Оно начинается с прокладки на местности маршрута тропы и составления крупномасштабной картосхемы. Целесообразно провести обследование местности радиусом 50 м от полотна тропы, чтобы выявить и картировать интересные экскурсионные объекты или наметить места для их последующего создания.
Эта работа проводится во время внеклассных занятий с группой учащихся, которые увлекаются картографией, совместно с будущими экскурсоводами. Лучше, если руководит такой работой учитель географии Желательно, чтобы постоянными консультантами этой рабочей группы были учителя биологии, истории, труда, художественного воспитания. При необходимости для консультации могут привлекаться местные специалисты.
После изготовления картосхемы на один из экземпляров наносится обозначение всех имеющихся на местности объектов экскурсий. На другом экземпляре карты обозначаются те объекты, которые планируется создать в ходе оборудования тропы. Предварительно инициативная группа совместно с консультантами тщательно обследует маршрут тропы и, в соответствии с конкретными условиями, выявляет места установки информационных досок, экологических знаков и указателей, оборудования обзорных точек, мостиков, переходов, мест отдыха. Опыт показывает, что для школьников все обозначения па рабочей картосхеме лучше проводить нумерацией. На том месте, где расположен экскурсионный объект, на карту наносят точку, пишут порядковую цифру и обводят кружочком. Для удобства работы экскурсоводов цифровые обозначения лучше проводить цветными фломастерами. Так, например, все натуральные объекты обозначают зеленым цветом, антропогенные красным, информационные — черным. На оборотной стороне карты д.пог пояснение к цифровым обозначениям.
|
Нередко необходимые экскурсионные объекты экологической тропы расположены в стороне от маршрута или вовсе отсутствуют. Вместе с активом учащихся учитель-организатор планирует работу по комплектации тропы необходимыми объектами Например, можно использовать покинутые, но хорошо сохранившиеся гнезда птиц, особенно врановых, хищников. Их аккуратно переносят и укрепляют в естественной обстановке в зоне тропы.
Опыт показывает, что на посетителей тропы разного возраста положительный воспитывающий эффект оказывают результаты труда школьников по защите и улучшению природного окружения. Поэтому целесообразно, чтобы вдоль маршрута тропы учащиеся выполняли разнообразные общественно полезные дела природоохранительного характера. Для этого можно рекомендовать создание микрозаказников для насекомых, пробных площадок с искусственными гнездовьями и кормушками для птиц. Их успешно можно использовать для проведения исследовательской работы школьников в рамках изучения программного материала по зоологии и внеклассных занятий. Полученные учащимися результаты и выводы исследовательской работы на пробных площадках используются экскурсоводами для экологического просвещения посетителей тропы.
Целый ряд объектов школьники могут создать своими руками, искусно вписав их в ландшафт, окружающий тропу, например, на небольшом лесном ручье соорудить плотину. Установить поблизости натуральные погрызы деревьев этими животными. А в ближайшем к тропе овраге можно создать модель почвоэрозионного процесса и показать способы борьбы с этим грозным явлением разрушения почвы.
|
Одной из задач экологического образования является формирование бережного отношения к лекарственным, редким и исчезающим видам. На внеклассных занятиях школьники могут заложить в зоне маршрута тропы серию ботанических площадок. На них с учетом экологических требований высаживаются лекарственные растения, редкие или исчезающие виды растений, характерные для данной местности. Опыт показывает, что не следует обозначать такие растения указателями, сведения о них целесообразно включать в рассказ экскурсовода или текст буклета.
Известно, что обугленные пятна кострищ разрушают природную среду. Особенно много их в зонах неорганизованного отдыха. Наблюдения показывают, что большинство любителей посидеть у костра на природе не владеют навыками оборудования очага и последующего восстановления почвы на месте горевшего огня. Этот важный элемент экологической культуры поведения в природе важно всемерно пропагандировать на маршруте тропы. Полезно оборудовать в зоне маршрута тропы показательное место отдыха с очагом.
Для обучения посетителей правилам восстановления почвенного плодородного слоя на маршруте тропы целесообразно иметь кострище со снимаемым дерном, образцы восстановленной почвы на старых кострищах. Особое эмоциональное воздействие;
производит на многих посетителей тропы сравнительный показ экскурсоводом кострищ разного возраста. На них видно, как. много требуется лет, чтобы на сожженной земле снова зазеленела трава.
|
Вся работа по оборудованию экологической тропы проводится в определенной последовательности. После того как выявлен перечень объектов, которые нужно изготовить и установить на тропе, в школах, участвующих в создании такого учебного кабинета в природе, организуется конкурс на лучший проект каждого искусственного сооружения. Руководят конкурсом учителя художественного воспитания и трудового обучения при консультации учителей биологии и географии. В нем участвуют дети среднего и старшего возраста. Специально создается жюри для оценки проектов. В его состав входят педагоги, родители, шефы, представители общественных организаций, старшеклассники. В торжественной обстановке, на общешкольной встрече объявляются лучшие проекты, а их авторы поощряются. Впоследствии по этим проектам школьники на уроках труда и внеклассных занятиях делают соответствующие изделия и устанавливают их на местности. К изготовлению отдельных крупных объектов привлекаются шефы, родители, общественность. Школьники гордятся своим участием в настоящем деле и, что особенно важно, не разрушают плоды своего труда и своих товарищей.