На завершающем этапе работы необходимо проверить общее состояние рисунка. Для этого следует отойти от рисунка на некоторое расстояние и внимательно рассмотреть его. Придирчиво оценивая выполненную работу, постарайтесь обнаружить ошибки, допущенные на предыдущем этапе. Такой ошибкой может быть перечерненность тонов на участках в тени, в свету, рефлексах, на фоне. Сила тонов рефлекса может быть чрезмерно высветлена или предметы, находящиеся на дальнем плане, недостаточно удалены и вырываются вперед, а ближние недостаточно выступают и т.п. Если сила тона рефлекса чрезмерно затемнена, ее следует ослабить, если наоборот, то усилить. Если предметы, находящиеся в глубине, вырываются вперед, их следует ослабить, смягчить. Если передний план недостаточно выступает вперед, его следует, подчеркивая, выделить. Таким образом исправив допущенные ошибки, следует еще раз проверить рисунок с расстояния, стараясь найти элементы, которые мешали бы цельному восприятию рисунка. Здесь перед студентами стоит основная задача — привести рисунок в единое целое, подчиняя ему все второстепенные детали. Под второстепенными деталями следует понимать предметы, расположенные вокруг главного. Поэтому, во избежание создания впечатления раздельного восприятия предметов в рисунке, необходимо смягчить второстепенное и выделить главное. При этом зрительный центр (центр основания зрительной пирамиды) не всегда может совпадать с композиционным центром, тем не менее, если второе не смещается далеко от первого, то следует их уравновесить. Для этого можно использовать тон или четкость прорисовки форм предметов с тем, чтобы оттянуть композиционный центр ближе к зрительному, совмещая и уравновешивая их.
В процессе тщательной прорисовки деталей, как правило, допускают некоторую дробность рисунка. Для устранения этого следует обобщить мелкие подробности, подчеркивая и выделяя более крупные общие формы. В результате рисунок приобретет большую целостность. В случае соблюдения рассмотренных правил ведения работы рисунок можно считать законченным.
Рис. 22. Последовательность рисования натюрморта
Методические указания к заданиям по курсу рисунка предназначены для студентов специальности 261001.65 и охватывают программу курса по рисунку для 2-ого курса, особое место занимают курсовые работы и связанные с ними предварительные упражнения и домашние задания. Все описания заданий, проводимых в лаборатории по рисунку, предусматривают самостоятельную работу дома, изучение специальной литературы и посещение музеев и выставок.
Знания, полученные студентами в ходе выполнения заданий по рисунку, подкрепляются во время прохождения художественной практики.
Выполнение самостоятельных работ дома поможет студентам улучшить владение графическими навыками, техникой рисунка, наладить координационную связь «глаз - рука», что благоприятно скажется на учебных постановках.
В предлагаемых методических указаниях рассматриваются теоретические и методические вопросы изображения элементов архитектуры (архитектурных деталей) и интерьеров.
Задания рассматриваются в соответствии с освещаемой темой и учебным планом. В тематическом плане длительные задания дополняются короткими зарисовками и набросками с использованием различных материалов и технических приемов как с натуры, так и по представлению.
Целью курса рисунка ставятся задачи:
■ Изучение закономерностей формообразования объектов, зрительной связи их конструктивной основы и внешней поверхности, наблюдаемой с определенной точки зрения.
■ Развитие зрительного опыта и навыков целостного восприятия формы этих объектов в отношении к окружающему пространству («постановка глаза»).
■ Развитие элементарных технических навыков при работе с различными рисовальными материалами («постановка руки»).
■ Формирование умения сознательного использования плоскостной и объемной зрительных установок, компоновки рисунка в плоскости листа бумаги заданного формата.
■ Изучения правил прямой линейной перспективы и особенностей ее практического применения в учебном рисовании с натуры.
■ Развития навыков целостной организации тональных отношений в рисунке.
■ Развития чувства целостности объемно-пространственных отношений («чувство формы и пространства»), специфического пространственного мышления, умения «мыслить формой» (принцип формовычитания и формосложения), что в конечном итоге позволяет развивать у учащихся «образное видение».
В основу обучения рисунка положен метод объемного изображения с натуры, позволяющий комплексно решать названные задачи, так как объемность (или трехмерность) изображаемых объектов - это именно качество, которое объединяет все их видимые свойства.
Работа над заданиями развивает чувство пропорций и объемно-пространственное мышление, необходимые будущим специалистам для художественно-конструктивного решения своих проектов и выполнения их в натуре.
В методических указаниях в качестве иллюстративного материала использованы работы студентов СПбГУТД и иллюстрации работ старых мастеров.