Сравнение подходов к реализации демократии в разных странах показывает, что каждый из них по-своему уникален. Вместе с тем, возможно провести различные классификации: по доминирующей ветви власти, по региональной иерархии власти, по числу партий и т. д. Дальнейшее обобщение позволяет выявить базовые политические институты, необходимые для достижения идеальной демократии. Практическая реализация демократии зависит от множества обстоятельств, в особенности от численности населения и размера территории. По сравнению с крупными административными единицами, небольшие единицы более однородны по составу и предоставляют лучшие возможности для непосредственного участия в политической жизни. В компактных сообществах возможно организовать эффективные дискуссии и предоставить широкие возможности для граждан оказывать влияние на проводимую политику. Поэтому меньшим по размеру структурам проще удовлетворить критериям демократии. В то же время с уменьшением размера понижается реальный объём власти и возможностей для решения проблем, в особенности по вопросам обороны и экономики. Один из путей решения данного противоречия лежит в разделении сфер влияния между административными и общественными единицами различных уровней, в частности, путём наделения городов и регионов автономией. Наиболее распространённый метод заключается в использовании в крупных единицах представительных форм правления.
Принципы и институты демократии реализуются в разнообразных, выработанных политическим опытом процедурах (технологии демократии). Это выборы, голосование, плебисциты, референдумы, делегирование полномочий, переговоры, компромиссы и т. д. Уже отмечалось, что особо важное значение в демократии придается такой универсальной процедуре, как выборы.Полнота демократии во многом зависит от того, какова техника самих выборов; каким образом избирается высший законодательный орган власти; каков порядок избрания менее высоких уровней власти и управления; равны ли избиратели в правах; является ли избирательное право всеобщим; каково голосование: открытое или закрытое; насколько регулярно, периодически проводятся выборы; обеспечивается ли действительно свободное волеизъявление граждан. Все эти процедуры призваны выявлять реальное отношение большинства гражданского общества к государству, его политике, к тем или иным политическим агентам, претендующих на занятие должностей в системе публичной власти. В избирательном праве, отмечал К. Маркс, гражданское общество поднимается до политического бытия.
|
34) Политическая модернизация: понятие, причины осуществления, основные пути развития.
Теории модернизации - теории, рассматривающие модернизацию как сложный глобальный процесс: - протекающий во всех ключевых сферах жизнедеятельности общества; и - характеризующийся структурно-функциональной дифференциацией и образованием соответствующих форм интеграции. Различают: технологическую, функциональную и глобальную модернизации. В наши дни теория модернизации служит обоснованием характера и направлений политических изменений в мире. Центральной проблемой теории политической модернизации является анализ политических систем переходного периода. Обращение к теории политической модернизации в нашей стране вызвано потребностью осмыслить всю совокупность факторов, определяющих специфику переходного состояния современного Казахстана. Модернизация - процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую "первичную" модернизацию, исторически совпавшую с процессом генезиса западного капитализма. Более поздние теории модернизации описывают модернизацию, получившую название "вторичной", или "догоняющей" модернизации, которая осуществляется в условиях существования "образца". Часто такая модернизация понимается как вестернизация, т.е. процесс прямого заимствования (или насаждения) западно-европейской либеральной модели модернизации практически без учета специфики условий модернизирующейся страны, ее исторических традиций и культуры. По сути такая модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культуры и социальной организации "универсальными" (западными) формами современности.
|
Процесс политической модернизации в Республике Казахстан осуществляется при детальном рассмотрении теоретических наработок и практического опыта зарубежных государств. Внедрение определенного типа политической модернизации и выбор той модели, которая наиболее подходит для условий Казахстана, являются взаимосвязанными и взаимозависимыми проблемами. Президент Н. А. Назарбаев в своем Послании рекомендует начать политическую модернизацию с реформирования законодательного и представительного органа — парламента. Начинать действительно надо с самого главного, определяющего, от чего зависит эффективность и плодотворность всех последующих шагов. Будучи высшим представительным, законодательным органом, парламент концентрирует волю народа, энергию демократии. Через парламент народ имеет реальную возможность воздействовать на процесс принятия законов, соответствующих принципам свободы и разума. Процесс политической модернизации требует прежде всего усиления политического авторитета законодательной ветви власти. Процесс политической модернизации в Казахстане идет последовательно, по мере создания необходимых экономических условий.