Один из факторов, являющихся залогом успешной карьеры, — хорошее, качественное образование, под которым все чаще понимается умение применить на практике полученные знания и навыки, а также способность постоянно учиться в процессе работы, развиваться как в профессиональной сфере, так и в смежных (родственных) областях деятельности.
В связи с этим первостепенная роль отводится решению проблемы повышения качества обучения, что диктует необходимость модернизации и совершенствования технологий и методик образования.
В современных реалиях преподавание экономических дисциплин носит инновационный и интегрированный характер, но при этом главным результатом и одновременно условием развития современного общества становится не материальный продукт, а информация. Умение найти и применить(?использовать) информацию с целью получения дохода является едва ли не определяющим фактором успешности человека в современном мире. Но прежде, чем воспользоваться полученной информацией с максимальной выгодой для себя, нужно проанализировать все варианты по определенным параметрам и показателям.
Сегодня важнейшей педагогической проблемой и практико-ориентированной задачей преподавания экономического анализа становится внесение(?внедрение) в образовательный процесс средств и методик, которые позволяют студентам открывать себя в различных видах деятельности [1].
Крайне востребованными оказались цифровые образовательные услуги, причем вынужденный переход потребовал быстрой переориентации образовательного формата и контента в цифровой образовательной среде. Это позволило обеспечить непрерывность процесса образования, также это был для многих образовательных учреждений шок (убрать?).
|
Что касается дисциплины «Экономический анализ деятельности предприятия», то ее можно вполне эффективно и качественно преподавать и изучать онлайн. Дистанционный формат обучения дает(?позволяет) студенту в довольно короткий срок понять свои аналитические способности и способности к самостоятельной работе и саморазвитию (?возможности самостоятельной работы и саморазвития).
В ходе преподавания (убрать?) дистанционное обучение направлено прежде всего на то, чтобы научить студентов искать информацию и самостоятельно ее анализировать. В связи с этим на практических занятиях очень эффективно использовать кейсы и ситуационные задачи. Кроме того, есть возможность брать за основу для анализа бухгалтерскую отчетность реальных предприятий, которые ее публикуют, за более длительный период времени (например, не за 2–3 года, а за 5–7 лет). Но вместе с тем специфика экономического анализа такова, что расчеты — это всего около 30–40 % работы. Остальное — это грамотная интерпретация показателей, выводы, которые делаются по результатам расчетов. Их нужно уметь делать, причем исходя из целей проводимого анализа, а это умение дано не каждому.
Не все студенты в дистанционном режиме сразу включаются в работу, хотя вроде бы присутствуют на занятии. Откладывая выполнение задания, они не имеют возможности оперативно уточнить непонятные им моменты, задать вопрос преподавателю и получить на него ответ.
Вместе с тем современные образовательные платформы позволяют организовать настоящее виртуальное обучение с поддержкой широковещательных выступлений, лекций, двусторонних бесед, обмена различными файлами с учебным материалом, приема и проверки сделанных студентами заданий. Причем все это возможно (?сделать) в едином окне браузера на любом мобильном устройстве или классическом настольном компьютере. Не все преподаватели были готовы к такому резкому переходу к использованию этих платформ. Отсюда проблема использования далеко не всех их возможностей (?Не все преподаватели были готовы к переходу на эти платформы. Отсюда недооцененность их возможностей). Эти возможности в большинстве случаев изучались по ходу осуществления образовательного процесса на их основе.
|
В экономическом анализе своеобразным элементом творчества является подача результатов аналитических исследований. Но современная система школьного образования часто убивает в потенциальных студентах способность мыслить и высказывать свои мысли четко и аргументированно, а главное — грамотно их излагать. Многие студенты чувствуют себя беспомощными перед этой задачей (?свою беспомощность при решении этой задачи). Их приходится учить описывать причинно-следственные связи в экономической аналитике в условиях (всё верно?), а это сложно сделать в дистанционном формате.
Литература
1. Яковлева, Е. А. Обучение студентов колледжа экономическому анализу деятельности предприятий в процессе их профессиональной деятельности: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Е. А. Яковлева. — Город? (?Химки): Российская международная академия туризма, 2002. — 169 с. — Текст: непосредственный.
Е. Я. Морозова,
доцент кафедры экономики и управления СПбГУП,
кандидат экономических наук