В политическом процессе выделяют три основных фазы его существования. Первая: артикуляция, т. е. осознание, определение и представление во власть своих политически значимых интересов всеми социальными субъектами общества. Артикуляция воплощается через деятельность партий, общественных объединений, лидеров, через митинги, избирательные кампании, референдумы, а также через общественное мнение, средства массовой информации и т. п. в зависимости от политического режима и традиций общества. Все действия по артикуляции политических интересов социальных субъектов общества составляют в совокупности понятие «политическое участие». Политическое участие раскрывает таким образом процесс включения индивида, всех социальных субъектов в механизмы выработки властно значимых интересов, характеризует все действия отдельных лиц и групп граждан, стремящихся повлиять на содержание и характер политических решений институтов власти в общенациональном масштабе или на местном уровне. При этом важно отметить, что степень вовлечённости граждан в политику зависят от конкретной ситуации, духовного климата в обществе, от политического режима в стране, а также самого человека, его политической культуры, степени развития его амбициозности. Причинами включения индивида в политику могут быть самые различные психологические состояния человека: рациональное и расчётливое осознание своих интересов и желание завоевать новый статус, желание жизненного успеха и общественного долга, страх, политические амбиции, желание реализации своих гражданских прав и т. п. Важнейшими условиями активизации политического участия являются достижение определённого уровня политической культуры, доступность информации, идеологический плюрализм в обществе и др. Многообразие форм политического участия также зависит от множества причин (пол, возраст, религиозная принадлежность, образование и т. п.). Американские идеологи С. Верба и Л. Пай выделяют такие разновидности политического участия, политического поведения граждан: а) совершенно пассивные формы; б) участие только в выборах представительных органов; в) вовлечённость только в решение местных проблем; г) поведение активных участников предвыборных кампаний; д) поведение политических активистов, распространяющих свою активность на всю сферу политики; е) профессиональная деятельность политика. Формы политического участия различаются по масштабности (сфере социального распространения) и интенсивности (активность действий). По отношению к действующим в государстве законам необходимо различать конвенциональные (легальные) и неконвенциональные (незаконные) формы политического участия. К первым относятся разрешённые властями демонстрации, забастовки, митинги и т. п. Неконвенциональные (незаконные) формы участия выражают политический протест населения. Политический протест – это негативная реакция социального субъекта на политическую ситуацию, которая, как правило, обусловлена неэффективной стратегией и технологиями осуществления власти (ущемление прав меньшинства и отдельных индивидов). Причиной политических протестов являются также слабая приверженность граждан политическим целям режима и господствующим в обществе ценностям. Это запрещённые властями антиконституционные действия – несанкционированные властью демонстрации, митинги и забастовки, а также деятельность подпольных политических партий, политический терроризм, наконец, самая разрушительная для общества форма политического протеста – революция.
Вторая фаза политического процесса – это этап принятия решений и формирования политической воли. В зависимости от конкретно–исторических условий содержание политического процесса на этой фазе будет зависеть от уровня централизации власти, характера взаимоотношений центральных и местных органов власти, партийных и государственных структур, способов разделения и взаимной ответственности властей и т. д. Принятие политических решений – сложнейшая процедура, «сердце» политики, важнейший акт деятельности государства. Оно включает стадию подготовки (сбор всесторонней информации о состоянии общества, выработка концепции политики, определение фактических, а не мнимых целей движения общества и др.). Политические решения воплощаются в государственный закон, выражающий в конечном счёте властную волю подавляющего большинства общества (в демократических режимах) или его правящего меньшинства (тоталитарные режимы).
Третьей фазой политического процесса является этап воплощения политической воли в жизнь. Его содержание – реализация управленческих решений. Основная задача здесь: обеспечить вертикальную интеграцию политической жизни общества. Для этого необходимо выбрать и проводить адекватные принятым решениям методы политического регулирования или типы реализации решений. В современной политологии различают следующие типы реализации политических решений: популизм, элитизм, консерватизм, демократизм и радикализм. Популизм предполагает прямую апелляцию к массовому сознанию, эмоциям, сиюминутным настроениям. Сущность популизма: давать простые ответы на сложные вопросы (а реальные политические проблемы – всегда очень сложное явление). Поэтому он сориентирован на упрощение, вульгаризацию предлагаемых обществу целей. Наиболее часто популизм проявляется при харизматическом правлении. Однако популистские меры могут выступать составной частью политического курса при демократических и других режимах, придерживающихся рациональных методов управления. Элитизм (от слова элита) ориентирован на закрытый характер принятия и осуществления политических решений, на усечение политического информирования общественности (информированность – лишь для избранных). Консервативный тип ориентирован на сохранение структуры и функций государственных органов власти, он характерен для стабильных политических режимов, опирается на приверженность граждан политическим традициям. Консерватизм усиливает патриотические настроения и способствует стабильности общества. Радикализм делает ставку на раскол общества, противопоставление одних его социальных слоёв другим (классам, этническим группам, вообще «другим», «чужим», «не нашим»). Насилие здесь признаётся основным рычагом власти. История показывает, что даже когда целью власти является качественное переустройство общества, социальные и политические последствия радикализма редко несут гражданский мир и улучшение качества жизни людей. Насилие как основной метод управления в революционных режимах, как правило, чревато массовой ненавистью и массовой гибелью граждан. В отличие от радикализма, чреватого конфликтом, демократизм как тип реализации решений ориентируется на реальные потребности граждан, права человека. Демократизм представляет постоянный поиск и проведение в жизнь политики консенсуса, т. е. национального согласия между отдельными социальными субъектами, между рядовыми гражданами и элитой, властью и обществом. Средства жёсткого социального принуждения уступают место механизмам самодисциплины и самопринуждения, гражданской инициативы и процесса саморазвития. Овладение многосложной методикой принятия политических решений и их реализации является коренным признаком власти, её эффективности и легитиматизации.