Первые скотоводы и земледельцы




Новое население во второй половине IV тыс. до н.э. проникает в южные пределы Пензенского края из степного Поволжья. Это были племена осёдлых скотоводов. На плодородных пойменных лугах они пасли свои стада коров, лошадей и овец. Домашние коровы и овцы попали к этим племенам от скотоводов Ближнего Востока, а вот лошадь была одомашнена ими самостоятельно. Лошади в стаде принадлежало особое место. Зимой при небольших заносах она сама добывала себе корм, разгребая снег копытами.

Несмотря на то, что уже был известен первый металл – медь, орудия труда по-прежнему делали из камня и кости. Медь привозилась с Балканского полуострова, поэтому она очень высоко ценилась. Из меди изготавливали украшения: браслеты, кольца, подвески.

Лесные массивы, занятые племенами аборигенов-охотников, скотоводов не интересовали, поэтому их контакты были весьма ограничены. В лесной полосе ранние формы скотоводства не давали больших преимуществ в добывании пищи, поэтому племена рыболовов-охотников не спешили с разведением домашних животных. Богатые природные ресурсы широколиственных лесов пока еще обеспечивали растущее население всем необходимым.

В III тыс. до н.э. в нашем крае обитали племена двух родственных культур – волосовской и имерской. В окрестностях с. Грабово Бессоновского района археологами раскопано долговременное волосовско-имерское поселение. Соединённые крытым переходом землянки представляли собой своеобразное двухкомнатное жилище, в полу которого были вырыты объёмные ямы – хранилища. В одной из ям находился массивный сосуд для хранения припасов. Посуду поменьше использовали для приготовления пищи. Находка двух глиняных пряслиц, которые одевались на веретено, чтобы улучшить его вращение, свидетельствует о занятиях ткачеством. Имерские племена освоили разработку медистых песчаников Волго-Камья и выплавляли из меди не только украшения, но и орудия труда. Однако медные изделия не могли серьёзно конкурировать с каменными орудиями. В это время техника обработки камня достигла наивысшего расцвета. Из кремня теперь изготавливали не только орудия, но и фигурки людей, зверей, птиц и рыб.

Положение изменилось только во II тыс. до н.э., когда по территории Пензенского края прокатилась волна переселений скотоводческих племён, знакомых с изготовлением бронзовых орудий. В числе первых были племена балановской и абашевской культур: в мужских захоронениях, оставленных этим населением, очень часто находят каменные шлифованные топоры с просверленным для рукоятки отверстием. Даже в погребения мальчиков клали игрушечные модели топоров из камня или глины. Все мужчины с 16 лет становились воинами, проходя специальный обряд посвящения. В бою топоры использовались в качестве оружия метательного и ударного действия. Некоторые топоры, сделанные из хрупких пород камня типа мрамора, служили символами власти. В нашем крае эти воинственные племена обитали недолго.

В середине II тыс. до н.э. набирает силу мощное объединение срубных племён, названных так археологами за их обряд захоронения в ямах, обложенных срубом. Над погребением сверху насыпался курган. В могилу умерших клали в скорченном положении, со связанными руками и ногами. Рядом с телом ставили горшок с ритуальной пищей, клали орудия труда. В сложном погребальном обряде отразились религиозные представления срубных племён, их вера в за­гробную жизнь, страх перед умершими.

Срубные племена освоили практически всю территорию Пензенского края, кроме непроходимых засурских лесов. Их многочисленные поселения располагались вдоль небольших речек и ручьёв, где есть удобные места для водопоя скота. Скотоводство первоначально было придомным. Летом скот пасли на плодородных пойменных лугах вблизи посёлков, зимой кормили заранее заготовленными вениками и сеном. С наступлением морозов производился массовый забой скота. Мясо вялили, коптили, сушили, замораживали в глубоких ямах-погребах вместе со льдом.

В меньшей степени было развито земледелие. Землю пахали на быках. Выращивали пшеницу, ячмень и просо. Урожай собирали серпами. Для размола зерна пользовались каменными зернотёрками.

Высокого развития достигло бронзолитейное производство. Выплавкой металла занимались профессиональные кузнецы-литейщики. Существовали целые посёлки металлургов, снабжавшие бронзовыми изделиями несколько племён. В окрестностях Барковки пензенскими археологами были собраны литейные формы топоров и ножей, льячки – глиняные ложки, которыми разливался жидкий металл, а также бронзовые ножи, шилья, наконечник копья, топор, серп, браслеты и серьги. Малочисленность кремнёвых орудий свидетельствует об их вытеснении изделиями из металла.

В конце II тыс. до н.э. климат становится более засушливым. Для увеличивающихся стад скота кормов вокруг посёлков уже не хватало. Поэтому срубные племена от осёдлого образа жизни переходили к кочевому. Большинство населения покидало пределы края, перемещаясь южнее в степные просторы. Здесь в Волго-Донских степях потомки срубного населения приняли участие в формировании савроматских племён.

В культуре и языке савроматов было много общего с родственными им скифами. По сообщениям греческого историка Геродота, особое место в савроматском обществе занимали женщины. Они наравне с мужчинами ездили верхом на лошадях, носили мужскую одежду, принимали участие в войне. Согласно одной из легенд, савроматская девушка не могла выйти замуж, пока не убьёт врага. «Воинственность» савроматских амазонок подтверждается находками оружия в женских погребениях.

На территории Пензенского края не было постоянных савроматских поселений, однако их отряды заходили сюда во время летних кочевий. На полях области встречаются находки коротких савроматских мечей-акинаков. Выкованные из железа мечи были очень эффективным оружием, незаменимым для любой рукопашной схватки. Стремительной савроматской коннице не могли противостоять даже мощные объединения скифов, не говоря уже о лесных племенах скотоводов-охотников, обитавших в бассейнах Суры и Мокши. Спасаясь от савроматских набегов, местные племена городецкой культуры устраивали свои поселения в труднодоступных местах.

Один из таких посёлков располагался в окрестностях современных Ахун. Ахунское городище (конец I тыс. до н.э. – начало I тыс н.э.) занимало высокий приовражный мыс, ограниченный с трёх сторон крутыми береговыми обрывами. Со стороны, не защищённой естественными преградами, были вырыты глубокие рвы, возведена мощная система оборонительных укреплений, состоявшая из тройного ряда земляных валов. Один из валов опоясывал поселение по периметру. Сверху по валу шёл деревянный частокол. Ахунское городище – одна из древнейших крепостей Среднего Поволжья. Подобные городища исследованы археологами у с. Екатериновка и с. Чертеим Лунинского района. На городищах по периметру укреплений располагались жилые сооружения – землянки. В центре находился загон для скота. Разводили в основном лошадей, коров и овец. Из-за скота нередко возникали межплеменные столкновения, поскольку это было главное богатство племени.

Земледелие было развито слабо. Значительно больше внимания уделялось охоте и рыбной ловле. Землю обрабатывали мотыгами. Орудия труда изготавливали из железа, которое получали из залежей «болотной руды» в специальных сыродутных горнах. Железо плавится при очень высокой температуре, поэтому его не плавили, а только размягчали. Размягчённое железо проковывали, придавая ему необходимую форму.

С племенами, населявшими городища Пензенского края, видимо, связано сообщение Геродота о фиссагетах – особом многочисленном народе конных охотников. Территория распространения этих племён совпадает с границами последующего расселения ряда финноязычных народов: мордвы, муромы, мещеры.

ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ

1. Заполните пропуски в тексте:

В III тыс. до н. э. в нашем крае обитали племенадвух родственных культур – ___________________и __________________. Их поселение обнаружено археологами в окрестностях села ______________ ___________________ района. Были раскопаны соединённые крытым переходом _____________, каждая из которых состояла из _____ помещений. В них находились также вырытые объёмные ямы – _______________ для припасов.

2. Какими были основные занятия людей, населявших Пензенский край в III тыс. до н.э. – I тыс. н.э.?

3. Объясните понятия: срубная культура, аборигены, савроматы, скифы, частокол, акинак.

4. Внесите в таблицу данные, характеризующие древнейшие стоянки людей на территории Пензенской области:

 

Место нахождения стоянки Орудия труда, украшения Основные занятия людей
Село Грабово Бессоновского района    
Город Пенза (район Барковки)    
Город Пенза (Ахунское городище)    

 

5. Продолжите ряд названий культур, к которым принадлежали племена, проживавшие на территории Пензенской области: волосовская, имерская, балановская…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: