Государство и экономика: их взаимоотношение




Содержание

Введение….…...……………………………………………………………….3

1. Государство и экономика: их взаимоотношение………………………...4

2. Негативные последствия бизнеса…………………………………………6

3. Государственные органы, регулирующие корпоративную деятельность…………………………………………………………………………………..8

4. Международно-правовое регулирование бизнеса…………………........11

5. Прямой государственный контроль за корпоративной деятельностью………………………………………………………………………………….13

Заключение…………………………………………………………………...18

Список литературы…………………………………………………………...19

 

Введение

Вопрос о соотношении государства и экономики относится к числу наиболее дискуссионных и сложных.

Экономические функции современного государства сложились в процессе длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия на экономику постоянно менялись. Активизация экономических функций государства способст­вовала изменению ранее сложившихся представлений о причинах его возникновения. На смену идее о том, что в основе государства лежит общественный договор (Ж. - Ж. Руссо), пришло представле­ние о нем как о «большом акционерном обществе».

Общественные потребности и общественные интересы инди­видов, с одной стороны, и масштабы ограничения индивидуальных свобод и индивидуальных интересов, с другой, - анализ именно этого фундаментального противоречия лежит в основе многих тео­рий о государстве, о его экономических и социальных функциях, о формах и особенно пределах государственной вовлеченности в эко­номическую жизнь и, следовательно, о соотношении рынка и госу­дарственного регулирования экономики.

Практика современных промышленно развитых государств показывает, что государство оказывает довольно сильное влияние на бизнес. Среди проявлений такого воздействия укажем следую­щие: предписание относительно вступления в договор, введение мер судебного или административного контроля, фиксация обяза­тельных договоров, контролируемых договоров, правил о недоб­росовестной конкуренции, об ограничительной хозяйственной прак­тике и др.

Государство и бизнес - величины взаимосвязанные и взаи­мозависимые.Бизнес должен быть регулируемым, и связано это с противоречивыми свойствами, которые ему присущи.

В принципе, бизнес, которым занимаются коммерческие кор­порации, дело благородное. Однако он может иметь и негативные последствия для общества, поскольку каждая корпорация руково­дствуется прежде всего своими интересами.

Государство и экономика: их взаимоотношение

 

О том, что определенное вмешательство в экономику - это норма жизни каждого государства, говорилось множество раз, при­чем представителями разных экономических течений. Исключительную роль в формировании инструментария го­сударственного вмешательства и регулирования сыграл мировой экономический кризис 1929-1933 гг. В условиях, когда объем про­изводства упал почти вдвое, замерла международная торговля миллионы людей оказались безработными, государства были вы­нуждены взять на себя широкие экономические полномочия в борь­бе с кризисом. Иначе говоря, пришло понимание того, что рыноч­ный механизм развития необходимо дополнять мерами государственного регулирования.

Теоретическим обоснованием этого вмешательства стала работа известного английского экономиста Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Идеи книги на долгие годы определили характер механизма государственного вмешательства в экономику. Опираясь на доводы, которые выглядели особенно доказательно потому, что основывались на фактах Великой де­прессии (так обществоведы именуют период экономического кри­зиса 1929-1933 гг.), Кейнс пришел к выводу о том, что самохор­ректирующаяся экономика и саморегулируемый рынок - иллю­зии и что только государство может помочь избежать стагна­ции, хаоса, катастрофических спадов производства, а стало быть, и социальных катаклизмов. Главной задачей Дж. М. Кейнса было показать, каким образом инструменты государственного хозяйст­вования - налоги и расходы, а также денежная система – могут использоваться для стабилизации экономики.

Западные экономисты обосновывают возникновение и разви­тие экономических функций государства и, соответственно, самого государства как экономического субъекта двумя причинами:

1) у членов общества всегда существовали общественные по­требности социального и экономического плана, которые рынок не способен был удовлетворить;

2) само общество никогда не было однородным, и именно госу­дарственные структуры, облеченные властью, призваны были сгла­дить, примирить, ограничить, подчинить во имя общественного равновесия и блага противоречивые интересы различных классов, групп людей.

Так, например, Дж. С. Милль предлагал различать функции, которые выполняет государство, на необходимые и необязателъ­ные. К числу необходимых он относил функцию государственного регулирования экономики. Он подчеркивал, что государство, отка­зываясь от предпринимательства и занимаясь только его регу­лированием, способствует выполнению важнейшей цивилизаци­онной задачи - деловому воспитанию народа. У народа, не при­выкшего к самостоятельной деятельности во имя общего интереса, писал он, у народа, который обычно ожидает от своего правитель­ства соответствующих указаний и распоряжений по всем вопро­сам, представляющим общий интерес, способности развиты лишь наполовину, а его образование неполно в одной из главных своих сторон.

Определенный вклад в развитие теории, определяющей пре­делы государственной «вовлеченности», связывают с именами швед­ских экономистов К. Викселя и его последователя А. Линдаля. От­талкиваясь от неоклассической теории полезности, они сформу­лировали условие равновесия между частным и государственным секторами экономики: если общество предпочитает получать больше услуг от государства, тогда оно должно «уплатить» и соответствующую цену в виде налогов.

Активизация экономических функций государства способст­вовала изменению ранее сложившихся представлений о причинах его возникновения. На смену идее о том, что в основе государства лежит общественный договор (Ж.-Ж. Руссо), пришло представле­ние о нем как о «большом акционерном обществе». Такой подход с особой очевидностью проявился по отношению к японской модели хозяйства, что нашло отражение в формуле «Япония - единое АО». С этих позиций открытие новых возможностей и возраста­ние роли государства непосредственно зависит от удельного веса государственной собственности в совокупном капитале, обуслов­ливается множественностью стоящих перед ним задач по защите внутреннего рынка, связывается с выполнением социальных функ­ций. Активно осуществляя экономические и социально-политиче­ские функции, государство в данном случае ведет себя подобно хозяйствующему субъекту, владеющему «контрольным пакетом акций». Оно не только обеспечивает общие условия хозяйствова­ния и направляет развитие хозяйственной системы, но, располагая «контрольным пакетом акций»,присваивает через налоговую сис­тему значительную часть вновь созданной стоимости. В свою оче­редь индивиды и социальные группы, физические и юридические лица, выплачивая налоги и неся другие повинности, приобретают свою долю в «общественном дивиденде» в виде социальных услуг, льгот, трансфертных платежей от государства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: