Во второй половине XIX в.





Тесты для самоконтроля знаний

Тест № 1

Внутренняя политика правительства

во второй половине XIX в.

I. Дополните предложения:

1.Министром народного просвещения в 1866 – 1880 гг. был (ответ дайте по образцу: П. Валуев) ________________.

2.Верховную распорядительную комиссию по охранению государственного порядка и общественного спокойствия возглавлял (ответ дайте по образцу П. Валуев) _______________.

3.Члены земских управ избирались на ___ года.

4.Члены земских собраний назывались земскими ____________

5.Члены городских дум назывались городскими _____________.

6.Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, назывались ___________ ___________ ___________.

7.. Выкупные платежи – это ______________________________.

2. Временнообязанными крестьянами назывались _____________.

3. Дарственный надел – это ______________________________.

4. Уставная грамота – это _________________________________.

5.Классическая гимназия – это ____________________________.

6. Временнообязанное состояние было отменено в ______ г.

7. В 1879–1881 гг. в России сложилась ______________________.

8. Перечислите основные этапы кризиса верхов в годы второй революционной ситуации.

9.В период руководства Министерством внутренних дел Н. П. Игнатьева было принято __________________, действовавшее до 1917 г.

 

II. Выберите правильный (-ые) ответ (-ы):

1. Первая революционная ситуация в России была:

а) в 1858 – 1862 гг.; б) в 1857 – 1861 гг.; в) в 1859 – 1861 гг.

2. Определите годы правления в России Александр II:

а) февраль 1855 г. – март 1881 г.;

б) февраль 1856 г. – март 1881 г.;

в) март 1856 г. – март 1880 г.

3. Автором учения о революционной ситуации является:

а) В. И. Ленин; б) А. И. Герцен; в) Н. Г. Чернышевский.

4. Определите признаки революционной ситуации:

а) повышение активности масс, «кризис верхов», наличие революционной партии и революционной программы;

б) рост рабочего движения, «низы не хотят жить по-старому», активизация деятельности революционеров;

в) «кризис верхов», ухудшение выше обычного нужды и бедствий угнетенных классов, повышение активности масс.

5. Выберите этапы, на которые разделяется «трезвенное движение»:

а) зима 1858 г. – осень 1858 г., зима – лето 1859 г.;

б) осень 1858 г. – весна 1859 г., лето 1859 г.;

в) лето 1858 г. – лето 1859 г., осень 1859 г. – весна 1860 г.

6. Определите дату создания Секретного комитета по крестьянскому делу:

а) февраль 1858 г.; б) январь 1857 г.; в) январь 1856 г.

7. Определите, как первоначально Секретный комитет предлагал освободить крепостных крестьян:

а) с выкупом земли и «усадебной оседлости»;

б) с правом пользования на определенных условиях помещичьей землей и с выкупом в собственность усадебной оседлости в течение 10 лет;

в) с правом пользования на определенных условиях помещичьей землей и без выкупа «усадебной оседлости».

8. Выберите дату появления рескрипта Александра II на имя В. Назимова:

а) 20 марта 1857 г.; б) 20 октября 1858 г.; в) 20 ноября 1857 г.

9. Определите суть программы освобождения крепостных крестьян, изложенной в рескрипте на имя В. Назимова:

а) личная свобода с выкупом полевой земли;

б) личная свобода без выкупа полевой земли;

в) вотчинная власть помещика и выкуп полевой земли.

10. Определите дату преобразования Секретного комитета по крестьянскому делу в Главный комитет:

а) январь 1858 г.; б) март 1857 г.; в) февраль 1858 г.

11. Назовите время создания губернских дворянских комитетов:

а) конец 1857 г. – первая половина 1858 г.;

б) январь – март 1858 г.; в) лето 1858 г.

12. Определите, кто возглавлял Тверской губернский дворянский комитет:

а) А. М. Унковский; б) М. П. Позен; в) Ю. Ф. Самарин.

13. Определите, кто возглавлял Полтавский губернский дворянский комитет:

а) А. М. Унковский; б) М. П. Позен; в) Ю. Ф. Самарин.

14. Определите, кто возглавлял Самарский губернский дворянский комитет:

а) А. М. Унковский; б) М. П. Позен; в) Ю. Ф. Самарин.

15. Определите, кто из председателей губернских дворянских комитетов выдвинул наиболее прогрессивный проект освобождения крепостных крестьян:

а) А. М. Унковский; б) М. П . Позен; в) Ю. Ф. Самарин.

16. Определите условия освобождения крепостных крестьян, предложенные Тверским губернским дворянским комитетом:

а) личная свобода и выкуп крестьянами полевого надела;

б) личное освобождение, а земля – собственность помещика;

в) личное освобождение, переходный период в течение 10–12 лет.

17. Определите время начала работы Редакционных комиссий:

а) февраль 1859 г.; б) март 1859 г.; в) март 1860 г.

18. Назовите главу Редакционных комиссий:

а) Н. Милютин; в) П. Гагарин;

б) Д. Милютин; г) Я. Ростовцев.

19. Определите, как долго должны были длиться временно обязанные отношения:

а) в течение двух лет, с 1861 г. по 1863 г.;

б) в течение 9 лет после объявления реформы;

в) с момента составления уставных грамот и до выкупной операции.

20. Определите, чему равнялась низшая норма крестьянского надела:

а) 1/2 от высшей нормы;

б) 1/3 от высшей нормы;

в) 1/4 от высшей нормы.

21. Назовите, на какие губернии распространялась указная норма надела:

а) черноземные; б) степные; в) нечерноземные.

22. Определите, что такое дарственный надел:

а) 1/3 от высшей нормы;

б) 1/5 от высшей нормы;

в) 1/4 от высшей нормы.

23. Определите типы повинностей крестьян по реформе 1861 г.:

а) натуральные повинности и барщина;

б) барщина и оброк;

в) оброк и натуральные повинности.

24. Барщина с одного тягла в год составляла:

а) 65 дней, б) 70 дней, в) 80 дней.

25. Как размер выкупной суммы определялся:

а) в зависимости от рыночной стоимости земли;

б) в зависимости от размера оброка и барщины;

в) путем капитализации оброка при 6 % годовых.

26. Выкупная ссуда – это:

а) 75–80 % от выкупной суммы, дававшиеся государством;

б) деньги, которые брал крестьянин в банке под проценты;

в) деньги, которые давал крестьянину в долг помещик.

27. Выкупные платежи крестьяне платили:

а) помещику; б) государству; в) императору.

28. Назовите органы крестьянского управления по реформе 1861 г.:

а) сельский сход и сельский староста, волостной сход и волостной старшина, мировой посредник, уездный съезд мировых посредников, губернское по крестьянским делам присутствие;

б) сельская община, волостной старшина, мировой посредник, уездное правление, губернская управа;

в) сельский староста, волостной старшина, мировой посредник, земский начальник, губернское по крестьянским делам присутствие.

29. Назовите восстание крестьян в ответ на реформу 1861 г., получившее наибольшую известность:

а) в с. Бездна Казанской губернии;

б) в с. Кандеевка Пензенской губернии;

в) в с. Черногай Пензенской губернии.

30. Назовите руководителя восстания крестьян в с. Бездна:

а) А. Елизаров; б) А. Петров; в) А. Иванов.

31. Назовите оратора, выступившего на панихиде в Казани в память об убитых крестьянах с. Бездны:

а) Н. Г. Чернышевский; в) А. П. Щапов;

б) Н. А. Добролюбов.

32.Определите, какое событие 60-х гг. послужило поводом к усилению реакционных начал во внутренней политике правительства:

а) отмена крепостного права;

б) польское восстание 1863-1864 гг.;

в) покушение Д.В. Каракозова 4 апреля 1866 г.;

г) рескрипт на имя кн. П. Гагарина от 13 мая 1866 г.;

д) увольнение А.В. Головнина с поста министра народного просвещения.

33. Определите круг деятельности земских учреждений:

а) устройство дорог и мостов,

б) строительство фабрик и заводов,

в) составление уставных грамот,

г) народное образование,

д) строительство церквей,

е) медицинская помощь,

ж) заключение выкупных сделок,

з) ветеринарная помощь.

34. В выборах представителей в городскую думу могли участвовать:

а) крупные городские собственники; г) ремесленники;

б) рабочие; д) домашняя прислуга.

в) средние городские собственники;

35. Определите, на какие регионы Российской империи первоначально распространялось городовое Положение 1870 г.

а) Беларусь; г) Прибалтика;

б) Кавказ; д) Средняя Азия.

в) Коренные губернии Европейской России; е) Сибирь;

36. Определите, какие главные принципы буржуазного права были положены в основу нового суда по реформе 1864 г.:

а) бессословность суда. г) гласность;

б) возрастной ценз. д) имущественный ценз;

в) высшее образование. е) независимость судей.

37. Определите систему судебных учреждений по реформе 1864 г.:

а) Государственный совет; д) Сенат;

б) Комитет министров; е). Синод;

в) Министерство юстиции; ж) Судебная палата;

г) окружной суд;

38. Определите, какие издания освобождались от предварительной цензуры согласно «Временным правилам о печати» 1865 г.:

а) книги объемом 10 печатных листов и более;

б) массовые издания для широкого круга читателей;

в) переводная литература объемом 20 печатных листов и более;

г) провинциальные газеты и журналы;

д) статьи в журнале;

е) центральная периодика при условии внесения денежного залога.

39. Определите срок обучения в классических гимназиях по уставу 1864 г.;

а) 6 лет; б) 7 лет; в) 8 лет.

40.Определите, в каких учебных заведениях можно было получить высшее женское образование:

а) Академия Генерального штаба;

б) «Бестужевские» курсы;

в) Курсы профессора В.И. Герье;

г) Лубянские курсы;

д) Московский университет;

е) Харьковский университет.

41. Определите, какие льготы предоставлялись по Уставу о всеобщей воинской повинности 1874 г.:

а) льготы по имущественному цензу;

б) льготы по образованию;

в) льготы по семейному положению;

г) льготы по сословной принадлежности.

42.Определите авторов конституционных проектов 60–70–х–гг.:

а) Валуев П.А.; г) Лорис-Меликов М.Т.;

б) вел. кн. Константин Николаевич; д) Игнатьев Н.П.;

в) Горчаков А.; е) Толстой Д.А.

43. Определите, какие должности занимал М.Т. Лорис-Меликов:

а) временный астраханский, самарский, саратовский губернатор;

б) министр внутренних дел и шеф жандармов;

в) министр иностранных дел;

г) посол России в Константинополе;

д) председатель Верховной распорядительной комиссии по охране государственного порядка и общественного спокойствия;

е) председатель Государственного совета;

ж) руководитель военных действий на Кавказском театре войны в 1877–1878 гг.;

з) харьковский генерал-губернатор.

44. Государственной, официальной религией в России в XIX в. был(о):

а) ислам; в) православие;

б) католицизм; г) протестантизм.

45. Проведение реформ 60–70-х гг. XIX в. в России:

а) замедлило переход от традиционного к индустриальному обществу;

б) не изменило основы традиционного общества;

в) способствовало переходу от традиционного общества к индустриальному;

г) устранило все препятствия для перехода к индустриальному обществу.

46. В XIX в. Россия по форме правления была:

а) демократической республикой;

б) конституционной монархией;

в) самодержавной монархией;

г) феодальной республикой.

47. С именем М.Т. Лорис-Меликова в истории России XIX в. связан(о):

а) проект о созыве выборных от земств с правом совещательного голоса;

б) проект созыва Государственной думы;

в) создание III отделения, корпуса жандармов;

г) циркуляр о «кухаркиных детях», меры по укреплению общины.

48. Из приведенных рядов датами начала царствования российских императоров являются:

а) 1801 г., 1825 г., 1855 г.;

б) 1803 г., 1861 г., 1906 г.;

в) 1812 г., 1877 г., 1914 г.;

г) 1825 г., 1848 г., 1917 г.

49. «Выкупные платежи», «отрезки» – эти понятия относятся к:

а) коллективизации;

б) крестьянской реформе 1861 г.;

в) столыпинской аграрной реформе;

г) указу «о вольноотпущенных крестьянах».

50. Мероприятия внутренней политики Александра III, связанные с понятием «контрреформа»:

а) издание циркуляра о «кухаркиных детях»;

б) ограничение деятельности земств;

в) открытие университетов в Одессе, Томске, Варшаве;

г) отмена временнообязанного положения крестьян;

д) отмена университетского устава, принятого при Александре I;

е) поддержка российской промышленности.

III. Соотнесите:

1.События и даты, связанные с подготовкой крестьянской реформы:

1. Выступление Александра II перед дворянами Московской губернии А. 1856 г.
2. Начало обнародования Манифеста и «Положений» о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости Б. 3 января 1857 г.
3. Подписание Александром II Манифеста и «Положений» о крестьянах, вышедших их крепостной зависимости В. 20 ноября 1857 г.
4. Преобразование Секретного комитета в Главный комитет по крестьянскому делу Г. февраль 1858 г.
5. Рескрипт на имя генерал-губернатора В. Назимова Д. первая половина 1858 г.
6. Создание первых губернских дворянских комитетов Е. март 1859 г.
7. Создание Редакционных комиссий Ж. 19 февраля 1861 г.
8. Создание Секретного комитета по крестьянскому делу З. 5 марта 1861 г.
  И. 4 апреля 1861 г.

 

2. Документы, характеризовавшие внутреннюю политику царского правительства России во второй половине XIX в., и годы их принятия:

1. Воинский устав, вводивший всеобщую воинскую повинность А. 19 февраля 1861 г.
2. «Временные правила о печати» Б. 1863 г.
3. «Городовое положение» В. 1864 г.
4. Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» Г. 1865 г.
5. «Новые судебные уставы» Д. 1870 г.
6. «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» Е. 1872 г.
7. «Положение о земских участковых начальниках» Ж. 1874 г.
8. «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» З. 1881 г.
9. «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия» И. 1884 г.
10. «Положение о начальных народных училищах» К. 1887 г.
11. Устав, давший автономию университетам Л. 1889 г.
12. Устав, лишивший университеты автономии    
13. Циркуляр о «кухаркиных детях»  
14. Устав реальных училищ  

3. События внутренней политики и даты:

А. Введение института земских начальников 1. 1855 г.
Б. Земская реформа 2. 1864 г.
В. Начало правления Александра II 3. 14 апреля 1866 г.
Г. Начало правления Александра III 4. 13 мая 1866 г.
Д. Покушение Д. Каракозова на Александра II 5. 5 апреля 1879 г.
Е. Покушение С. Халтурина на Александра II 6. 5 февраля 1880 г.
Ж. Рескрипт на имя председателя Комитета министров кн. П. Гагарина   7. 12 февраля 1880 г.
З. Создание «Верховной распорядительной комиссии по охранению государственного порядка и общественного спокойствия»     8. 1 марта 1881 г.
И. Убийство Александра II 9. 1889 г.
К. Указ о временных генерал-губернаторах  

4. Имена государственных деятелей и должности, которые они занимали:

А. Валуев П. А. 1. Военный министр
Б. Головнин А. В. 2. Министр внутренних дел
В. Горчаков А. М. 3. Министр иностранных дел
Г. Долгоруков В. А. 4. Министр народного просвещения
Д. Игнатьев Н. П. 5. Обер-прокурор св. Синода
Е. Лорис-Меликов М. Т. 6. Шеф жандармов
Ж. Мезенцев Н. В.  
З. Милютин Д. А.  
И. Победоносцев К. П.  
К. Сабуров А. А.  
Л. Толстой Д. А.  
М. Шувалов П. А.  

5. Соотнесите годы правления российских императоров:

А. Александр II 1. 1894-1917 гг.
Б. Александр III 2. 1855-1881 гг.
В. Николай II 3. 1881-1894 гг.
  4. 1825-1855 гг.

6. Даты и события крестьянского движения накануне отмены крепостного права:

А. Движение крестьян южных губерний в «Таврию за волей». 1. 1854 г.
Б. Крестьянские выступления в связи с призывом в морское ополчение. 2. 1855 г.
В. Крестьянские выступления в связи с формированием сухопутного ополчения. 3. 1856 г.
Г. Трезвенное движение. 4. 1858-1859 гг.
  5. 1857 г.

7.Понятия и термины:

1. Временнообязанные крестьяне А. Крестьяне, получившие личную свободу, выполняющие прежние повинности (барщину и оброк) и не перешедшие на выкуп
2. Городские гласные Б. Члены уездных и губернских земских собраний
3. Земские гласные В. Земские и губернские управы
4. Крестьяне-дарственники Г. Крестьяне, получившие бесплатно, в дар, ¼ часть высшего душевого надела
5.Мировой посредник Д. Уездные и губернские земские собрания.
6. Перлюстрация Е. Назначенный представитель местного дворянства для содействия составлению уставных грамот и введению их в действие
7. Постоянные органы земских учреждений Ж. Члены городских дум
8. Распорядительные органы земских учреждений З. Государственная практика чтения писем частных лиц
9. Инвестиция И. Капиталовложение
10. Акция К. Ценная бумага
11. Курия Л. Сословно-имущественный разряд избирателей
12. Антанта М. Согласие
13. Популизм Н. Привлечение сторонников в ходе политической борьбы путем заведомо невыполнимых обещаний и обязательств

 

IV. Расположите в хронологической последовательности:

1.События крестьянского движения накануне отмены крепостного права:

а) движение крестьян южных губерний в «Таврию за волей»;

б) крестьянские выступления в связи с призывом в морское ополчение;

в) крестьянские выступления в связи с формированием сухопутного ополчения;

г) трезвенное движение.

2. События, связанные с подготовкой отмены крепостного права:

а) выступление Александра II перед дворянами Московской губернии;

б) начало обнародования Манифеста и «Положений» о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости;

в) подписание Александром II Манифеста и «Положений» о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости;

г) преобразование Секретного комитета в Главный комитет по крестьянскому делу;

д) рескрипт на имя генерал-губернатора В. Назимова;

е) создание первых губернских дворянских комитетов;

ж) создание Редакционных комиссий;

з) создание Секретного комитета по крестьянскому делу.

3. Реформы, проведенные в 1861–1874 гг. в России:

а) введение инспекторов народных училищ;

б). городская реформа;

в) земская реформа;

г) отмена крепостного права;

д) отмена телесных наказаний;

е) Положение о начальных народных училищах А.В. Головнина;

ж) Положение о начальных народных училищах Д.А. Толстого;

з) Положение о городских училищах;

и) судебная реформа;

к) Университетский устав;

л) Устав гимназий А.В. Головнина;

м) Устав классических гимназий;

н) Устав о всеобщей воинской повинности;

о) Устав реальных училищ.

 

V. Исторические портреты. Определите, о ком идет речь:

1.«Главнейшая заслуга императора … в том, что он процарствовал тринадцать лет мирно, не имея ни одной войны, он же дал России эти 13 лет мира и спокойствия не уступками, а справедливой и непоколебимой твердостью. Он умел внушать за границей уверенность, с одной стороны, в том, что он не поступит несправедливо по отношению к кому бы то ни было, не пожелает никаких захватов, все были покойны, что он не затеет никакой авантюры. Но об императоре … все знали, что, не желая никаких завоеваний, приобретений, никаких военных лавров, император никогда, ни в каком случае не поступится честью и достоинством вверенной ему Богом России. Таким образом, император … получив Россию при стечении самых неблагоприятных политических конъюнктур, глубоко поднял международный престиж России без пролития капли русской крови». Он «совсем не приготовлялся быть императором… можно сказать, он был несколько в загоне: ни на его образование, ни на его воспитание особого внимания не обращали». И в зрелые годы он «не был красив, по манерам был скорее… медвежатый; был очень большого роста, причем при всей своей комплекции он не был особенно силен или мускулист, а скорее был несколько толст и жирен»; «Он мог согнуть железную кочергу или серебряный рубль».

2. Этот человек не был реформатором ни по личной склонности, ни по психологическому складу. Среди его учителей были В. А. Жуковский и М. М. Сперанский. Получил прекрасное образование и уроки государственного управления. Это был мягкий, домашний человек. Он сумел вернуть то, что было потеряно его отцом. Стремился не допустить скатывания России на второстепенные позиции. По словам поэта, ему пришлось быть «могущественным двигателем славных дел и вместе с тем вкусить и полную чашу тяжелых и горестных испытаний».

3. Он обладал здравым умом, умением поддерживать интересную беседу, доброжелательностью, был умелым организатором, крупным военачальником, боевым генералом, участником ряда кампаний. Большая часть его службы прошла на Кавказе, где он проводил так называемую политику замирения с местным населением, которая давала положительные результаты. Будучи генерал-губернатором в Харькове, оказался единственным из генерал-губернаторов, кого Исполнительный комитет «Народной воли» не приговорил к смерти. Став министром внутренних дел, предложил проект, реализация которого могла быть шагом к конституции. Его политику называли «диктатурой сердца», а также «лисьего хвоста и волчьей пасти».

4. Он учился вместе с А. С. Пушкиным в Царскосельском лицее. Его дипломатическая карьера началась в 19 лет. Канцлер Германии О. Бисмарк называл его своим учителем. Его таланты принесли ему славу «первостепенного дипломата» и сделали его знаменитым во всей России и Европе. В 1867 г. он стал государственным канцлером Российской империи. Триумфом в его карьере стали 1870–1871 гг. Берлинский конгресс он рассматривал как самые темные дни в своей жизни. Он был дипломатом «старой школы», не смог уловить всех перемен своего времени, но всегда честно выполнял свой долг – служил России.

5. Ф. И. Тютчев писал о нем:

«Над Россией распростертой

Встал внезапною грозой

Петр по прозвищу четвертый,

Аракчеев же второй».

6. Он был наделен природным умом, учился в Царскосельском лицее, обладал силой характера, но был патологически злобным человеком. Во второй половине 50-х гг. близко стоял к группе «константиновцев», а затем был сторонником реакционно-охранительных начал. Являлся автором многих книг и статей. За некоторые из них он удостаивался наград, а за книгу «Римский католицизм в России» Лейпцигский университет возвел его в звание доктора философии. На протяжении 60–80-х гг. занимал несколько министерских постов. Был наиболее «ненавидимым» человеком в России того времени.

7. Он был дипломатом, генералом до своего назначения министром внутренних дел. Курс его политики именовали «диктатурой улыбок». Разработал «Положение», заложившее законодательные основы борьбы с революционными выступлениями и терроризмом.

8. Он был ученым-правоведом, возглавлял кафедру гражданского права в Московском университете. Преподавал законоведение наследникам престола. Четверть века возглавлял Святейший Синод. Идеолог традиционализма, противник либеральной доктрины.

 


Тест № 2





Читайте также:
Технические характеристики АП«ОМЕГА»: Дыхательным аппаратом со сжатым воздухом называется изоли­рующий резервуарный аппарат, в котором...
Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь...
Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.067 с.