Экологическая тропа создается детьми прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из Привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд.
Организация тропы силами школьников дает педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от подростков творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных учебных предметов, но и — самое важное — принять посильное участие в трудовых природо-охранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности — убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт школьников. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.
Учебная тропа создается детьми для самих же детей, но полной жизнью она живет только тогда, когда сюда приходят и взрослые посетители. Выступая экскурсоводами на маршруте тропы, школьники приобретают такие ценные качества гражданина, как ответственность и трудолюбие.
Создание тропы, уход за нею и периодическое дооборудование приучают детей к общественно полезному труду и бережному отношению к общему достоянию.
Таким образом, учебная территория в природном окружении служит учащимся и лабораторией для исследований, и мастерской для труда.
|
Вся работа по созданию и последующему использованию тропы строится на основе сочетания индивидуальной, бригадно-групповой и массовой форм организации деятельности школьников. Применяются игровые ситуации, диспуты, конкурсы, соревнования. Широко используются проблемный и исследовательский методы обучения.
Рассмотрим более подробно учебно-воспитательную работу коллектива учителей школы, направленную на формирование творческой активности учащихся в процессе создания и использования экологической тропы.
Опыт создания экологических троп «Измайловская» и «Пущинская» показывает, что работу по оборудованию тропы целесообразно проводить в такой последовательности.
Первый этап — подготовительный.
Работа начинается с подготовки небольшой группы ребят — организаторов и помощников учителя-куратора. Это могут быть объединенные общими интересами члены кружка,.школьного клуба, научного общества или просто учащиеся разных классов одной школы. На этом этапе большую роль играют постановка общественно значимой цели перед небольшим коллективом учащихся, определение задач и объема работы, раскрытие перспектив и определение места каждого ученика в предстоящем деле. Многое зависит от эмоционального настроя группы. Организаторы становятся авангардом, вовлекающим в работу все большее число школьников. Их выступления на классных собраниях выявляют желающих принять участие в общем деле. С помощью учителя-куратора все желающие разбиваются на бригады, исходя из интересов и возможностей учащихся. Командирами бригад становятся ученики из группы организаторов.
|
После того как выявлен перечень объектов, которые нужно изготовить и установить на тропе, в школах, участвующих в создании «учебного кабинета» в природе, организуется конкурс на лучший проект каждого сооружения.
Привлечение широкой общественности к созданию тропы имеет большое воспитывающее значение. Школьники гордятся участием в таком серьезном деле и берегут плоды труда своих рук.
Приведем примерное содержание работы бригад по созданию учебной экологической тропы в московской школе № 446.
Первая бригада — поисковая — в составе 5—6 человек любителей и знатоков природы. Она занималась исследованием местности, выбранной учителем, прокладкой рекомендованного маршрута, выявлением экскурсионных объектов, смотровых точек и мест отдыха. Эту, работу, в том числе прокладку маршрута и составление плана пути, бригада выполняла самостоятельно, но итоги обсуждались совместно с учителем, который умело разрешал споры и разногласия. Общим голосованием был принят лучший проект тропы, после чего бригада вычертила план-схему маршрута.
Эта же бригада вместе с учителем определяла объем содержания познавательных экскурсий, составляющие его сюжеты. По каждой теме подготавливался и защищался реферат. В дальнейшем сведения из рефератов школьники-экскурсоводы использовали в своем рассказе.
Первая бригада составила перечень объектов, расположенных в зоне тропы, и определила примерную тематику научных и художественных текстов, призывов и обращений к посетителям парка, которые надо было развесить на стендах и установить вдоль маршрута. Эта работа проводилась совместно с учителями географии, биологии, истории, литературы.
|
Вторая бригада — организаторы внутришкольной работы. Эта бригада проводила конкурсы на лучший призыв, лозунг, дорожный знак, на лучший научный или художественный текст в соответствии с перечнем объектов тропы, составленным первой бригадой. Условия конкурсов, разработанные учащимися, публиковались в школьной стенной печати и становились программой действий для всего детского коллектива школы. Участники конкурсов создавали свои проекты самостоятельно дома или на уроках черчения, рисования, литературы, в кружках и группах продленного дня. Организаторы конкурсов сами активно участвовали в них, консультировали товарищей, выявляли наиболее удачные работы. Им помогали учитель-куратор и учителя-предметники.
Третья бригада — изготовители — делала стенды, дорожные знаки, информационные доски в соответствии с полученными от товарищей эскизами. Работа проходилась под руководством учителя труда. Выпиливание и шлифовку досок учитель организовал на уроках труда в четвертых—восьмых классах.
Четвертая бригада — художники-оформители. Получая доски, стенды, знаки от третьей бригады, они их оформляли — выполняли рисунки, писали тексты карандашом. Затем доски передавались в группы продленного дня, где ребята выжигали буквы, схемы, рисунки, орнамент.
Так работа по оформлению тропы приобрела массовый характер. В больших коллективах и малых группах, занятых общим делом, школьники привыкали к деловому общению и взаимопомощи, приобретали умение распределять и рационально использовать время. Шутки, смех, песни были постоянными спутниками работы.
Пятая бригада — экскурсоводы. Это основные «действующие лица» экологической тропы с момента ее открытия. Экскурсоводы подготавливались из числа старшеклассников. Как правило, экскурсоводами становятся члены первой бригады, срок работы которой непродолжителен, а интерес к начатому делу у этих ребят особенно велик.
Подготовка экскурсоводов играет большую роль в овладении навыками самообразования. Ребята учатся работать с научной и публицистической литературой, устанавливать связи между знаниями по разным предметам, анализируют отчеты своих товарищей, выполненные на экологической практике, которая включает и трудовую природоохранительную деятельность.
В это время учителя организовали встречи школьников с учеными, специалистами в области охраны окружающей среды.
В школе каждого экскурсовода консультировал кто-либо из учителей-предметников в зависимости от темы реферата. Помощь оказывали и родители учащихся.
Кульминационным моментом этого периода явилась публичная зашита рефератов, которая проходила на заседании школьного клуба. На защиту приглашались учителя, администрация школы, родители.
К этому времени бригада изготовителей под руководством тех, кто прокладывал маршрут, уже размещала готовые стенды на тропе, маркировала маршрут и устанавливала дорожные знаки.
Дальнейшая подготовка экскурсоводов связана с выходом на полностью оборудованную тропу, которая используется временно в целях подготовки их к роли пропагандистов экологических знаний. На этом этапе происходит слияние теоретических и конкретных знаний школьников. Экскурсоводы учатся использовать в своих рассказах объекты природы, различные проявления антропогенной деятельности, тексты на стендах.
Привыкание к обстановке, вхождение в новую роль—• процесс психологически напряженный. Индивидуальная работа куратора с каждым экскурсоводом сменялась работой со всей группой. Проводилась пробная экскурсия, слушателями которой являлись все экскурсоводы. Ребята давали друг другу советы, создавали проблемные ситуации постановкой неожиданных вопросов.
Задача учителя — научить ребят не только хорошо владеть текстом, актуализировать свои знания при ответах на вопросы, но к рассказывать эмоционально, вызывая интерес слушателей. Успех выступлений экскурсоводов во многом зависит от таких личных качеств, как манера говорить, вступать в общение. Надо помнить, что не только знания экскурсовода-школьника, но и вся его личность, его убежденность, заинтересованность в тех проблемах, о которых он говорит, влияют на слушателей, производя на них обычно большее впечатление, чем беседа взрослого человека.
Таким образом, экологическая учебная тропа служит местом распространения элементов экологической культуры среди различных слоев населения. Причем большая воспитывающая ценность этой формы работы состоит в том, что перед взрослыми людьми носителями ново го социального идеала выступают дети. Необходимость ответственного отношения к окружающей среде, о чем увлеченно и убежденно говорит подросток, воспринимается взрослыми особенно остро. Посетители тропы задумываются о своем поведении в природном окружении, о том, всегда ли они сами подают должный пример подрастающему поколению.
Следующий этап—открытие тропы. Это торжественный и волнующий акт. В школе № 446 открытие троны ежегодно происходит весной и становится праздником не только для тех, кто ее создавал, но и для всего школьного коллектива. На торжественный митинг приходят родители, учителя, представители Общества охраны природы.
За пять лет существования тропы в Измайловском лесопарке экскурсоводы многократно встречались не только с местным населением, посетителями лесопарка, но и с директорами и завучами школ учителями и методистами, учеными и специалистами, руководителями отделений Общества охраны природы и станций юннатов, учащимися школ района и города — с аудиторией разного возраста и различного уровня подготовленности. Варьировать свой материал в зависимости от состава слушателей, владеть их вниманием — нелегкая задача.
Интерес к рассказам экскурсоводов повышается, если они используют примеры из личных наблюдений в природе, из отчетов своих товарищей о работе, которую ни выполнили по разным темам во время экологической практики в зоне тропы.
Экскурсантов часто интересуют сведения о практических природоохранительных делах школьников, о количестве ребят, работающих на экологической тропе о личном. отношении экскурсоводов к этой работе. В целом проведение экскурсии по экологической тропе— это результат интеграции большого материала по изучению состояния местной природы, познанию трудовых дел своих земляков, наконец, результат личного участия школьников в охране природных богатств своего края.
Но поколения учащихся меняются. Экскурсоводы вырастают и уходят из школы, унося в жизнь то, что приобрели на учебной тропе. Школе они оставляют хорошую память о себе, традиции и смену.
Знаменательным событием в жизни школьников средних классов является посвящение их в экскурсоводы. Это происходит на заседании школьного научного общества «Эколог». Старшеклассники передают свои темы младшим товарищам. Но еще целый год старшие обучают младших, консультируют их, готовят к роли экскурсоводов. Рекомендация в экскурсоводы — поощрение за хорошую работу по охране природы. А изучение жизни природы и оценка влияния на нее человека продолжаются в период экологической практики, на экскурсиях, во время выездов в экспедиции, на занятиях кружков.
Для массы учащихся местом природоохранительных занятий и практических дел становится участок рекреационной зоны, где проложен экологический маршрут, —' «учебный кабинет», природы. Природа сама учит и воспитывает своих защитников, хранителей ее ценностей.
Заключение.
Создание учебных экологических троп способствует повышению научного уровня школьного образования. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.
На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Школьники усваивают здесь не только научные знания о природном среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Имменно на экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав — важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.
Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у школьника трудолюбие и уважение к груду. Школьники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но постигают отношения человека к окружающей среде процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические следствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится участие школьников в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.
Создание учебных экологических трон помогает гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени — оптимизации отношений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе. Экологическая тропа — это перспективная учебная территория, где школьники выступают в роли учителей, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.
Литература.
1. Захлебный А.Н. На экологической тропе опыт экологического воспитания)- М.: Знание, 1986.
2. Захлебный А.Н. Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя – М.: Просвещение,1984.
3. Дерябо С. Д., В. А. Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Учебное пособие для студентов вузов - Ростов: Феникс, 1996.
4. Ремизова Н.И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке. ж-л «Биология в школе» №6, 2000.
5. Сластенина Е. С. Экологическое образование в подготовке учителя – М.: Просвещение,1984.
6. Чижова В.П. Петрова Е. Г. Рыбаков А.В. Экологическое образование (учебные тропы) – Сб. «общество и природа» МГУ, 1981