Фольклорная волшебная сказка и её признаки.




 

Рассматриваемые нами сказки являются волшебными. Рассмотрим, что такое волшебная сказка.

 

Волшебная сказка имеет сложную композицию, которая представлена экспозицией, завязкой, развитием сюжета, кульминацией и развязкой, а также в основе сюжета часто лежит один и тот же мотив. Но в каждом произведении он представляется по-разному, и проблемы так же решаются различными способами.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.

В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения - старшее (царь с царицей и т.д.) и младшее - Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки - смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, то есть отправка героя из дома.

Развитие сюжета - это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения - разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).

Развязка - это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» - то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

Сам сюжет можно представить так:

1. отлучка кого-то из членов семьи;

2. предписание, указание или запрет;

3. нарушение их;

4. вредительство, выведывание, подвох, недостача;

5. отъезд героя;

6. задача;

7. встреча с дарителем и получение волшебного предмета после испытания;

8. приход, доставка, перенесение героя в нужное место;

9. появление противника и словесная дуэль;

10. борьба, бой

11. победа героя и возвращение утраченного;

12. путь домой;

13. преследование;

14. встреча с ложным героем, его вредительство, убийство настоящего героя;

15. трудное испытание; оживление героя;

16. возвращение, узнавание героя и разоблачение ложного;

17. возвращение героем его истинного облика или получение нового;

18. наказание лжегероя;

19. свадьба и долгая, счастливая жизнь.

 

В.Я. Пропп вскрывает однообразие волшебной сказки на сюжетном уровне и открывает инвариантность набора функций (поступков действующих лиц), линейную последовательность этих функций, а также набор ролей, известным образом распределённых между конкретными персонажами и соотнесённых с функциями. Функции распределяются среди семи персонажей:

§ антагониста (вредителя),

§ дарителя

§ помощника

§ царевны или её отца

§ отправителя

§ героя

§ ложного героя.

Мелетинский Е. М., точнее даёт жанровое определение волшебной сказке. Учёный говорит о том, что для волшебной сказки характерны такие общие единицы, представленные во всех сказочных текстах, как испытание героя сказки дарителем и вознаграждение героя (Баба-Яга даёт Ивану-царевичу волшебный клубок за то, что он себя правильно вёл), бой над антагонистом и победу над ним (в роли антагониста выступает в волшебной сказке Кощей Бессмертный, Змей Горыныч). Победа над антагонистом немыслима без помощи волшебного средства, полученного ранее от дарителя. Мелетинский предлагает выделять не только жанр волшебной сказки, но также различать её жанровые типы, вводя дополнительные единицы для определения жанровых типов волшебной сказки:

Благодаря этим единицам, можно выделить пять групп сказок:

1. героические сказки, змееборческого типа;

2. героические сказки типа quest;

3. архаические сказки типа «дети у людоеда»;

4. сказки о семейно гонимых, отданных во власть лесным демонам;

5. сказки о семейно гонимых без мифических элементов

6. сказки о чудесных супругах;

7. сказки о чудесных предметах;

8. сказки о свадебных испытаниях.

 

Е. М Мелетинский пытается решить вопрос исторического развития жанра вообще, и сюжетов в частности. Выстраиваемая им схема соответствует общей линии развития от мифа к сказке: демифологизация основ коллизии и выдвижение на первый план семейного начала, сужение коллективизма, развитие интереса к личной судьбе и компенсации социально обездоленного. В волшебной сказке присутствуют все этапы этого развития.

В сказке присутствуют некоторые мотивы, характерные для тотемических мифов. Совершенно очевидно мифологическое происхождение универсально распространённой волшебной сказки о браке с чудесным «тотемным» существом, временно сбросившим звериную оболочку и принявшим человеческий облик (Муж ищет исчезнувшую или похищенную жену или жена ищет мужа).

В волшебной сказке активно разрабатывается семейная тема («Золушка.). Свадьба для волшебной сказки становится символом компенсации социально обездоленного («Сивко-Бурко»). Социально обездоленный герой (младший брат, падчерица, дурак) в начале сказки, наделённый всеми отрицательными характеристиками со стороны своего окружения, наделяется в конце красотой и умом («Конёк-горбунок»).

 

Итак, мы знаем, что представляет собой классическая сказка и что можно ожидать, как она строиться и что содержит.

А также выяснили, что в сказках не обязательно должны быть все мотивы сюжета.

 

Вывод:

  1. Сказка как фольклорный жанр имеет определённый композиционный план и построение сюжета.
  2. Мотив играет важную роль в произведении, так как задает направление действию.
  3. Несмотря на то, что фольклорные произведения делятся на группы, они все же различаются между собой сюжетным построением. Несмотря на это, их объединяет схожесть именно фольклорных сюжетов, отсюда мы можем говорить о появлении фольклорных мотивов.
  4. Произведения А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», В.А. Жуковского «Спящая царевна» и зарубежных авторов: сказки братьев В. и Я. Гримм «Снегурочка» («Белоснежка») и Ш. Перо «Спящая красавица» являются сказками о семейно гонимых без мифических элементов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: