Понятие профессиональной этики
Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Нормальное функционирование общества и его развитие может осуществляться в условиях непрерывного процесса производства разнообразных материальных благ и материальных ценностей. Но его существование и развитие зависит не только от юридических и экономических законов. Огромную роль играют моральные принципы, на основе которых строится та или иная профессиональная деятельность.
Профессиональная этика — это совокупность моральных норм, которые определяют причастность человека к долгу перед профессией.
Профессиональная мораль всегда связана с ограничением свободы в поведении окружающих. Она же объединяет людей по принадлежности к той или иной профессии. Требования профессиональной морали относятся только к конкретной профессии, и, как правило, не касаются людей других профессий. Тем не менее, эти требования известны всем ввиду взаимодействия и особого отношения представителей различных профессий.
Пример:
Общие правила японской деловой этики: приходить на встречу только с визитными карточками, всегда иметь материалы о своей компании и своем предложении, соблюдать протокол в одежде и внешнем виде.
Профессиональная этика также связана с моральным поведением, но охватывает более узкий круг вопросов, рассматривая этичные характеристики каждой профессии. Профессия выступает в качестве так называемого фильтра, пропускающего только то, что соответствует требованиям нормативов.
В круг вопросов профессиональной этики входит:
― установление нравственных качеств личности работника, способствующих формированию профессионального долга и его наилучшего исполнения;
|
― особенности профессионального воспитания.
Профессиональная этика рассматривает взаимоотношения специалистов в трудовых коллективах, а также отношения профессиональных коллективов и специфику нравственности, свойственную данной профессии.
Профессиональная этика выражается через кодексы поведения, которые устанавливают нравственные взаимоотношения между членами коллектива.
Таким образом, профессиональная этика — это:
- 1) кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности;
- 2) способы обоснования данных кодексов с точки зрения социального и культурно-гуманистического назначения той или иной профессии.
Виды профессиональной этики
Виды профессиональной этики — это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.
Этика отражает многообразие моральных норм, раскрывает разносторонность профессиональных моральных отношений.
Профессиональные моральные нормы — это правила, образцы, порядок внутренней регуляции личности на основе этических идеалов.
Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, журналиста, инженера и т.д.
Сегодня существует значительное число этических кодексов. Они разработаны в предпринимательской среде, в сфере торговли, для работников военных отраслей. Существуют также этические кодексы для работников международных организаций (например, музеев), обществ (например, Красного Креста), международных профессиональных объединений. Они носят статус международных.
|
Этический кодекс Российского врача, принятый в 1994 г. Ассоциацией российских врачей, раскрывает врачебную этику: взаимоотношения врача и пациента при личных контактах, влияние личных качеств врача на его деятельность, гарантии врача не нанести вред своему пациенту. Мораль и этическое поведение раскрыты в клятве Гиппократа.
Профессиональная этика журналиста раскрывает вопросы профессионально-нравственных отношений с коллегами, влияние институционально организованного общества журналистов на его поведение, причины и границы вмешательства корпорации в его поведение.
Экономическая этика представляет собой совокупность норм поведения работников предпринимательской среды, раскрывает требования, предъявляемые развитым обществом к стилю работы предпринимателя, каков должен быть социальный облик и стиль общения между участниками бизнеса.
Экономическая этика складывается под воздействием формирования рыночных отношений, неоднозначных исторических традиций, широкого спектра проявлений массового сознания, критериев нравственного отношения человека к труду.
Частью экономической этики является деловой этикет.
Деловой этикет — это правила поведения делового человека, способствующие взаимопониманию людей в процессе общения.
|
Он связан с традициями и историческими условиями конкретной страны.
Деловой этикет помогает созданию имиджа бизнеса, фирмы, человека. Организации, имеющие высокий имидж, имеют лучшие экономические результаты финансово-хозяйственной деятельности. С ними приятно и удобно работать, так как посредством этикета создан комфортный психологический климат, способствующий деловым контактам.
Этический кодекс работников социальной сферы, принятый Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб в 1994 г., раскрывает нормы морали в социальном обслуживании, связанные со спецификой работы. Нравственно-этические нормы работников социальной службы играют особую роль в связи с тем, что их профессиональная деятельность заключается в оказании помощи конкретным людям, семьям, соответствующим социальным группам.
В связи с этим этический кодекс выделяет особые качества, которые должны формироваться у социального работника: терпимость, вежливость, порядочность, эмоциональная устойчивость; личностная адекватность самооценки. Социальный работник должен иметь и развивать чувство собственного достоинства, долга и справедливости, уважать чувства другого человека, быть добрым. Необходимо также владеть педагогическими навыками. Соблюдение специалистами по социальной работе этических норм предупреждает негативные последствия социального обслуживания.
К принципам этики социального работника относятся ответственность перед клиентом, перед профессией и коллегами, перед обществом.
В настоящее время виды профессиональной этики формулируются в этических кодексах, которые могут быть представлены стандартами отдельных организаций (корпоративные кодексы) или правилами, регулирующими отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы).
Этический кодекс
Вопрос кодексов (от codex – «книга, свод законов») заслуживает особого внимания. Кодексы профессиональных объединений создаются как дополнение к законодательству, регулирующему деятельность профессионалов, как правило, по их собственной инициативе, в результате самоопределения, при участии юристов, специалистов по этике, для повышения ответственности специалистов за свои действия. Они напоминают о нравственных целях профессии, являются итогом осмысления конкретных этических проблем. В кодексах формулируются стандарты профессионального поведения, отмечаются наиболее важные правила деятельности.
Возникнув как способ конкретизации должностных обязанностей в историческом прошлом, этические кодексы берут начало со знаменитой клятвы Гиппократа. Постепенно они становятся сводами законов внутри корпоративного пользования, эффективной формой контроля деятельности специалистов.
Содержание кодекса компании определяется ее особенностями, структурой, задачами развития, установками ее руководителей. Как правило, кодексы содержат две части: – идеологическую (миссия, цели, ценности), которая может не включаться в содержание кодекса; нормативную (стандарты рабочего поведения).
В профессионально однородных организациях таких, как банки и консалтинговые компании, часто разрабатываются кодексы, которые описывают в первую очередь профессиональные проблемы. Содержание этических кодексов регламентирует поведение работников в сложных профессиональных этических ситуациях. Например, в банковской деятельности кодекс описывает способы обращения со сведениями об устойчивости банка, с конфиденциальной информацией о клиенте; запрещает использовать эти сведения для личных целей.
Развитию корпоративной культуры способствует включение в кодекс идеологической части о миссии и ценностях компании. При этом кодекс может быть значительного объема, иметь сложное специфическое содержание и адресоваться всем работникам компании.
Структурно кодекс может содержать такие разделы:
♦ введение;
♦ послание руководителя организации;
♦ основная миссия организации, ее цели;
♦ каким должен быть работник организации;
♦ трудовые династии;
♦ традиции и ритуалы организации;
♦ конкурсы профессионального мастерства;
♦ взаимоотношения с другими организациями;
♦ общественная жизнь организации;
♦ отношения между руководителями и подчиненными;
♦ отношения между руководителями;
♦ отношение к женщинам – работницам организации;
♦ отношение к молодежи, работающей в организации;
♦ отношение организации к пенсионерам;
♦ требования к деловому костюму работников организации.
Создание кодекса не ограничивается написанием текста документа. Существует специфика исполнения подобных документов: нельзя заставить исполнять этический кодекс. Чтобы кодекс действительно работал, еще на этапе его создания предусматривают включение в процесс разработки документа по возможности всех работников компании. Только при том условии, что каждый работник примет кодекс корпоративной этики, он будет реально исполняться.