11. Развитие капитализма в промышленности проходит три стадии: _____________________________________________________.
12. В первые пореформенные десятилетия русская промышленность производила в основном ______________________________.
13. Текстильная промышленность была сосредоточена главным образом в ___________, __________ и __________________________.
14. Горнодобывающая промышленность в первые пореформенные десятилетия сосредоточивалась в основном _________________.
15. В производстве чугуна Урал уступил первое место ________.
16. Основная масса нефти в пореформенный период добывалась в ____________________________.
17. К 90-м гг. XIX в. на первое место по добыче каменного угля вышел ______________________________________.
18. Во второй половине XIX в. крупными центрами по строительству паровозов, вагонов и пароходов стали __________________, ____________ и ___________.
19. Во второй половине XIX в. центрами сельскохозяйственного машиностроения стали ____________, ___________, ____________, ____________,_____________.
20. Во второй половине XIX в. рост товаров группы «____» обгонял рост товаров группы «____».
21. На крупнейших промышленных предприятиях рабочих насчитывалось свыше ______ человек.
22. В железнодорожном строительстве России во второй половине XIX в. выделяются два периода настоящего бума: ____________ и ______________.
II. Выберите правильный (-ые) ответ (-ы):
1. Строительство Транссибирской магистрали началось:
а) в 1891 г.; б) 1895 г.; в) в 1897 г.; г) в 1896 г.; д) в 1903 г.
2. Процессы и события, характерные для экономического развитияРоссии во второй половине XIX в.:
а) активное государственное вмешательство в экономику России и слабое развитие частной собственности;
б) введение «временнообязанного» состояния крестьян;
в) дальнейшее распространение мелких неземледельческих промыслов;
г) завершение промышленного переворота;
|
д) инвентарная реформа;
е) многоукладность экономики;
ж) начало промышленного переворота;
з) отмена «временнообязанного» состояния крестьян;
и) отмена выкупных платежей;
к) перевод крестьян на обязательный выкуп;
л) переход землевладения от сословности к бессословности, к созданию буржуазной земельной собственности;
м) появление первых монополистических объединений в промышленности;
н) преобладание латифундий в частном землевладении;
о) приток иностранных капиталов в экономику;
п) «раскрестьянивание»;
р) распространение отработочной системы ведения помещичьего хозяйства;
с) рост барщинной системы ведения хозяйства;
т) создание рынка свободной рабочей силы;
у) сокращение дворянского землевладения вследствие продажи дворянами своих земель представителям других сословий;
ф) строительство железной дороги Петербург – Царское Село;
х) строительство Закавказской и Закаспийской железных дорог;
ц) торгово-предпринимательский характер сельского хозяйства;
ч) указ об «обязанных крестьянах»;
ш) указ о «вольных хлебопашцах»;
щ) утверждение «Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»;
ъ) участие России в «континентальной блокаде».
3. Определите дату проведения денежной реформы под руководством С.Ю. Витте:
а) 1881 г.; г) 1904 г.
б) 1894 г.; д) 1905 г.
в) 1897 г.;
4. Назовите династию российских предпринимателей, чьи магазины были лучшими не только в Москве и Петербурге, но и в Париже:
а) Гучковы; г) Морозовы;
б) Елисеевы; д) Рябушинские.
в) Мамонтовы;
5. В начале ХХ в. Российская империя занимала первое место в мире по:
|
а) доле населения, проживающего в городах;
б) объему национального дохода;
в) производству промышленной продукции на душу населения;
г) темпам прироста национального дохода.
6. Традиционная форма организации труда и поземельных отношений крестьян в России XIX в. – это:
а) вотчина; в) община;
б) земство; г) поместье.
7. В результате реформ 60–70-х гг. XIX в. и последующей государственной политики российская промышленность к 1895 г.:
а) находилась в состоянии застоя;
б) находилась в состоянии кризиса;
в) развивалась быстрыми темпами;
г) развивалась замедленными темпами.
8. Развитию капитализма в России во второй половине XIX в. способствовало:
а) введение отработок;
б) освобождение крестьян от крепостной зависимости;
в) сохранение барщины, оброка;
г) существование крестьянской общины.
9. Для сельского хозяйства России во второй половине XIX в. было характерно:
а) активное развитие фермерского хозяйства;
б) к концу XIX в. ¾ посевов и сборов хлебов приходились на крестьянские хозяйства;
в) коллективизация сельского хозяйства;
г) перемещение главных очагов зернового производства из внутренних губерний в южные и восточные окраины Европейской России;
д) сельское хозяйство носило преимущественно экстенсивный характер;
е) сельское хозяйство принимало все более торговый, предпринимательский характер;
ж) углубление хозяйственной специализации районов страны.
10. Для развития внутреннего и внешнего рынка России во второй половине XIX в. было характерно:
а) быстрый рост торговли промышленными товарами;
|
б) в структуре ввоза в Россию значительное место занимали хлопок, металлы, машины, уголь, нефть, «колониальные товары», предметы роскоши;
в) в структуре вывоза преобладала продукция сельского хозяйства;
г) в структуре вывоза преобладали промышленные товары;
д) главными внешнеторговыми партнерами России были Англия и США;
е) главными внешнеторговыми партнерами России были Англия и Франция;
ж) главными внешнеторговыми партнерами России были Германия и Англия;
з) значительный рост внутреннего и внешнего рынка;
и) устойчивый активный внешнеторговый баланс.
11. Во второй половине XIX в. из вывозимых из России зерновых более половины приходилось на:
а) овес; в) пшеницу; д) ячмень.
б) просо; г) рожь;
III. Соотнесите:
1. Хронологию с процессами и событиями, характерными для развития экономики России:
А. 60-е – начало 90-х гг. XIX в. | 1. Быстрое развитие частного, главным образом, акционерного коммерческого кредита |
Б. Вторая половина 90-х гг. – начало ХХ в. | 2. Вмешательство государственного аппарата в экономику |
3. Возникновение новых отраслей промышленности – нефтедобывающей, химической, машиностроительной | |
4. Завершение промышленного переворота | |
5. Многоукладность экономики | |
6. Начало вторжения иностранного капитала в сферу промышленности | |
7. Образование банковских монополистических союзов | |
8. Образование монополий в форме картелей | |
9. Образование монополий в форме синдикатов и трестов | |
10. Образование монополистических объединений в области транспорта («Самолет», РОПИТ /Русское общество пароходства и торговли/) | |
11. Образование синдикатов «Продамета» и «Трубопродажа» | |
12. Образование синдикатов «Продуголь», «Продвагон», «Товарищество бр. Нобель», «Мазут» | |
13. Построение Транссибирской железной дороги | |
14. Появление монополистических объединений в сахарной и нефтяной промышленности | |
15. Появление первых тракторов в сельском хозяйстве | |
16. Появление теплоходов в речном транспорте | |
17. Резкое возрастание роли Бакинского бассейна в добыче нефти | |
18. Резкое возрастание роли Донецкого бассейна в добыче каменного угля | |
19. Рост кооперативного движения | |
20. Рост механизированного транспорта | |
21. Рост промышленности группы «А» и его опережение роста промышленности группы «Б» | |
22. Складывание государственно-монополистического капитализма | |
23. Создание военно-промышленных комитетов | |
24. Сращивание банковского капитала с промышленным | |
25. Темпы прироста промышленной продукции выше, чем в Германии, США, Англии, Франции |
2. Даты и события железнодорожного строительства в России:
А. 1857 г. | 1. Введены в строй железнодорожные линии Курск – Харьков, Харьков – Одесса, Харьков – Ростов.. |
Б. Конец 60-х – начало 70-х гг. | 2. Введены в строй железнодорожные линии Москва – Брест, Брест – Киев. |
В. Конец 70-х – начало 80-х гг. | 3. Введены в строй железнодорожные линии Москва – Курск, Курс – Киев. |
Г. 1883–1888 гг. | 4. Введены в строй железнодорожные линии Москва – Ярославль, Ярославль – Вологда, Москва – Тамбов. |
Д. 90-е гг. | 5. Началось строительство Транссибирской магистрали. |
Е. 1891 г. | 6. Построены железнодорожные линии Москва – Рига – Виндава, Вологда – Архангельск. |
7. Построены закавказская и Закаспийская железные дороги. | |
8. Проведены железные дороги Пермь – Екатеринбург, Самара – Уфа, Екатеринославль – Донбасс – Кривой Рог. | |
9. Учреждено Главное общество российских железных дорог. |
3. Регионы торгового земледелия и их специализацию:
1. Бессарабия | А. Животноводство |
2. Вокруг крупных городов и промышленных центров | Б. Зерновое хозяйство |
3. Западные губернии | В. Льноводство и мясомолочное хозяйство |
4. Новороссия | Г. Промышленное огородничество |
5. Поволжье и Заволжье | Д. Свекловодство, табаководство, виноградарство |
6. Прибалтийские губернии | |
7. Северные губернии | |
8. Степное Предкавказье | |
9. Центрально-промышленные губернии | |
10. Центрально-черноземные губернии | |
11. Украины |
Тест № 4