Государственные органы, регулирующие корпоративную деятельность




 

Предпринимательство в целом не имеет какого-либо меха­низма саморегулирования, который позволял бы ему успешно функционировать и проявлять социальную жизнеспособность. Это не под силу даже корпоративной экономике. Она не может само­стоятельно создать такую структуру подчиненности, в которой многочисленные и разнообразные процессы удерживались бы в рациональных рамках. Дело в том, что механизм, предназначен­ный для одного сектора экономики, не может обеспечить функ­ционирование экономики в целом. Отсюда потребность в системе государственных средств управления, поддерживающих всю сис­тему бизнеса.

Административный сектор экономики включает в себя мини­стерства, госкомитеты, агентства, комиссии и тому подобные орга­ны. Он наиболее часто подвергается нападкам: дерегуляция совершенно справедливо считается сегодня одним из самых важных вопросов. И не только у нас. Вспомним, что администрация Рейгана выиграла выборы 1980 г. именно под флагом борьбы с бюрократией. Ученых и политиков тревожит быстрый рост административных учреждений. Некоторые смотрят на этот процесс, как на развитие раковой опухоли. Но надо отметить, что рост бюрократии - это общемировой прогресс, обусловленный тем, что бизнес обретает все большие масштабы. Необходимость управления им, его прог­нозирование - главная задача государства в области предприни­мательства. Определение правил игры на рынке, обеспечение дос­тижения общественных результатов (экономический рост, сниже­ние инфляции, безработицы) - функции государства. Бюрокра­тия находится в сердце современного управления. Кое-кто, воз­можно, скажет, что она высасывает жизненно важные соки из об­щественного организма. Скорее всего это так, но кто возьмется ответить положительно на вопрос о том, может ли общество обой­тись без бюрократии?

Государство и бизнес - величины взаимосвязанные и взаи­мозависимые. Каковы же оптимальные отношения между ними? Кратко их можно охарактеризовать следующим образом. Не должно быть государственной монополии на хозяйствование, но и не мо­жет быть рационального предпринимательства без государства. Присутствие государства в экономическом процессе необходимо, поскольку есть функции, которые способно выполнять только оно. Характер отношений между государством и бизнесом можно оп­ределить как партнерство. Партнерские отношения между госу­дарством и бизнесом сковывают свободу как одной, так и другой стороны. Но общеизвестно, что свободы нет и не может быть без несвободы. Последняя оформляет жизнь, создает необходимый структурно-функциональный каркас. Однако без свободы нет жизни. Покушающийся на свободу идет против жизни. Применительно к предмету нашего рассмотрения можно сказать, что государство, не терпящее свободы предпринимательства, обречено. Но обречен и не признающий государство субъект предпринимательской дея­тельности.

В государственном регулировании должна быть мера. Какая? Это может показать только общественная практика. Вместе с тем ясно одно: корпорации должны быть самостоятельны в своих ре­шениях, но принимать собственные решения с учетом определен­ных рамок, устанавливаемых государством. Равным образом и го­сударство не может быть абсолютно свободным при принятии ре­шений. Есть сферы и ситуации, в которые его вмешательство недопустимо. Не дело чиновника, например, вмешиваться в изготовление лекарства, его обязанность - проконтролировать безопасность препарата.

Государственное регулирование может быть как положитель­ным фактором, так и отрицательным, замедляющим процесс со­циального развития, подавляющим интерес производителей к высокоэффективной деятельности. Именно этот процесс уловила М. Тетчер в 70-х гг. в Англии. Идея «ограниченного правительства», т. е. правительства, отказавшегося от борьбы за расширение участия в делах управления и вместо этого ограничившего сферу своих полномочий, стала определяющей в ее политике. Результа­ты осуществления этой идеи оказались видны через 10 лет: нача­ла справедливости или, как говорят сами англичане, социалистические начала были потеснены, открылся простор для частной инициативы, эффективность производства повысилась. Обратимся теперь к практике регулирования корпоративного предпринимательства со стороны государства, к практике зарубежной, поскольку в России такой опыт слишком мал, богатый он лишь по части удушения предпринимательства.

Например. В булочных Бельгии стоимость хлеба была увеличена на 1 франк за батон. Подорожание неболь­шое, но процедура его проходила сложно. Особая комиссия по ценообразованию и контролю при министерстве экономики полгода досконально изучала ходатайство владельцев хлебопекарен, просивших о разрешении поднять цену на два франка. В конце концов согласие дали, удовлетворив просьбу только наполовину'. Надо отметить, что во всех странах Западной Европы есть специальные учреждения, которые, хотя и называются по-разно­му (офис цен, служба контроля за торговлей, комитет конкурен­ции), но выполняют одну и ту же функцию: зорко следят за состоянием внутреннего рынка. Административные учреждения, как компасом, руководствуются индексом цен на все основные то­вары и продукты: цены должны неизменно соответствовать раз­мерам доходов населения. Это называется корректировкой уровня жизни во избежание несоответствия доходов населения его расхо­дам. Государственные органы в пределах своей компетенции мо­гут вмешиваться в любую коммерческую деятельность. Главный инструмент воздействия на коммерсантов - рекомендации, совет.

Если же рекомендации остаются без внимания, взимается солид­ный штраф. Государственные офисы и управления осуществляют и еще одну важную функцию - контроль за тем, чтобы уровень зара­ботной платы не был ниже установленного минимума. Все это вместе взятое образует выверенное равновесие доходов населения и цен в странах Западной Европы.

Во Франции государство вмешивается в регулирование во­просов, касающихся цен, внешней торговли, предоставления кре­дитов, следит за конкуренцией, обеспечением занятости трудо­способного населения. Регулирование осуществляется с помощью делегированного законодательства, в создании которого участвуют министерства экономики, сельского хозяйства, промышленности, транспорта, внешней торговли, финансов и др.

В США бизнес более мощный, чем в Западной Европе, и соот­ветственно там у него существует более мощная опора. Вот лишь некоторые административные органы, регулирующие предпринимательство: комиссия по безопасности потребительских товаров, комиссия, регулирующая деятельность страховых компаний, ко­миссия по пищевым продуктам и медикаментам, комиссия по цен­ным бумагам и биржам, национальный совет по трудовым отно­шениям, ведомство социальной защиты, комиссия содействия рав­ной занятости, ведомство профессиональной безопасности, ведом­ство пенсионного планирования, ведомство защиты окружающей среды, ведомство по добыче и переработке нефти и газа и др.

В России еще не накоплен достаточный опыт поддержки и регулирования предпринимательской деятельности. Правда, в последнее время в системе государственного аппарата создаются со­ответствующие органы. Так, например, была создана Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Правительстве Россий­ской Федерации. Ее цель - создание механизма регулирования фондового рынка. Комиссия призвана стать гарантом защиты ин­тересов акционеров, а также предотвращения злоупотреблений на фондовом рынке. Активизирует свою деятельность в последнее время и Антимонопольный комитет.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: