Экологическая тропа и творческая деятельность школьников.




Экологическая тропа создается детьми прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из Привлекательных форм организации их дея­тельности в системе экологического образования и вос­питания. Если она правильно организована, то позволя­ет учащимся с разных сторон раскрывать свои творче­ские возможности, сочетать умственный и физический труд.

Организация тропы силами школьников дает педаго­гам возможность создавать различные жизненные ситуа­ции, решение которых требует от подростков творческо­го подхода, активной деятельности. Задания по изуче­нию и оценке состояния окружающей среды в зоне тро­пы побуждают детей не только использовать свои зна­ния из разных учебных предметов, но и — самое важ­ное — принять посильное участие в трудовых природо-охранительных делах. Самостоятельная исследователь­ская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важней­шее качество личности — убежденность, которая опира­ется не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт школьников. У них вырабатываются навыки эколо­гически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

Учебная тропа создается детьми для самих же детей, но полной жизнью она живет только тогда, когда сюда приходят и взрослые посетители. Выступая экскурсово­дами на маршруте тропы, школьники приобретают такие ценные качества гражданина, как ответственность и трудолюбие.

Создание тропы, уход за нею и периодическое дооборудование приучают детей к общественно полезному труду и бережному отношению к общему достоянию.

Таким образом, учебная территория в природном ок­ружении служит учащимся и лабораторией для исследо­ваний, и мастерской для труда.

Вся работа по созданию и последующему использова­нию тропы строится на основе сочетания индивидуаль­ной, бригадно-групповой и массовой форм организации деятельности школьников. Применяются игровые ситуа­ции, диспуты, конкурсы, соревнования. Широко исполь­зуются проблемный и исследовательский методы обуче­ния.

Рассмотрим более подробно учебно-воспитательную работу коллектива учителей школы, направленную на формирование творческой активности учащихся в про­цессе создания и использования экологической тропы.

Опыт создания экологических троп «Измайловская» и «Пущинская» показывает, что работу по оборудова­нию тропы целесообразно проводить в такой последо­вательности.

Первый этап — подготовительный.

Работа начинается с подготовки небольшой группы ребят — организаторов и помощников учителя-куратора. Это могут быть объединенные общими интересами чле­ны кружка,.школьного клуба, научного общества или просто учащиеся разных классов одной школы. На этом этапе большую роль играют постановка общественно значимой цели перед небольшим коллективом учащихся, определение задач и объема работы, раскрытие перспек­тив и определение места каждого ученика в предстоящем деле. Многое зависит от эмоционального настроя груп­пы. Организаторы становятся авангардом, вовлекающим в работу все большее число школьников. Их выступления на классных собраниях выявляют желающих принять участие в об­щем деле. С помощью учителя-куратора все желающие разбиваются на бригады, исходя из интересов и воз­можностей учащихся. Командирами бригад становятся ученики из группы организаторов.

После того как выявлен перечень объектов, которые нужно изготовить и установить на тропе, в школах, участвующих в создании «учебного кабинета» в природе, организуется конкурс на лучший проект каждого сооружения.

Привлечение широкой общественности к созданию тропы имеет большое воспитывающее значение. Школь­ники гордятся участием в таком серьезном деле и бере­гут плоды труда своих рук.

Приведем примерное содержание работы бригад по созданию учебной экологической тропы в московской школе № 446.

Первая бригада — поисковая — в составе 5—6 чело­век любителей и знатоков природы. Она занималась исследованием местности, выбранной учителем, прокладкой рекомендованного маршрута, выявлением экскурсионных объектов, смотровых точек и мест отдыха. Эту, работу, в том числе прокладку маршрута и составление плана пути, бригада выполняла самостоятельно, но итоги обсуждались совместно с учителем, который умело разрешал споры и разногласия. Общим голосованием был принят лучший проект тропы, после чего бригада вычертила план-схему маршрута.

Эта же бригада вместе с учителем определяла объем содержания познавательных экскурсий, составляющие его сюжеты. По каждой теме подготавливался и защи­щался реферат. В дальнейшем сведения из рефератов школьники-экскурсоводы использовали в своем расска­зе.

Первая бригада составила перечень объектов, расположенных в зоне тропы, и определила примерную тематику научных и художественных текстов, призывов и обращений к посетителям парка, которые надо было развесить на стендах и установить вдоль маршрута. Эта работа проводилась совместно с учителями географии, биологии, истории, литературы.

Вторая бригада — организаторы внутришкольной ра­боты. Эта бригада проводила конкурсы на лучший при­зыв, лозунг, дорожный знак, на лучший научный или ху­дожественный текст в соответствии с перечнем объектов тропы, составленным первой бригадой. Условия конкур­сов, разработанные учащимися, публиковались в школь­ной стенной печати и становились программой действий для всего детского коллектива школы. Участники кон­курсов создавали свои проекты самостоятельно дома или на уроках черчения, рисования, литературы, в кружках и группах продленного дня. Организаторы конкурсов сами активно участвовали в них, консультировали товари­щей, выявляли наиболее удачные работы. Им помогали учитель-куратор и учителя-предметники.

Третья бригада — изготовители — делала стенды, дорожные знаки, информационные доски в соответствии с полученными от товарищей эскизами. Работа проходи­лась под руководством учителя труда. Выпиливание и шлифовку досок учитель организовал на уроках труда в четвертых—восьмых классах.

Четвертая бригада — художники-оформители. Полу­чая доски, стенды, знаки от третьей бригады, они их оформляли — выполняли рисунки, писали тексты каран­дашом. Затем доски передавались в группы продленного дня, где ребята выжигали буквы, схемы, рисунки, ор­намент.

Так работа по оформлению тропы приобрела массо­вый характер. В больших коллективах и малых группах, занятых общим делом, школьники привыкали к делово­му общению и взаимопомощи, приобретали умение рас­пределять и рационально использовать время. Шутки, смех, песни были постоянными спутниками работы.

Пятая бригада — экскурсоводы. Это основные «дей­ствующие лица» экологической тропы с момента ее от­крытия. Экскурсоводы подготавливались из числа старшеклассников. Как правило, экскурсово­дами становятся члены первой бригады, срок работы ко­торой непродолжителен, а интерес к начатому делу у этих ребят особенно велик.

Подготовка экскурсоводов играет большую роль в ов­ладении навыками самообразования. Ребята учатся ра­ботать с научной и публицистической литературой, уста­навливать связи между знаниями по разным предметам, анализируют отчеты своих товарищей, выполненные на экологической практике, которая включает и трудовую природоохранительную деятельность.

В это время учителя организовали встречи школьников с учеными, специалистами в области охраны окру­жающей среды.

В школе каждого экскурсовода консультировал кто-либо из учителей-предметников в зависимости от темы реферата. Помощь оказывали и родители учащихся.

Кульминационным моментом этого периода явилась публичная зашита рефератов, которая проходила на заседании школьного клуба. На защиту приглашались учителя, администрация школы, родители.

К этому времени бригада изготовителей под руковод­ством тех, кто прокладывал маршрут, уже размещала готовые стенды на тропе, маркировала маршрут и уста­навливала дорожные знаки.

Дальнейшая подготовка экскурсоводов связана с вы­ходом на полностью оборудованную тропу, которая ис­пользуется временно в целях подготовки их к роли про­пагандистов экологических знаний. На этом этапе про­исходит слияние теоретических и конкретных знаний школьников. Экскурсоводы учатся использовать в своих рассказах объекты природы, различные проявления антропогенной деятельности, тексты на стендах.

Привыкание к обстановке, вхождение в новую роль—• процесс психологически напряженный. Индивидуальная работа куратора с каждым экскурсоводом сменялась ра­ботой со всей группой. Проводилась пробная экскурсия, слушателями которой являлись все экскурсоводы. Ребя­та давали друг другу советы, создавали проблемные си­туации постановкой неожиданных вопросов.

Задача учителя — научить ребят не только хорошо владеть текстом, актуализировать свои знания при отве­тах на вопросы, но к рассказывать эмоционально, вызы­вая интерес слушателей. Успех выступлений экскурсово­дов во многом зависит от таких личных качеств, как ма­нера говорить, вступать в общение. Надо помнить, что не только знания экскурсовода-школьника, но и вся его личность, его убежденность, заинтересованность в тех проблемах, о которых он говорит, влияют на слушате­лей, производя на них обычно большее впечатление, чем беседа взрослого человека.

Таким образом, экологическая учебная тропа служит местом распространения элементов экологической культуры среди различных слоев населения. Причем большая воспитывающая ценность этой формы работы состоит в том, что перед взрослыми людьми носителями ново го социального идеала выступают дети. Необходимость ответственного отношения к окружающей среде, о чем увлеченно и убежденно говорит подросток, воспринима­ется взрослыми особенно остро. Посетители тропы заду­мываются о своем поведении в природном окружении, о том, всегда ли они сами подают должный пример подра­стающему поколению.

Следующий этап—открытие тропы. Это торжественный и волнующий акт. В школе № 446 открытие троны ежегодно происходит весной и становится праздником не только для тех, кто ее создавал, но и для всего школь­ного коллектива. На торжественный митинг приходят ро­дители, учителя, представители Общества охраны при­роды.

За пять лет существования тропы в Измайловском лесопарке экскурсоводы многократно встречались не только с местным населением, посетителями лесопарка, но и с директорами и завучами школ учителями и мето­дистами, учеными и специалистами, руководителями от­делений Общества охраны природы и станций юннатов, учащимися школ района и города — с аудиторией раз­ного возраста и различного уровня подготовленности. Варьировать свой материал в зависимости от состава слушателей, владеть их вниманием — нелегкая задача.

Интерес к рассказам экскурсоводов повышается, если они используют примеры из личных наблюдений в природе, из отчетов своих товарищей о работе, которую ни выполнили по разным темам во время экологической практики в зоне тропы.

Экскурсантов часто интересуют сведения о практических природоохранительных делах школьников, о количестве ребят, работающих на экологической тропе о личном. отношении экскурсоводов к этой работе. В целом проведение экскурсии по экологической тропе— это результат интеграции большого материала по изучению состояния местной природы, познанию трудо­вых дел своих земляков, наконец, результат личного уча­стия школьников в охране природных богатств своего края.

Но поколения учащихся меняются. Экскурсоводы вы­растают и уходят из школы, унося в жизнь то, что при­обрели на учебной тропе. Школе они оставляют хоро­шую память о себе, традиции и смену.

Знаменательным событием в жизни школьников сред­них классов является посвящение их в экскурсоводы. Это происходит на заседании школьного научного обще­ства «Эколог». Старшеклассники передают свои темы младшим товарищам. Но еще целый год старшие обуча­ют младших, консультируют их, готовят к роли экскур­соводов. Рекомендация в экскурсоводы — поощрение за хорошую работу по охране природы. А изучение жизни природы и оценка влияния на нее человека продолжа­ются в период экологической практики, на экскурсиях, во время выездов в экспедиции, на занятиях кружков.

Для массы учащихся местом природоохранительных занятий и практических дел становится участок рекреа­ционной зоны, где проложен экологический маршрут, —' «учебный кабинет», природы. Природа сама учит и вос­питывает своих защитников, хранителей ее ценностей.


 

Заключение.

Создание учебных экологических троп способствует повышению научного уровня школьного образования. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают рас­ширять и углублять знания, полученные на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Школьники усваивают здесь не толь­ко научные знания о природном среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Имменно на экологической тропе постоянно создаются ус­ловия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав — важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у школьни­ка трудолюбие и уважение к груду. Школьники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но постигают отношения человека к окружающей среде процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические следствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится участие школьников в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Создание учебных экологических трон помогает гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе заня­тий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени — оптимизации отно­шений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспи­тательного процесса на тропе. Экологическая тропа — это перспективная учебная территория, где школьники выступают в роли учителей, пропагандистов, тружени­ков, где формируются их гражданские качества, актив­ная жизненная позиция.

 

 

Литература.

1. Захлебный А.Н. На экологической тропе опыт экологического воспитания)- М.: Знание, 1986.

2. Захлебный А.Н. Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя – М.: Просвещение,1984.

3. Дерябо С. Д., В. А. Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Учебное пособие для студентов вузов - Ростов: Феникс, 1996.

4. Ремизова Н.И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке. ж-л «Биология в школе» №6, 2000.

5. Сластенина Е. С. Экологическое образование в подготовке учителя – М.: Просвещение,1984.

6. Чижова В.П. Петрова Е. Г. Рыбаков А.В. Экологическое образование (учебные тропы) – Сб. «общество и природа» МГУ, 1981



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: