Введение.
Тема данного реферата: «Сопоставление сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» со сказками В.А. Жуковского «Спящая царевна», братьев В. и Я. Гримм «Снегурочка» («Белоснежка») и Ш. Перо «Спящая красавица»».
Объектом исследования в данном реферате являются русские литературные сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», В.А. Жуковского «Спящая царевна» и зарубежных авторов: сказки братьев В. и Я. Гримм «Снегурочка» («Белоснежка») и Ш. Перо «Спящая красавица».
Предметом исследования …
Хронологические рамки работы ограничены периодом создания сказок: XIX век.
Актуальность выбранной темы определяется тем, сказка в современном мире нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам поведения и целям жизни.
Этим были определены цели, задачи и выбор методологии исследования.
Цель данной работы: проанализироватьрусские литературные сказки А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», В.А. Жуковского «Спящая царевна» и зарубежных авторов: сказки братьев В. и Я. Гримм «Снегурочка» («Белоснежка») и Ш. Перо «Спящая красавица».
Для того чтобы достичь этой цели, необходимо было решить следующие задачи:
- отобрать и проанализировать литературные сказки на тему «мачеха и падчерица »;
· изучить русские литературные сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», В.А. Жуковского «Спящая царевна» и зарубежных авторов: сказки братьев В. и Я. Гримм «Снегурочка» («Белоснежка») и Ш. Перо «Спящая красавица» и миф об Амуре и Психее, изложенный Апулеем в «Метаморфозах»;
· сравнить литературные сказки с мифом об Амуре и Психее, изложенным Апулеем в «Метаморфозах»;
|
· проанализировать, как развивается в них сюжет: сходства и отличия;
· изучить литературу, посвящённую фольклорным и литературным сказкам.
Реализация поставленных задач потребовала применения различных методов и подходов к анализу материала:
· поисковый;
· исследовательский;
· количественный и качественный анализ первоисточников и библиографических работ;
· сравнительный анализ;
· синтез;
· классификация;
Проанализировав первоисточники (сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», В.А. Жуковского «Спящая царевна», братьев В. и Я. Гримм «Снегурочка» («Белоснежка») и Ш. Перо «Спящая красавица»), миф об Амуре и Психее, изложенный Апулеем в «Метаморфозах» и, ознакомившись литературой на данную тему, можно сделать вывод о том, что все эти произведения являются волшебными литературными сказками с бродячим сюжетом, в основе которых мог лежать тотемический мифо семейно гонимых без мифических элементов.
Реферат имеет практическое значени е. Материалы данной работы можно использовать для организации изучения творчества А. С. Пушкина, В.А. Жуковского, братьев В. и Я. Гримм и Ш. Перо на уроках литературы и словесности в школе, на научных конференциях.
II.
Основная часть.
Сходства и различия фольклорной и литературной сказки как жанра.
Сказка как жанр.
Произведения А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», В.А. Жуковского «Спящая царевна» и зарубежных авторов: сказки братьев В. и Я. Гримм «Снегурочка» («Белоснежка») и Ш. Перо «Спящая красавица» являются * литературными сказками.
|
Что такое сказка? В чём заключаются сходства и различия фольклорной и литературной сказок?
Сказка – это жанр *фольклора, произведение повествовательного характера, реже стихотворного характера о вымышленных, фантастических событиях.
Сказка – древнейший фольклорный жанр. В этом небольшом эпическом произведении главной особенностью является установка на вымысел. Фантастика в сказке имеет широкий тематический диапазон – от бытовых несообразностей и чудесного разрешения конфликта (бытовые, авантюрные сказки) до волшебных превращений (сказки о животных, волшебные сказки, сказки-небылицы).
Обработки сказочных сюжетов, мотивов и образов известны в словесности разных стран.
Сказки бывают фольклорные и литературные.
Фольклор – это народное творчество (чаще всего устное), являющееся бесценным наследием людей.
У каждого народа есть свои особенности, проявляющиеся не только в образе жизни и т.д., но и в устном народном творчестве. Поэтому, рассматривая произведения русского или какого-либо другого народа, мы видим их уклад жизни, поведение и обычаи, традиции.
В создании фольклорного произведении принимал участие не один человек, а много. Например, сказки переходили из уст в уста, каждый рассказчик добавлял что-то свое, и от этого произведение становилось несколько другим, но не менее интересным и приближенным к народу.
Итак, использование фольклорных элементов в каком-либо произведении, максимально приближает его к народу, пониманию его и его жизни, а так же его идеалов.
|
* Литературная сказка - эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.
Существует несколько видов литературных сказок:
· дидактические;
· фантастические;
· сатирические.
Выводы:
1. Фантастические литературные сказки очень близки к фольклорным сказкам по своему сюжету.
2. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам.
3. Сказка несёт в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.
4. Произведения А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», В.А. Жуковского «Спящая царевна» и зарубежных авторов: сказки братьев В. и Я. Гримм «Снегурочка» («Белоснежка») и Ш. Перо «Спящая красавица» являются * литературными волшебными сказками.
Происхождение сказок из мифов.
Фольклорные сказки происходят из тотемических мифов первобытнообщинного общества. Первичные, архаичные сказки называют архаическими или мифологическими. Носители архаического фольклора сами выделяют их из мифологического повествования.
Обычно выделяют две формы. Эти две главные формы приблизительно соответствуют мифу и сказке. Различие между ними выражает оппозицию сакрального и профанного, профанное является часто результатом деритуализации и потери эзотерического характера. Структурная разница не была обязательной между этими двумя формами, она могла вовсе не существовать. Очень часто один и тот же или сходный текст мог трактоваться одним племенем как настоящий миф, а другим - как сказочное повествование, исключённое из ритуально-сакральной системы.
Можно определить архаические сказки как нестрогие мифы, учитывая, что они включают мифологические представления. Нестрогая достоверность архаичной сказки влечёт за собой преобладание эстетической функции над информативной (цель архаической сказки - развлечение). Так экзотерический миф, рассказанный непосвящённым в целях общего развлечения, находится на пути превращения мифа в сказку.
Архаическая сказка не только воспринимает мифологические мотивы о змееборчестве; о женитьбе на «тотемном» животном, с целью заполучить для общины блага; путешествие героя в царство мёртвых; бегство детей от злого существа, восходящие к посвятительным обрядам; но и создаёт своего героя - обиженного сиротку.Появление этого героя вызвано изменением социальных представлений в первобытнообщинном обществе. Можно считать, что в первобытнообщинной сказке выражен «протест» против изменения положения вещей: рушится эндогамия и экзогамия, рушится матриархат и первобытнообщинное общество. Сиротка - это младший брат, который остался обделённым старшими братьями, после смерти родителей, сиротка - это падчерица, пасынок для женщины, которая взята замуж отцом из племени, раннее не участвовавшем в брачном обмене. «Семейная» тематика и интерес к личной судьбе появляется в архаической сказке. Однако образ сиротки, изначально восходит к обряду инициации, где инициирующийся должен перед испытанием выглядеть невзрачно. Пройдя испытание, через символическое пожирание чудовищем, посвящающийся преображался. Доминирование в архаической сказке мотива свадьбы - это результат, ради которого проходила инициация юношей и девушек в мифе. Брак стал целью архаической сказки, стал компенсацией социально обездоленного.
В недрах архаической сказки, где действовали зооморфные культурные герои, вызревали многие повествовательные фольклорные жанры, среди которых были волшебная сказка, сказка о животных. Для волшебной сказки стали продуктивны сюжеты с мифологическими мотивами, сюжеты «семейной» тематики и личной судьбы (обиженный сиротка получает более высокий социальный статус).
Выводы:
- Произведения А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», В.А. Жуковского «Спящая царевна» и зарубежных авторов: сказки братьев В. и Я. Гримм «Снегурочка» («Белоснежка») и Ш. Перо «Спящая красавица» являются архаическими сказками, в основе которых мог лежать тотемический миф.
- Одним из тотемических мифов, лёгших в основу данных сказок мог быть миф об Амуре и Психее.
- В каждой из сказок главным героем является сиротка, который в результате испытаний получает более высокий социальный статус.