ТЕМА 1.3 Философия Возрождения и Нового времени




 

Задание 1
Ответьте на вопросы

 

1. Почему философию эпохи Возрождения называют гуманистической? В чем ее отличие от средневековой философии?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Почему католическая инквизиция преследовала ученых-натурфилософов? Какие их идеи церковь не могла принять?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Раскройте смысл высказывания Р.Декарта «Мыслю, следовательно существую».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Что означает принцип философии Дж.Локка «tabula rasa»? Объясните его значение. Согласны ли вы с этим принципом и почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Задание 2
Сопоставьте ошибки на пути познания, выдвинутые Ф.Бэконом, с их значением

1. Идолы пещеры А. Ошибки, порождаемые речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы людей. Эти идолы возникают потому, что слова - это только имена, знаки для общения между собой, они ничего не говорят о том, что такое вещи. Поэтому и возникают бесчисленные споры о словах, когда люди принимают слова за вещи.
2. Идолы театра Б. Ошибки, которые свойственны отдельному человеку или некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений. Например, одни исследователи верят в непогрешимый авторитет древности, другие склонны отдавать предпочтение новому. "Человеческий разум не сухой свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает… Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти пятнаются и портят разум".
3. Идолы рынка В. Ошибки, обусловленные наследственной природой человека. Мышление человека имеет свой недостатки, т.к. "уподобляется неровному зеркалу которое, примешивая к природе вещей свою природу отражает вещи в искривленном и обезображенном виде". Человек постоянно истолковывает природу по аналогии с человеком, что находит свое выражение в теологическом приписывании природе конечных целей, которые ей несвойственны.
4. Идолы рода Г. Ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты, некритическим усвоением ложных мнений и воззрений. Здесь Бэкон имел ввиду систему Аристотеля и схоластику, слепая вера, в которые оказывала сдерживающее воздействие на развитие научного знания. Он называл истину дочерью времени, а не авторитета. Искусственные философские построения и системы, оказывающие отрицательное влияние на умы людей, - это, по его мнению, своего рода "философский театр".

 

Ответ_____________________________________________________________

 

 

Задание 3
Прочитайте следующий отрывок из книги Никколо Макиавелли и ответьте на вопросы:

1. Согласны ли вы с идеей Макиавелли об управлении государством? Почему?

2. Применим ли такой подход в современном мире? Свой ответ обоснуйте, приведя пример из современной истории.

3. Справедлив ли взгляд Макиавелли на природу человека? Свой ответ обоснуйте, приведя пример из истории.

«Каждый государь желал бы прослыть милосердным, а не жестоким, однако следует остерегаться злоупотребить милосердием. <…> Поэтому государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствует беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает все население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица.

<…> По этому поводу может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх. Ибо о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя явится в них нужда, они тотчас от тебя отвернутся».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕМА 1.4 Философия XVIII - XIX веков

Задание 1

Ответьте на вопросы

 

1. Объясните различие между философскими мировоззрениями деизма и атеизма.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Почему Л.Фейербах критикует немецкую идеалистическую философию? В чем суть антропологического материализма Фейербаха?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Как в марксизме объясняется развитие общества? Какие формационные стадии развития общества приводит Маркс?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Запишите формулу прибавочной стоимости по Марксу.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2

Иммануил Кант сформулировал высший этически закон, который получил название категорического императива. Содержание категорического императива может быть выражено следующими формулировками:

1. поступай так, чтобы правило твоей воли могло иметь силу принципа всеобщего законодательства; такое правило должно распространятся на всех, в том числе и на тебя;

2. относиться к другим людям надо также, какого отношения ты ждешь к своей персоне;

3. к человеку нельзя относиться как к средству для достижения своих целей.

Согласны ли вы с мыслью Канта, что соблюдение данного императива является долгом каждого человека, и почему? Что мешает соблюдению этого принципа всеми людьми? Как бы, на ваш взгляд, выглядело общество, в котором данный принцип стал бы ведущим правилом поведения?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3

Перед вами цитата из произведения Фридриха Ницше «Воля к власти».

 

«Господство добродетели может быть достигнуто только с помощью тех же средств, которыми вообще достигают господства, и, во всяком случае, не посредством добродетели».

 

Раскройте значение этого тезиса. Приведите свой взгляд на поднятый Ницше вопрос.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: