Иррациональное имеет два смысла. В первом из них иррациональное таково, что вполне может быть рационализировано.




 

Практически это есть объект познания, который поначалу предстает как искомое, неизвестное, непознанное. В процессе познания субъект превращает его затем в логически выраженное, всеобщее знание.

 

Второй смысл иррационального состоит в том, что это иррациональное признается в его абсолютном значении [171]: то, что в принципе не познаваемо никем и никогда.

 

Противоборство между рациональным и иррациональным начинается с прямо противоположного толкования роли и места разума в познании. Для рационалиста разум — высший орган познания. В иррационализме же разум признается бесполезным, беспомощным для познания мира вещей самих по себе.

 

В диссертации под иррациональным будет подразумеваться иррациональное в его втором, абсолютном значении.

 

Исходя из этого, можно сформулировать определение предмета исследования как сущности, элемента, явления, не поддающихся познанию при помощи разума, существующих вне причины и необходимости: слепое влечение, глухой порыв, человеческие чувства и ощущения, инстинкты и интуиция.

 

Теоретико-методологической основой диссертации стали исследования русских эстетиков и литературоведов - А.Альтмана, А.А.Аникста, В.Ф.Асмуса, В.Б.Байкеля, В.П.Гриба, А.Гулыга, В.В.Кускова, Г.Р.Романовой, Г.В.Стадникова, Г.И.Храповицкой и др., а также немецких ученых - А.Боймлера, О.Вальцеля, Б.Визе, Г.Вильда, Г.Вольфа, Э.Вольфгейма, В.Дильтея, Г.-П.Клемме, Ф.Коха, Г.Корффа, А.Корнбахер-Майера, З.Краузе, Р.Лаха, Б.Марквардта, Т.Мартинека, О.Манна, Т.Манна, Х.Нойгубера, Б.Розенталь, В.Рюскампа, Е.Эрматингера, И.Эрнста, Э.Шмидта, И.Шредера и др., научные труды по истории немецкой литературы - В.И.Жирмунского, Н.А.Жирмунской, П.С.Когана, Н.П.Михальской, В.Тураева, Ф.Брюггемана, Г.Бургера, К.Витора, Г.Геттнера, В.Шерера и др.

 

Материалом исследования служат произведения и теоретические труды Г.Э.Лессинга: «Спасения Горация» («Rettungen des Horaz», 1754), статьи в «Фосише Цайтунг» («Vossische Zeitung», 1750-гг..), «Театральная библиотека» («Theatralische Bibliothek», 1754), «Письма о новейшей литературе» («Briefe, die neueste Literatur betreffend», 1759-1765), «Рассуждения о баснях» («Die Abhandlungen iiber die Fabeln», 1759), «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» («Laokoon, oder Uber die Grenzen der Malerei und Poesie», 1765), «Гамбургская драматургия» («Hamburgische Dramaturgic», 1767-1769), пьесы «Вольнодумец» («Der Freygeist», 1749), «Филот» («Philotas», 1759), «Минна фон Барнхельм» («Minna von Bamhelm», 1767), «Эмилия Галотти» («Emilia Galotti», 1772).

 

В качестве дополнительных источников использовались произведения и теоретические работы эстетиков и писателей XVIII века: И.Бодмера, И.Брайтингера, И.Гамана, И.Гердера, Х.Гелл ерта, В.Герстенберга, И.Готшеда, Ф.Клопштока, И.Мезера, К.Николаи, И.Зульцера, Э.Юнга и др.

 

Основными методами исследования являются системный, а также сравнительно-типологический метод на основе историко-теоретического подхода.

 

Теоретическая новизна исследования заключается в разработке иррационального аспекта в эстетике Г.Э.Лессинга и обосновании принципов иррационального в эстетике и драматургии писателя: 1. Ведущую роль в художественном произведении должно ифать чувство как творческая сила, не зависящая от контроля со стороны здравого смысла и берущая свое начало в природе человеческой души. Способность чувствовать независимо от разума есть важное условие для создания художественного произведения. Чувство и субъективность представляются нам понятиями одного эстетического ряда.

 

2. Мерой художественности произведения должна быть гениальность как вдохновение свыше, не зависящая от правил и принципов разума, творящая из глубин подсознания, не поддающаяся принуждению и изучению, и утверждающаяся как самостоятельная сила, при которой приобретенные рабочие навыки теряют свое значение.

 

3. Художник должен быть свободен от любых канонов, сковывающих его фантазию, и ориентироваться в творческом процессе прежде всего на свое собственное мироощущение, интуицию и чувства, предоставлять персонажам право оставаться независимыми от контроля холодной логики разума.

 

4. Структура действия в драматургическом произведении должна быть простой, естественной, не ограниченной рамками эстетихш классицизма.

 

5. Концепция характера персонажа должна строиться на принципах правдоподобности, реалистичности, жизненности. Персонажи не должны выступать односторонними воплощениями сзтубо отрицательных либо положительных черт. Драматургические образы должны представлять собой «смешанные» характеры. Только в этом случае автор и зритель способны идентифицировать себя с представленными образами через восприятие изображаемых событий и действий как потенциально возможных в реальной жизни конкретного зрителя, что приводит к стиранию границы между сценой и зрительным залом.

 

6. Язык персонажей должен быть естественным и эмоциональным, максимально приближенным к действительности. От этих характеристик языка зависят правдоподобность самого произведения, последующая идентификация зрителя с протагонистами и особенности драматургического диалога, основанного на «языке сердца».

 

Научная новизна работы заключается в расширении и углублении представлений о художественной программе Г.Э.Лессинга, в исследовании особенностей проявления иррационального начала в драматургических произведениях «Филот», «Вольнодумец», «Минна фон Барнхельм», «Эмилия Галотти».

 

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ основных и специальных курсов по истории зарубежной литературы в вузовском преподавании и школьной практике.

 

Поставленные задачи определяют структуру диссертации; исследование состоит из Введения, двух глав, Заключения, библиографического списка и приложения.

 

Основные полон«ения, выносимые на защиту: 1. Исследование иррационального в эстетике и драматургии Г.Э.Лессинга обнаруживает нестандартный, нетрадиционный взгляд немецкого писателя, а также некоторых его современников (И.Бодмер, И.Брайтингер, Ф.Клопшток, И.Мезер, И.Гаман) на литературу и искусство в целом и позволяет говорить об объективном процессе преодоления рационализма в немецкой эстетике в середине XVIII века. 2. Г.Э.Лессинг, признавая возможность поэтического изображения чудесного и иррационального в художественных произведениях, придавая огромное значение чувству как творческой силе, выделил и раскрыл понятие «субъект чувства» исключительно в его иррациональности как абсолютно самостоятельное явление, неподвластное контролю со стороны здравого смысла.

 

3. Центральным понятием в художественной программе Г.Э.Лессинга выступает понятие «гениальность». Немецкий писатель подчеркивал такие качества гениальности, как оригинальность, субъективность и абсолютность. В творчестве гения он признавал божественное влияние, благодаря которому художник способен создавать истинные произведения искусства, независимо от сферы разума. Согласно позиции Г.Э.Лессинга, гениальность творит независимо от правил и традиций, утверждаясь как суверенная сила, при которой приобретенные навыки и умения теряют свое значение. Отсюда особое внимание уделяется поэтической свободе как непременному условию творческой деятельности писателя.

 

4. Иррациональное в теории драмы Г.Э.Лессинга находит свое закономерное выражение в практической деятельности писателя, направленной против просветительского классицизма в первую очередь.

 

Несмотря на наличие рационалистических элементов в ранней драматургии Г.Э.Лессинга (проблематика «Филота», контрастность персонажей в «Вольнодумце»), уже на этом этапе творчества немецкого писателя обнаруживаются явные признаки отступления от характерных для эпохи Просвещения классицистских принципов драматургии (в комедии «Вольнодумец»: преодоление традиционной рационалистической концепции комедии, отказ от однолинейно порочных или добродетельных героев, достижение комичности образов через показ несообразности их поведения при определенных жизненных обстоятельствах; в трагедии «Филот»: следование не рациональным доводам здравого смысла, а эмоциональным порывам).

 

Иррациональное начало пьес Г.Э.Лессинга («Минна фон Барнхельм», «Эмилия Галотти») проявляется в концепции характеров, мотивации и специфике развития действия. Особое внимание уделяется преодолению моральных норм эпохи через углубленный анализ психологического состояния персонажа в тот момент, когда он попадает под власть неукротимой силы чувств. Наиболее ярко это проявляется при создании женских образов, когда на первый план выступают интуиция, чувства и эмоции, а мысли и действия не поддаются контролю разума.

 

Г.Э.Лессинг создает эмоциональный «язык сердца», выстраивая диалог как последовательную цепочку мимики, жеста, слова, интонации.

 

При этом риторическая манера речи подчиняется только принципу естественности, что придает метафорическому стилю правдоподобную жизненную спонтанность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: