и психологической закалки войск. Несмотря на целый ряд присущих ей недостатков, главный из которых состоял в чрезмерном воздействии на сознание и поведение воинов, она имела ярко выраженное содержание, довольно четкую организацию, богатый арсенал форм, методов и средств и оказала огромное влияние на моральный дух войск, их психологическую стойкость, готовность к защите Отечества. Богатый опыт морально-политической, психологической и боевой подготовки войск, накопленный в Советских ВС в боевой обстановке имеет огромное значение в современных условиях и может быть с успехом использован в обучении и воспитании личного состава ВС.

МПО операции в Чеченской Республике планировалось и осуществлялось на всех ее этапах, с учетом их характера и содержания.

Главной целью морально-психологического обеспечения в ходе этой операции являлось формирование у личного состава высокого боевого настроя и морально-психологической готовности к выполнению поставленных задач, так называемый перевод сознания военнослужащих с мирного на военное время. Что же необходимо было сделать для достижения этой цели в подготовительный период?

Во-первых, следовало развернуть информационную работу по разъяснению личному составу причин возникновения чеченского конфликта, сущности криминальной диктатуры Д. Дудаева, политику российского руководства в отношении режима г. Грозного. Необходимо было донести до сознания людей, что армия привлекается к локализации конфликта в соответствии с Законом.

Во-вторых, крайне важно было то, чтобы личный состав каждого подразделения, части знал конкретные задачи, особенности предстоящей операции, понимал требования к подготовке войск, соблюдению мер безопасности.

В-третьих, следовало настроить и мобилизовать военнослужащих на тщательную подготовительную работу в преддверии боевой операции, стояла задача повысить бдительность и боеготовность, добиться полной самоотдачи и самопожертвования людей в бою.

В-четвертых, требовалось сформировать у личного состава твердую морально-психологическую устойчивость, уверенность в боевых возможностях современной боевой техники и оружия, в своих силах и способностях, в знаниях и умениях командиров и начальников организовать бой.

В-пятых, необходимо было пресечь или нейтрализовать попытки противника деморализовать войска.

К сожалению, поставленные задачи выполнить не удалось, подготовка к боевым действиям была фактически сорвана, как нам кажется, по следующим причинам: несмотря на то, что в подготовительный период задачи МПО были конкретизированы, много из того, что было запланировано, сделать не удалось. Войска вошли в Чечню фактически не готовыми к ведению боевых действий, как с военной точки зрения, так и с психологической. Не удалось до конца выполнить главную задачу - перестроить сознание военнослужащего с мирного на военный лад, наоборот, во многих частях военнослужащим объявляли, что они поедут усмирить маленький бунт, операция будет быстрая и победоносная. Этому настрою поддались практически все солдаты и многие офицеры.

Из-за того, что армия находилась в стадии реформирования, «под рукой» командования не оказалось ни одной полностью развернутой и подготовленной части. Части назначенные для проведения операции сводились в отдельные подразделения, часто даже люди в одном экипаже не знали друг друга. В этих условиях невозможно говорить о какой-либо слаженности, психологической готовности к бою, психологической уверенности в своем оружии и товарищах. Все это усугублялось низким уровнем одиночной подготовки бойцов, из-за перебоев в процессе боевой подготовки.

Органы воспитательной работы, которые в предшествующие годы подвергались резкому сокращению, не смогли в полном объеме выполнить задачу по психологической подготовке военнослужащих к боевым действиям. Во многих ротах отсутствовали штатные ЗКРВР, в других же должность ЗКРВР часто занимали люди, которые перешли на эту должность, не имея профессиональной подготовки, пришедшие с командных и технических должностей, плохо разбиравшиеся в психологии человека. В этих условиях говорить о формировании готовности подчиненных к ведению боевых действий не приходиться.

Получив горькие уроки в первый период Чеченской компании, руководство ВС и Объединенной группировки войск на Северном Кавказе поняло необходимость формирования психологической готовности подчиненных к ведению боевых действий в процессе боевой подготовки. Комплектование и сплачивание подразделений стало проводиться заблаговременно, до отправки в зону вооруженного конфликта. Большое внимание стало уделяться боевой подготовке и в процессе нее, обеспечению психологической готовности воинов к ведению боевых действий. В войсках увеличилась роль органов воспитательной работы. В процессе боевой подготовки стали проводиться мероприятия обеспечивающие подготовку военнослужащих к возможным психологическим проблемам, с которыми они могут столкнуться на войне.

Следует отметить также, что в процессе информационно-воспитательной работы в подготовительный период активно пропагандировались боевые традиции российской армии. В некоторых частях и соединениях были показаны видеофильмы о боевом пути полка, дивизии с хроникальными кадрами из истории Великой Отечественной войны, с пожеланиями фронтовиков сегодняшним солдатам. С целью поддержания высокого боевого духа практиковались также выступления воинов-афганцев перед личным составом, которые делились боевым опытом, рассказывали о тактике действий и характерных приемах, используемых боевиками в различных ситуациях и т. д.

Опыт войны показывает: в бою смелее тот, у кого больше уверенности в своих силах, в возможностях боевой техники. Эти важные качества воинов формировались в процессе боевого слаживания подразделений, сколачивания экипажей, практических занятий по обучению вождению машин в колонне и подготовке к маршу.

На протяжении всего периода подготовки глубоко изучалась обстановка в воинских коллективах с целью их сплочения, создания здоровой нравственной атмосферы в подразделениях.

Кропотливо собиралась информация о том, как реагируют военнослужащие на происходящие события, каков их моральный настрой. Опираясь на эти данные, командиры успешно вели работу по подбору и расстановке военнослужащих для решения поставленных задач.

К сожалению, офицеры воспитательных структур не сумели нейтрализовать информационное давление, сделать средства информации союзниками, как в центре, так и в регионах. Известны буквально единичные попытки установить контакты с редакциями региональных газет с целью объективного показа событий в Чечне. Недостаточно активно сработали и окружные газеты.

Приходится констатировать тот факт, что во внутренних округах слабо организовывалось информирование, в том числе и офицеров, по обстановке в Чечне. Командиры, штабы, офицеры воспитательных структур не смогли убедительно объяснить личному составу необходимость силового решения чеченской проблемы. Более того, в ряде случаев личный состав не знал, что его направляют в Чечню. Так было в 245 мотострелковом полку. Военнослужащим объявили, что они летят в Хабаровск, настоящую же цель перемещения они узнали только в Моздоке.

О результативности проделанной работы свидетельствуют также некоторые данные социологического исследования, проведенного в районах сосредоточения. Эти данные говорят о том, что подавляющее большинство военнослужащих были убеждены в необходимости защиты интересов России в Чечне. Более 60 процентов опрошенных высказались за сохранение территориальной целостности страны. Многие рассматривали свое участие в предстоящих боевых действиях как долг перед Родиной, как то, что соответствует его личным убеждениям, гордились тем, что защищают Отечество с оружием в руках, как это делали в свое время старшие поколения.

Как и первая Чеченская война, вторая началась также неожиданно, с нападением боевиков на Дагестан. Одинаково начавшись эти две войны по сути разны.

Сделав выводы из печального опыта первой Чеченской компании, командование ВС стало более ответственно подходить к организационному процессу боевой подготовки. В вооруженных силах появились части постоянной боевой готовности, которые были полностью отмобилизованы по штатам военного времени, на них-то и легла основная тяжесть ведения боевых действий.

В процесс боевой подготовки подразделений к ведению боевых действий был внесен ряд изменений по сравнению с первой Чеченской компанией: ЗКРВР стал более активно принимать участие в процессе боевой подготовки, экипажи и расчеты заранее проходили слаживание и хорошо знали друг друга, что придавало им психологическую уверенность в своих действиях и «в плече товарища».

В процессе слаживания подразделений ЗКРВР проводил следующие мероприятия по психологическому сопровождению боевой подготовки: это подбор и расстановка военнослужащих на должности и специальности согласно их психологических особенностей, создание атмосферы приближенной к боевой на занятиях по тактической и огневой подготовке, разъяснение военно-политической обстановки в районе конфликта, место и роль вооруженных сил в нем, доведение до сознания каждого военнослужащего его личной ответственности за судьбу боя, ответственности перед товарищами и сознательного выполнения своего воинского долга.

Для отработки наиболее сложных видов боевой деятельности (бой в горах, городе) создавались на полигонах учебные макеты имитирующие условия боя, при проведении на них тактических учений широко использовались средства имитации, звуковые, дымовые и световые эффекты, широко привлекалась боевая техника.

Все это позволяло ЗКРВР психологически подготовить военнослужащих к условиям боевых действий и возможным трудностям с которыми они там столкнуться, а это в свою очередь облегчало процесс адаптации военнослужащих уже на месте ведения боевых действий.

Повышение роли ЗКРВР в процессе боевой подготовки, увеличение объемов боевой подготовки принесли свои плоды. Вторая Чеченская война завершилась, победителями из нее вышли вооруженные силы. Итог работы - сотни сохраненных жизней военнослужащих и сохраненное психологическое здоровье многих военнослужащих.

Богатый боевой опыт наших ВС и в частности опыт проведения МПО боя позволяет нам отбросить все неэффективные методы МПО, а оставить в своем арсенале только действенные. Эти методы доказали свою эффективность на полях сражений Великой Отечественной войны, в Афганистане и Чечне. Применение этого бесценного опыта позволит ЗКРВР качественно решать задачи МПО.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: