Программа кружка для детей старшего дошкольного возраста группы №15
МАДОУ г. Нижневартовска №5 «Мечта»
«Родные истоки»
Воспитатели: Щербицкая С.А., Борш А.Г
1.Паспорт программы 3 2.Пояснительная записка 5 3. Цели и задачи программы 6 4. Формы работы 6 4. Содержание программы 7 5.Учебно – тематический план 8 6. Ожидаемые результаты 14 7.Литература 15 8. Приложения 16 |
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы
Наименование программы | «Родные истоки ». |
Информация об учредителе | Департамент муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города Нижневартовска. |
Реквизиты образовательного учреждения | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 5«Мечта» 628617, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нижневартовск, улица Северная, дом. Е.В.Развевика– заведующий ДОУ Контактные телефоны: Факс:; E-mail: |
Основание для разработки Программы | Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Национальная доктрина образования РФ на период до 2025 г. (ФЗ от21.07.2014 №216-ФЗ). 3. Постановление правительства РФ от 30.12. 2015 № 1493 о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»; 4. Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; 5. Распоряжение Правительства ХМАО - Югры от 19.02.2010 №91-рп «О стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года», 6. Решение Думы города «Об одобрении проекта муниципальной программы «Развитие образования города Нижневартовска на 2015-2020 годы, 7. Программа развития МАДОУ ДС № 5 «Мечта» на 2015-2017 гг. |
Заказчик Программы | Педагогический совет ДОУ |
Автор-составитель | Борш Алена Георгиевна – воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ ДС №5 Щербицкая Светлана Анатольевна – воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ ДС №5 |
Цель программы: | Приобщение детей и их родителей, к духовно–нравственным и социокультурным ценностям своего народа. |
Задачи программы | 1. Формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединение ребенка и его родителей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России. 2. Привлечение родителей к духовно–нравственному воспитанию детей дошкольного возраста; 3. Создать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа; |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - первоначальное освоение, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей; - развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.); - развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результаты); - развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний); - развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов); - повышение активной педагогической позиции родителей; - создание благоприятных условия для успешного сотрудничества родителей в формирования у детей духовно-нравственной воспитанности; |
Сроки реализации программы | 2016-2017 гг. |
Система организации контроля исполнения Программы | Контроль выполнения Программы осуществляют администрация МАДОУ |
|
|
Пояснительная записка
«…Радостно и свободно глядит душа ребенка на мир, не думая извлекать из него пользу,... прежде всего и больше всего любуясь им, и радуясь тому прекрасному, что в нем находится»
В.В. Зеньковский
Духовно-нравственное воспитание является одной из основных направлений отечественной педагогике. В настоящее время это направление наиболее актуальна потому, что взаимосвязана с восстановление народных традиций, развитие национальной культуры, и воспитание бережного отношения к русскому народному наследию.
Формирование фундаментальных черт личности, доминирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т.д.
Как показывает практика, слабым звеном в воспитании духовно-нравственной личности ребенка является семья. Родители не знают, что именно в дошкольном возрасте происходит процесс накопления ребенком социокультурного опыта. Необходимо помочь родителя осознать,что именно в семье должны передаваться духовно-нравственные обычая и ценностями накопленные старшим поколением. Именно родители ответственны за воспитание детей.
В ДОУ активно решаются задачи по духовно-нравственному воспитанию, но важную роль в её становление играет семья, поэтому необходимо объединить усилия ДОУ и семьи для успешного духовно-нравственного развития и воспитания ребенка-дошкольника.
|
Существенной особенностью данной воспитательной программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях дошкольной организации, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.
Особое место в рамках программы отводится активным формам образовательной деятельности, таким, как ресурсный круг и работа в паре, способствующим приобретению всеми участниками воспитательного процесса коммуникативных и управленческих навыков.
Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, получаемый каждым ребенком на занятии, создает условия для формирования адекватной самооценки, предотвращает возникновение эмоциональной отчужденности, проявляющейся в тревожности, негативизме и агрессии.
Обеспечивая высокий эмоциональный фон занятий, данные формы работы позволяют преодолеть опасную тенденцию интеллектуализации дошкольного образования, ведущую к подавлению творчества.
Программа дополнительного образования составлена на основе программы авторов И.А. Кузмин и А.В. Камкин «Социокультурные истоки» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Программа «Родные просторы» включает в себя следующие разделы:
Раздел 1. Вера
Раздел 2. Радость послушания.
Раздел 3. Надежда
Раздел 4. Любовь
Раздел 5. Мудрость
Организация работы
Комплектование детей для работы по программе.
Основанием дляпривлечение детей к работе по программе является желание детей. Программа рассчитана на 1 год. Количество детей в группе 10 детей.
Количество занятий в год – 9 итоговых занятий.
В течение учебного месяца предусмотрено проведение одного итогового занятия по программе. Итоговые занятия направлены на освоение духовно-нравственных категорий и ценностей, развитие социокультурного опыта, формирование коммуникативных и управленческих навыков у всех участников образовательного процесса.
Цель и задачи программы
Цель: Приобщение детей и их родителей, к духовно - нравственным и социокультурным ценностям своего народа.
Задачи:
1. Формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединение ребенка и его родителей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России.
2. Привлечение родителей к духовно–нравственному воспитанию детей дошкольного возраста;
3. Создать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа;
Формы работы.
Ресурсный круг – основная активная форма обучения. В ресурсном круге каждый ребенок получает реальную возможность высказаться. Дети и взрослые, находясь в кругу, лицом друг к другу, учатся, не перебивая, слушать друг друга, соблюдать очередность высказывания или выполнения действий, приобретают опыт взаимопонимания и взаимопомощи. Выполнение действий в ресурсном круге (пение колыбельной, рассказывание потешки и т. д.) позволяет ребенку лучше узнать себя и своих товарищей. Результатом такой самооценки и взаимооценки становится устойчивое позитивное отношение к себе и своим ровесникам. Средством, усиливающим мотивацию к общению в ресурсном круге, является использование предметов (кукла, книга, иллюстрация и т. д.)
Работа в паре – активная форма обучения, предполагающая необходимость прийти к единому мнению, договориться, вместе представить результат. Работа в паре позволяет избежать конкуренции и подготовить ребенка к участию к коллективной деятельности.
Работа в микрогруппе – активная форма обучения, предполагающая выполнение каких-либо действий небольшой группой детей (3-5 человек). Данная форма обучения удовлетворяет все основные коммуникативные потребности дошкольников: потребность во взаимопонимании, в оценке, в равноправном участии в деле. Активные формы обучения вынуждают детей искать точки соприкосновения, сходства, общности друг с другом, учат сопереживанию, умению согласовывать с другими людьми свои мнения и оценки, слаженности действий.
Содержание программы
Лет
ВЕРА
Верность родной земле. Родная земля - место, где родился и живет человек. Богатыри и воины - защитники Земли Русской. Благодарная память. Верность и вера.
Радость послушания. Вера рождает доверие. Доверие к опыту взрослых. Уважение. Послушание. Душевный покой.
НАДЕЖДА
Светлая надежда. Рождество Христово. Рождественская елочка. Надежда в сердце. Ожидание. Рождественское чудо. Почему надежда дружит с верой?
Доброе согласие. Общая надежда. Крепкая дружба. Умей сказать и умей выслушать.
ЛЮБОВЬ
Добрые друзья. Кого можно назвать добрым другом? Сочувствие. Взаимопомощь.
Добрые дела. Маленькие помощники. Радовать других - радоваться самому.
МУДРОСТЬ
Мудрое слово. Как сказка и пословица учат мудрости. Победа добра. Вера, надежда, любовь - правила мудрости.
Мудрые люди. Мудрость рядом с нами. Бабушка и дедушка. Опыт любви и правды. Мудрый наказ.
Календарное –тематический план работы по программе социокультурные истоки в старшей группе (5-6 лет). 9 итоговых занятий в год. 1 занятие в месяц. Время проведения 25-30 мин. |
№ | Тема занятия | Цель | Содержание работы | |||
Сентябрь | ||||||
Раздел №1«Вера». Цель раздела – приобщение к духовно-нравственному контексту категории «Верность». | ||||||
1. | Верность родной земле (часть I) | Задачи: 1. Первоначальное освоение духовно-нравственной категории «Вера». 2. Развитие у детей умения слушать друг друга, приходить к согласию. 3. Развитие мотивации на общение в группе. 4. Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. | 1. Работа в круге. Беседа с детьми на основе прочитанных былин «Илья Муромец» (стр. 4-7), «Добрыня Никитич и Змей» (стр. 8-11), «Алеша Попович и ТугаринЗмеевич» (стр. 12-13) и пословиц (стр. 3). 2. Выполнение задания «Что может пригодиться в бою богатырю?» (стр. 21). 3. Ресурсный круг (с делегированием) «За что люди благодарны защитникам Земли Русской?». 4. Оформление страницы Альбома «Славный могучий богатырь» (стр. 19). | |||
Октябрь | ||||||
Верность родной земле (часть II) | 1. Дальнейшее освоение духовно-нравственной категории «Вера». 2. Развитие умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению. 3. Развитие представления о верности родной земле. | 1. Рассматривание картины В.М. Васнецова «Три богатыря». 2. Речевая игра «О каком богатыре говорится в былинах?» (стр. 20). 3. Работа в круге. Беседа с детьми о подвигах богатырей на основе былин «Бой с несметной ратью под Киевом» (стр. 14-15), «Илья МуромаI, Добрыня Никитич и Алеша Попович» (стр. 16- 18) и пословиц (стр. 3). 4. Работа в паре «Защитник Отечества» (стр. 23). | ||||
Ноябрь | ||||||
Раздел 2. Радость послушания. Цель: освоение социокультурной категории «Послушание» педагогами, родителями и детьми и развитие послушания в детях. | ||||||
3. | Радость послушания. | 1. Дальнейшее освоение духовно-нравственной категории «Вера». 2. Развитие у детей мотивации к послушанию взрослым. 3. Развитие адекватной самооценки. | 1. Работа в круге. Беседа с детьми о послушании на основе сказок «Гуси-лебеди» (стр. 4-6), «Аленький цветочек» (стр. 7-22), «Царевна-лягушка» (стр. 24-25), пословиц (стр. 3) и личного опыта детей. 2. Работа в микрогруппах с родителями «Радость послушания» (стр. 26). 3. Оформление страницы Альбома «Радость послушания» (стр. 27). | |||
Декабрь | ||||||
Раздел 3. Надежда.Цель: приобщение детей к духовно-нравственному контексту категории «Надежда». | ||||||
4. | Светлая Надежда | 1. Освоение духовно-нравственной категории «Надежда». 1. Развитие умения слушать друг друга. 2. Развитие целостного восприятия. | 1. Работа в круге. Беседа с детьми о празднике Рождества на основе произведений И.С. Шмелева «Лето Господне» («Рождество») (стр. 5-8), Е. Ивановской «Предание о первой Рождественской елке» (стр. 9-10), Ф.М. Достоевского «Божий дар» (стр. 12— 14), пословиц (стр. 4) и личного опыта детей. 2. Хоровод «Елочка» (стр. 28 книги «Доброе слово»), 3. Ресурсный круг «Рождественское чудо». 4. Оформление страницы Альбома «Рождественское чудо» (стр. 11). | |||
Январь | ||||||
5. | Доброе согласие | 1. Дальнейшее освоение духовно-нравственной категории «Надежда». 2. Развитие у детей умения приходить к согласию, договариваться. 3. Развитие мотивации к сотрудничеству и взаимодействию. | 1. Работа в круге. Беседа с детьми о согласии на основе произведения И.С. Шмелева «Лето Господне» («Счастье мое миндальное») (стр. 17-18), рассказа А. Нечаева «Саночки» (стр. 20-21), пословиц (стр. 16) и личного опыта детей. 2. Игра по выбору «У дедушки Трифона» или «У бабушки Ларисы» (стр. 15 и 25 книги «Дружная семья»). 3. Работа в паре «Построим дом» (стр. 26-27). 4. Оформление страницы Альбома «Доброе согласие» (стр. 25). | |||
Февраль | ||||||
Раздел 4. Любовь.Цель раздела: Формирование представлений о содержании духовно-нравственной категории «Любовь». | ||||||
6. | Добрые друзья (часть первая) | 1. Первоначальное знакомство с духовно-нравственной категорией «Любовь». 2. Развитие умения проявлять доброе отношение друг к другу. 3. Развитие у детей умения договариваться, приходить к единому мнению. | Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми о дружбе и друзьях на основе русских народных сказок «Сивка-Бурка» (стр. 5-10), «Зимовье зверей» (стр. 12-14), пословиц (стр. 4) и личного опыта детей. 2. Игра «Дом дружбы». Ведущий задает детям вопрос: «Что необходимо добрым друзьям?» (стр. 10). 3. Ресурсный круг «Кого можно назвать настоящим другом?». 4. Выполнение творческого задания (стр. 11). | |||
Март | ||||||
7. | Добрые дела Добрые друзья (часть вторая) | 1.Дальнейшее наполнение духовно-нравственной категории «Любовь». 2. Формирование потребности в социальном соответствии. 3. Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. 4.Формирование мотивации на совершение добрых поступков. | 1. Работа в круге. Беседа с детьми о том, почему важно совершать добрые дела, на основе сказки П. Ершова «Конек-горбунок» (стр. 17-32), пословиц (стр. 16 и 32) и личного опыта детей. 2. Русская народная игра «Кто с нами?» (стр. 22-23 книги «Добрая забота»). 3. Работа в паре «Добрые дела» (стр. 34-35). 4. Оформление страницы Альбома «Добрые дела» (стр. 33). | |||
Апрель | ||||||
Раздел 5. Мудрость. Цель: помочь взрослым и детям познакомиться с социокультурной категорией «Мудрость». | ||||||
8. | Мудрое слово (часть первая) | 1.Первоначальное знакомство с духовно-нравственной категорией «Мудрость». 2.Развитие у детей умения слушать и слышать друг друга. 3.Формирование потребности в социальном соответствии. 4.Развитие эмоциональной сферы ребенка. | 1. Работа в круге. Беседа с детьми о мудрости и мудрых людях на основе русских народных сказок «Никита Кожемяка» (стр. 5— 7), «Белая уточка» (стр. 10-14), пословиц (стр. 4 и 7) и личного опыта детей. 2. Речевая игра «Мудрые слова» (стр. 8). 3. Ресурсный круг «Кого можно назвать мудрым?». 4. Выполнение творческого задания (стр. 9). | |||
Май | ||||||
Мудрые люди (часть вторая). | 1. Дальнейшее освоение духовно-нравственной категории «Мудрость». 2. Воспитание у детей доброго, уважительного отношения к родителям, бабушкам и дедушкам. 3. Формирование потребности в социальном соответствии (на примере жизни близких людей). | Примерный план: 1. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Кого в вашей семье можно назвать мудрым?» на основе русских народных сказок «Пастушья дудочка» (стр. 17-21), «Названный отец» (стр. 22-26), пословиц (стр. 4, 7, 16) и личного опыта детей. 2. Работа в микрогруппах: бабушки и дедушки дают мудрый наказ своим детям и внукам. 3. Любимые игры детства бабушек и дедушек. 4. Ресурсный круг «Мудрость рядом с нами». 5. Выполнение задания «Мудрый наказ» (стр. 26). 6. Оформление страницы Альбома «Мудрые люди» (стр. 27) предлагается выполнить дома вместе с родителями или на занятии по изобразительной деятельности. | ||||
Ожидаемые результаты к концу года:
* первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей;
* развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.);
* развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результаты);
* развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);
* развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);
* создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.
Используемая литература:
1. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: Два филос. введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. - 413 с.
2. Воспитание на социокультурном опыте. - М.: Технологическая Школа Бизнеса, 1997. - 96 с.
3. Зеньковский В. В. проблемы воспитания в свете христианской антропологии/ Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1996. -
272 с.
4. Истоковедение. Том 1. Отв. ред. И.А.Кузьмин, Л.П.Сильверстова. М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001. - 320 с.
5. Истоковедение. Том 2. Отв. ред. И.А.Кузьмин, Л.П.Сильверстова. М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001. - 368 с.
6. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/ 2-е изд. Отв. ред. Л. Е. Курнешова. М.: «Карапуз», 2001. - 304 с.
7. Кузьмин И.А., Бандяк О.А., Синицына В.Н. Воспитание на социокультурном опыте. 1-4 классы. Программа для начальной школы. М.:
Технологическая школа бизнеса. 1997.
8. Кузьмин И.А., Камкин А.В. «Истоки». Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 1997.
Приложение 1
Перечень занятий
ЗАНЯТИЕ 1