Цели и задачи учебных экологических троп.




 

Само название «учебная тропа природы» можно понимать как «мы изучаем природу» и как «природа нас учит». Другими словами, прежде всего цель соз­дания тропы заключается в обучении и воспитании по­сетителей. По словам известного американского эколога Олдо Леопольда, «каждый участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и образование. Этот урожай мудрости _всегда под рукой, однако его не всегда пожинают.

С одной стороны, задачей тропы является своеобраз­ный «природоведческий ликбез», т. е. расширение у эк­скурсантов элементарных сведений об объектах, процес­сах и явлениях окружающей природы. С другой сторо­ны, задача экскурсоводов и проводников— научить сво­их слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду. Третья, в конечном итоге главная задача учебных троп, — способствовать воспитанию экологической куль­туры поведения человекам/как части общей культуры взаимоотношений людей.друг с другом и отношения человека к природе

' Особенно широко.тропы.природы позволяют развернуть экологическое.образование и воспитание среди молодежи.Хорошо известно, что далеко не всегда ро­дителям удается привить детям любовь к природе, же­лание ее беречь и, что ещё сложнее, возбудить у каж­дого будущего гражданина" чувство" ответственности за ее судьбу.

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе не непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического соче­тания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы

Что касается связи воспитания с отдыхом, то где, как не на природе, можно показать ее красоту, рани­мость, а порой просто беззащитность перед натиском человека, убедить в том, что природа, по выражению Е. Евтушенко, сама «просит нашей помощи, защиты и любви».

Но любовь к природе, особенно у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой — ее нужно пробудить. Исследования показывают, что дети школьного возраста, вклю­чая старшеклассников, проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние зна­ния, в.других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное.. В основе этого лежит феномен. непо­нимания подростком, а затем и, взрослым состава нару­шения, в своём поведении в окружающей природе.

Наряду с решением задач обучения, воспитания и отдыха тропы природы при умелой их организации способствуют и охране природы. Они являются своего рода регулятором потока отдыхающих, распределяя их в относительно безопасных для природы направлениях. Кроме того, тропа обеспечивает возможность соблюде­ния природоохранного режима на определенной территории, так как облегчает контроль за посещае­мостью и выполнением установленных правил.

Отдельные учебные тропы можно объединять в систе­мы, главная задача которых состоит во временном и пространственном регулировании потока посетителей, рассеивании, распределении их' по территории отдыха во избежание перегрузки наиболее привлекательных и поэтому часто посещаемых участков. А создание таких троп в • окрестностях' особо охраняемых территорий позволит отвлечь от них туристов и отды­хающих, показав им не менее Интересные по природным' качествам ив то же время вполне доступные места. С этой целью в горной местности, а при большой длине тропы и в равнинных условиях, помимо основной трас­сы тропы, проектируется также одна или несколько вспомогательных, чтобы при -необходимости сократить время и снизить сложность прохождения маршрута.

Таким образом, создание учебных троп направлено на решение четырех задач: экологическое обучение и воспитание, отдых посетителей, сохранение природы в прилегающей зоне.

Традиционно тропы прокладываются по буферным зонам вокруг заповедников, зонам организованного туризма национальных парков, ландшафтным заказни­кам. При этом обычно рядом с тропами выделяют за­щитную, т. е. переходную, полосу. Ширина ее бывает разной: если тропа проходит через густой лес, достаточ­но отвести под переходную зону несколько метров с обеих сторон от нее; если вокруг разреженный лес или открытое пространство, зону увеличивают до десятков метров. Цель ее создания иметь вдоль тропы террито­рию, свободную от хозяйственного использования.

Кроме того, для создания учебных троп подходят, например, городские леса, лесопарки,.зоны отдыха, зе­леные зоны городов и даже леса промышленного исполь­зования и нелесные площади: тундра, степь, полупус­тыня, т. е. территории, не относящиеся к особо охра­няемым...

За последние пять лет в нашей стране часто орга­низуют тропы в окрестностях школ, пионерских лаге­рей, где они создаются силами самих школьников. Та­кие маршруты получили название учебных экологичес­ких троп. Сам процесс создания и последующего ис­пользования такого типа троп несет в себе большой воспитательный и образовательный эффект, что подт­верждает и многолетний практический опыт.

Во-первых; сам процесс оборудования тропы силами учащихся позволяет руководителям создавать разные ситуации, играющие важную роль в деле образования и воспитания школьников. Во-вторых, оборудованная тропа помогает организовать учебно-воспитательную деятельность учителей и учащихся, в-третьих, она несет информацию для тех посетителей, которые проходят по ней самостоятельно, без экскурсоводов. Если учесть, что тропа, как правило, объединяет участки, где прово­дится экологический лрактикум и организуется _ приро­доохранная деятельность учащихся, то ее использова­ние настолько многогранно, что она становится своеоб­разным учебным кабинетом в природе.

Оборудование тропы не должно быть самоцелью, это одна из форм работы в системе экологического образования и воспитания молодежи. Если ее правильно организовать, то это позволит раскрыть детям свои творческие возможности, сочетать умственный и физи­ческий труд по изучению, оценке состояния и охране окружающей природной среды, что, в свою очередь, даст возможность применить знания детей из школьного курса. А самостоятельная исследователь­ская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального начал в школьниках. В итоге рожда­ется важнейшее свойство личности -— убежденность в необходимости беречь природу, опираясь не только на знания, полученные из книг, но и на личный опыт школьника. В процессе общения с природой у него вырабатываются навыки правильного поведения, разум­ного, сознательного отношения к природе

А ситуации, в которых учащиеся становятся организаторами, «учителями» и пропаган­дистами, не только повышают их экологическую гра­мотность, но и формируют многие свойства их личности. Особое значение имеет физический и умственный труд, ведет к всестороннему развитию школьников.

Уход за тропой на протяжении всего года приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию.


 

 

Типы учебных троп.

 

Учебные тропы можно клас­сифицировать по разным крите­риям: прежде всего по длине маршрута или его продолжи­тельности.

Как и туристские маршруты, учебные тропы могут быть линейными, кольцевыми и радиальными. Можно различать тропы по трудности прохождения и по слож­ности предлагаемой информации.

Принято считать, что учебные тропы предназначены только для пешеходов. Такой способ передвижения действительно преобладает, но при наличии соответст­вующих природных условий создаются тропы также для водных туристов, лыжников, велосипедистов, любителей верховой езды.

Однако основным критерием классификации троп природы следует считать их назначение: прогулочно-познавательные, познавательно-туристические и учебные экологические тропы. Каждый тип имеет свою специ­фику.

Прогулочно-познавательные тропы природы, или тро­пы «выходного дня», имеют протяженность 4—8 км. Маршрут пролегает преимущественно на природе, обычно вблизи городов и курортных центров. Отдыхающих объединяют в группы, и под руководством экскурсовода или с путеводителем за 3—4 часа они прогулочным шагом проходят весь маршрут, знакомясь с природой, памятниками истории и культуры. В той или иной мере на таких маршрутах затрагивают вопросы взаимоотношения природы и человека, влияния хозяйственной деятель­ности на природу, мероприятий по предотвращению нежелательных последствий.

значение леса для горожанина, лесной микроклимат, способы снижения шума;

подмосковные леса прошлого, их оборонная и строи­тельная роль, превращение коренных лесов в производ­ные.

Помимо летних прогулочно-познавательных троп, можно создавать зимние тропы. Зимний отдых в настоя­щее время получил большое развитие. Его основной и общедоступной формой являются лыжные прогулки. Не­смотря на сезонный характер, они приобретают значе­ние своеобразного экологического фактора, вызывая эро­зию почв на лыжных трассах, нарушая растительность

и т. Д.

Зимняя учебная тропа также способствует осу­ществлению природоохранных, рекреационных, инфор­мативно-познавательных и воспитательных задач. В отличие от летней зимняя тропа может иметь несколько иную трассу. При выборе основными факторами являются удобство для лыжных прогулок, наличие раз­личных природных объектов, удобных для осмотра в зимнее время. Необходимо также учесть большую скорость передвижения посетителей по зимней тропе в сравнении с летней при наличии одного и того же количества объектов осмотра: на лыжах скорость пере­движения больше, да и рассказ экскурсовода короче зимой — ведь недолго и замерзнуть.

Познавательно-туристические тропы. Их протяжен­ность колеблется от нескольких десятков до нескольких сотен километров. Тропы такого типа чаще проклады­вают в зонах активного отдыха с малой плотностью населения, а также вблизи заповедников и национальных парков или в границах последних. Среди этого типа троп есть маршруты «выходного дня» средней протяженно­стью 20—30 км с местом для ночлега. Есть маршруты, рассчитанные на прохождение группой туристов в течение отпуска, обычно по путевкам. Характер движе­ния может быть различным: пешком, на лошадях, водным транспортом или комбинированным. Тропы, предназна­ченные для организованного прохождения под руковод­ством проводника, имеют, как правило, значительную протяженность (до нескольких дней пути), отличаются сложностью (горы, заболоченная местность, густая тайга и т.п.). Среди познавательно-туристических бывают и сравнительно короткие тропы, прохождение по которым по той или иной причине опасно для посетителей.

Для зон отдыха, лесопарков, а также для некоторых туристических районов более характерны тропы, пред-1 назначенные для самостоятельного прохождения. Они? должны быть тщательно размечены на местности и' снабжены не только специальными буклетами, но и, по возможности достаточно большим количеством ин-| формационных щитов. Каждая самостоятельно органи-1 зеванная группа перед выходом на такую тропу обязана пройти специальный инструктаж, который даст не­обходимые простейшие навыки борьбы с нарушителями требований охраны природы на тропе.

Содержательная сторона такой активной формы отдыха может иметь комплексный характер: знакомство с окружающей природой, памятниками истории и культу­ры, наблюдение и оценка различных проявлений дея­тельности человека в природе, изучение и закрепление в практических ситуациях экологически грамотного по­ведения в окружающей среде. Тропы такого типа можно использовать и для обучения узкоспециализированных категорий посетителей.

Прогулочно-познавательные и познавательно-турис­тические тропы по основной научно-информацион­ной ценности могут быть ботаническими, зоологически­ми, геологическими.

Учебные экологические тропы. Это наиболее специа­лизированные для целей обучения маршруты в природе. Их протяженность редко превышает 2 км из расчета проведения учебных экскурсий до 3 часов. Такие тропы рассчитаны в первую очередь на посещение их учащи­мися разных типов учебных заведений: школ, ПТУ, тех­никумов и вузов. Доступны они и для посещения отды­хающими. Движение по маршруту организуется преиму­щественно под руководством педагога или экскурсовода из числа учащихся. Можно и самостоятельно посетить тропу, ориентируясь по указательным знакам и инфор­мационным щитам. Тропы подобного типа должны быть легкодоступны для учащихся. Поэтому чаще всего такие маршруты прокладывают в зонах городских рекреаций:

в парках, лесопарках, зеленых зонах вблизи населенных пунктов.

Основные посетители тропы — организованные учеб­ные группы от младших школьников до педагогов. Со­ответственно и время движения по тропе колеблется от 30—40 минут до трех часов. В целях пропаганды эко­логических знаний учащиеся могут организовывать вре­менные группы посетителей из числа родителей или от­дыхающих в зоне тропы.

Наиболее совершенным вариантом учебной экологи­ческой тропы является ее сочетание с учебным кабине­том природы. Это небольшое помещение в начале или в конце тропы, где с помощью современных средств обучения посетители могут получить дополнительную экологическую информацию, труднодоступную для на­блюдения при кратковременном маршруте.

По своему содержанию тропы такого типа комплек­сные. Прохождение по ним направлено на изучение объектов и явлений природы, на знакомство с культурой природопользования и развитие навыков экологической оценки его результатов, а также воспитание у посетителей экологической этики. Примером может служить тропа «Пущинская» в Московской области.

От формы организации зависит и способ оборудова­ния тропы. Тропы бывают оборудованы информацион­ными щитами на каждой точке-остановке, столбиками-указателями и совсем немаркированные на местности. Первые тропы предназначены в основном для самостоя­тельного прохождения, но не исключается и проведение групповой экскурсии. Пример — тропа в Измайловском парке Москвы, где регулярно силами создателей тропы — школьников проводятся экскурсии.

По тропам со столбиками-указателями могут идти либо организованные экскурсии, либо самостоятельные группы (или отдельные посетители), но в этом случае их необходимо снабдить буклетами-путеводителями.

Существует и другая точка зрения: тропа природы должна быть максимально «дикой» и минимально обо­рудованной. Ее сторонники считают, что тропа хороша тогда, когда экскурсовод может ее выбрать экспромтом в любом месте:в лесу, лесопарке, по берегу реки и т.д.; что достаточно выбрать, запомнить маршрут, даже не маркируя тропу. Экскурсовод останавливает слушателей возле заранее намеченных объектов и рассказывает о них, предварительно подготовишись по той или иной теме.

Все перечисленные выше типы учебных троп в идеале должны не только соответствовать природным и социально-экономическим условиям данного места, но и могут находиться в пределах одной территории.

Организация тропы.

Большую воспитательную роль играет сам процесс организации и оборудования учебных экологических троп. Если познавательные тропы природы вблизи или на терри­тории заповедных земель прокладывают специалисты в рамках своего профессионального труда, то учебные тропы рассчитаны на организацию силами общественности и в первую очередь молодежи. Опыт показывает, что инициаторами создания таких троп, как правило, выступают взрослые: ученые, педагоги, жур­налисты, общественные деятели, лидеры студенческих коллекти­вов. С помощью местной системы информации формируется

общественное мнение. Одновременно создается инициативная группа по организации учебной тропы. В нее желательно при­влекать учителей разных предметов, старшеклассников, сту­дентов.

Важнейшим этапом в создании учебной экологической тропы является принятие официального документа, который дает юридическое право на ее организацию. В итоге всей организационной работы создается единый документ — паспорт на экологическую тропу.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: