План.
1. Введение………………………………………………………2
2. История создания экологической тропы………………….…3
3. Цели и задачи учебных экологических троп……………….8
4. Типы учебных троп……………………………………………9
5. Организация экологической тропы:
А) Требования к выбору маршрута……………………….13
Б) Оборудование экологической тропы………………….15
В) Подготовка экскурсоводов………………….…………16
6. Экологическая тропа и творческая деятельность школьников………………………………………………………19
7.Заключение……………………………………………………23
8. Литература………………………………………………..…25
Введение.
Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной среде, в мире природы. Данное положение требует создания «учебного кабинета в природе». Учебная экологическая тропа — специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий, а также полевого практикума.
Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы в нем были представлены не только участки нетронутой «дикой» природы, но и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать всевозможные последствия такой деятельности.
Экологическая тропа рассчитана на три категории посетителей:
1) педагогов и студентов;
2) старших дошкольников, учащихся школ и ПТУ;
|
3) родителей, отдыхающих, организованных в экскурсионные группы и др.
Обычно учебная экологическая тропа посещается организованно под руководством экскурсовода. Однако при наличии специально разработанных буклетов-путеводителей возможно и самостоятельное ознакомление с экспозицией тропы.
Протяженность учебной тропы обусловливается временем, в течение которого может проводиться экскурсия. Для взрослых (старшеклассников) — это два, два с половиной часа — соответственно длина маршрута составляет около двух километров. Для малышей проводятся ознакомительные экскурсии на отрезке маршрута продолжительностью в 30-40 мин. Школьники средних возрастов проходят на экскурсии весь маршрут, но знакомятся не со всеми объектами (до 1,5ч)
История создания экологической тропы.
Впервые понятие природная или экологическая тропа появилась в США. В начале века лесничий Бентон Маккей предложил учредить нечто вроде «заповедника для пешеходов» – проложить тропу по Аппалачскому хребту. К 1922 году пешеходная тропа через все Аппалачи от штата Мэн на северо-западе до Джорджии на юго-востоке была готова, длина ее составила 3300 км. И сразу же она сделалась любимым местом отдыха и общения с природой многих американцев Востока США.
Впоследствии подобные тропы стали возникать в национальных парках Америки: сложные и простые по прохождению, длинные и короткие. Наиболее известные из больших троп — Континентальная тропа в Скалистых горах и Тихоокеанская на западном побережье США. Такие же тропы стали создавать в других странах мира: Канаде, Франции, Великобритании, Швеции, Швейцарии, Кении, Индии, Японии и др.
|
Более 15 лет идет работа по созданию учебных троп в национальных парках Польской Народной Республики: Беловежском, Кампиносском, Бабьегорском и др. Они проходят главным образом по существующим туристским тропам и являются их составной частью.
Большой популярностью пользуются учебные тропы в Чехословацкой Социалистической Республике. Одни проложены по пещерам окрестностей охраняемой ландшафтной области «Моравский крас» («Мацоха»), другие — в словацких горах «Малой Фатры» («Стефа-ново — Нижние и Новые Диеры», «Разбойничья тропа» и др.). Интересен также опыт организации троп природы, накопленный в ГДР.
В России еще до революции, в 1916 году, в Крыму, в 7 км от Судака вдоль скал была вырублена пешеходная тропа. Ее называют Голицынской, так как строительство" проводилось по указанию князя Л. С. Голицына. Тропа проложена таким образом, что посетитель может ознакомиться с многими природными объектами исключительной красоты и своёобразия
Широкое распространение учебных и учебно-познавательных троп на территорий бывшего СССР началось с начала 60-х годов. Инициатором их стал Тартуский кружок охраны природы — первое студенческое природоохранное объединение в нашей стране, образованное 13 марта, 1958 года под руководством Я. X. Эйларта — специалиста по вопросам теории и практики охраны природы, в частности создания учебных троп. К настоящему времени практически вся территория Эстонии,.включая национальный парк, ландшафтные заказники, зоны отдыха и просто лесные массивы, покрыта тщательно спланированной сетью учебных троп. Широко известны тропы Лахемаа — первого национального парка, организованного в 1971 году. Здесь посетители могут ознакомиться с валунными полями ледникового времени и 200-летними борами (тропа по п-ову Кясму), ледниковыми озерами и камовым рельефом (тропа Вийтна), растительностью бывших дюн и современных болот (тропа Вирусоо) и многими другими природными объектами.
|
Примерно в это же время стали создавать учебные и познавательно-рекреационные тропы и в соседних Прибалтийских республиках. В окрестностях г. Бирш-тонас Литовской ССР большой популярностью у взрослых и детей пользуется «Тропа зверей» с оригинально оформленными, стилизованными под различных животных пунктами-остановками. Силами сотрудников дома-музея «Лесное эхо» недалеко от г. Друскининкай уже около 30 лет существует тропа «Солнечная». Все сооружения тропы выполнены из неделовой древесины, обработанной, для долговечности по специальной методике. Тропа служит местом отдыха и познавательных экскурсий для многих тысяч людей, приезжающих со всех концов света.
Оригинальные тропы созданы в лесничестве Швянтойи (Кретингский район)
На территории агробиологической станции Вильнюсского педагогического института в Тамошаве создана учебная экологическая тропа «Лебедь». На ней будущие педагоги овладевают методикой работы с детьми в природе.
Широкое распространение этого опыта в нашей стране затруднялось некоторыми организационными моментами. Необходимо было найти форму организации просветительных троп в природе. Причем нельзя было ограничивать задачу создания троп только расширением природоведческих знаний. Время выдвигало и иную задачу — целенаправленного использования троп для формирования экологической культуры населения, прежде всего учащейся молодежи. Это предъявляло новые требования не только к характеру маршрута тропы, но и к их организаторам и пользователям. На тропах, которые получили название учебных экологических, основное внимание обращают не столько на знакомство с природными объектами, сколько на оценку деятельности человека в окружающей среде, как естественной, так и преобразованной.
Опираясь на результаты экспериментов по 'созданию подобных маршрутов, Всероссийское общество охраны природы приняло решение распространить опыт создания учебных троп на территории России. С этой целью в короткое время было организовано два республиканских семинара на базе действующих троп «Измайловская» (в черте Москвы) и «Пущинская» (Московская обл.),
Результаты этих мероприятий не замедлили сказаться. По данным отдела ВООП, всего за два года в разных уголках Российской Федерации было заложено более 120 учебных троп. В их создании в содружестве с местными отделениями ВООП активное участие принимали студенты из дружин охраны природы различных вузов, советы по туризму и экскурсиям, турбазы, детские туристические станции и станции юных натуралистов, школьные лесничества, Дома пионеров, отдельные школы под руководством учителей географии и биологии.
Парк культуры и отдыха г. Южно-Уральска, организовал экологическую тропу в естественном бору, занимающем 15 га. Информационные щиты, установленные на тропе, имеют вид развернутой книги: на одной «странице» плакат по охране природы, на другой — текст о природных объектах. Предназначена тропа для детей младшего возраста, но может быть интересна и всем посетителям парка
Первичная организация ВООП Комсомольского государственного заповедника (г. Комсомольск-на-Амуре) оборудовала экологическую тропу, на которой установлено 30 красочных стендов и аншлагов.
Большая часть троп в настоящее время сформировалась как туристские маршруты выходного дня и достаточно насыщена экологической информацией (щитами, указателями, специальными буклетами). В Краснодарском крае организовано или находится в стадии организации около 20 учебных троп.
В 1985 году начали действовать тропа Паустовского и учебная тропа природы от Ласковского до Черного озера, проект которых создала Дружина по охране природы Рязанского клуба туристов. Они же оборудовали и установили информационные щиты, соответственно 12 и 20 шт., разработав для этого особую технологию, сравнительно несложную и удобную в эксплуатации.
В Москве первая учебная экологическая тропа была создана в 1981 году в Измайловском парке культуры и отдыха учащимися 446 средней школы под руководством лаборатории—экологического образования.
Тропа действует в летне-осенний сезон. По ее маршруту проводятся программные экскурсии для учащихся этой и других школ района и города. В порядке распространения опыта организаторы, и старшеклассники проводят экскурсии для зарубежных специалистов, директоров и завучей московских школ, методистов и учителей Москвы.
Информационные щиты, установленные на тропе, привлекают внимание значительного числа посетителей лесопарка.
Затем появились аналогичные тропы в Серебряном бору (школы № 57 и 143), в национальном парке «Лосиный остров» — Мытищинский лесопарк (школа № 767 и географический факультет МГПИ им. В. И. Ленина), в парке «Сокольники» (школа № 1 и МГПИ) и в некоторых других местах. Все московские учебные тропы отличаются сравнительно малой протяженностью (в среднем 1—2 км), доступностью для посетителей (дорожки частично асфальтированы), экологической информативностью. Прекрасные по своей организации, информационному содержанию и эстетическим качествам тропы создают на Украине. Они носят название природных (тропа Ирпень— Беличи), экологических («По реке Горынь») и природных познавательных (Дахновская).
Создание учебных троп для нашей страны — дело достаточно новое, но набирающее быстрые темпы, особенно в последние годы. Разнообразие форм и методов их создания позволяет вовлечь в эту деятельность довольно большой круг заинтересованных организаций и широкую общественность. А это, в свою очередь, способствует расширению не только числа троп, но также и географии их распространения.