Прямой государственный контроль за корпоративной деятельностью




Согласно законодательству Российской Федерации государст­во само может иметь в собственности предприятия, которые на­зываются унитарными, и заниматься предпринимательской дея­тельностью. Управление этими предприятиями возлагается на ис­полнительные органы Российской Федерации либо на исполни­тельные органы ее субъектов. Доля государственной собственно­сти пока еще довольно велика и ее дальнейшее уменьшение является первоочередной задачей на современном этапе. Владея предприятиями, государство само же и контролирует их деятель­ность. Однако в своем деле нельзя быть судьей. Именно это приво­дит к неэффективности государственной формы собственности. И тем не менее приходится констатировать, что одним из основных видов контроля за бизнесом остается пока владение пpeдпр­иятиями и организация их деятельности. Унитарные предпри­ятия доминируют на транспорте, в энергетике, в добывающей про­мышленности, в сфере информатики, связи, космоса, обороны и т. п.

Другой вид прямого контроля государства за бизнесом - контроль за размещением и строительством предприятий. Отли­чительной чертой производственного строительства является то, что его продукция (здания, сооружения) неподвижна и используется в основном там, где и производится. В сфере бизнеса действует механизм саморегулирования, и если бизнесменом допущена ошибка в размещении своего производства; она будет в конечном счете исправлена: продукция предприятия не найдет спроса и оно обанкротится. Но жертв как со стороны предпринимателей, так и со стороны людей, вовлекаемых ими в производство, можно избе­жать при условии, что государственные органы, располагающие большей, чем бизнесмены, информацией, будут контролировать размещение предприятий. Это позволит государству одновремен­но осуществлять структурную политику, регулировать террито­риальные пропорции, заботиться о развитии инфраструктуры, о социальной политике и т. д. Другое дело - как, какими методами осуществлять этот контроль: жесткими (выдача лицензий, разре­шений на строительство, заключение контрактов со строительны­ми фирмами и т. п.) или мягкими (дача рекомендаций на размеще­ние производств и др.).

Государство может контролировать бизнес и путем финансо­вого участия, а также финансовой помощи. Это могут быть собст­венные капиталовложения (они, как показывает практика, глав­ным образом направляются на развитие инфраструктуры), а так­же дотации, инвестиции, выдаваемые как частному сектору, так и государственным предприятиям. Однако дотационная, инвестици­онная политика должна тщательно продумываться, и не только ответственными за это органами, но и научными коллективами, с перепроверкой их рекомендаций независимыми экспертами.

Прямая обязанность государства - осуществление экологиче­ского контроля за корпоративной деятельностью. Он может вклю­чать в себя следующие действия: непосредственное осуществле­ние государством мер природоохранительного характера, эконо­мическое стимулирование и поддержка природоохранительной деятельности предприятий частного сектора (выдача субсидий, займов, кредитов на эти цели по пониженным процентам, предос­тавление налоговых льгот и т. д.), нормативное регулирование при­родоохранной деятельности (установление экологических норма­тивов, ограничений, платежей за загрязнение окружающей среды, штрафов за нарушение природоохранного законодательства и др.) и наконец, практическая реализация этих норм (инспектирование предприятий, наложение штрафных санкций).

Санитарный контроль - контроль за производственной безо­пасностью труда - один из видов прямого контроля государства сферой предпринимательства. Особое внимание здесь должно быть уделено решению вопроса о субъектах контроля. С одной стороны, их должно быть много, по крайней мере, следует избе­жать ситуации, когда один орган монополизирует тот или иной участок контроля, как это имеет место с санитарным надзором, полностью находящимся в руках санитарно-эпидемиологических органов: монопольное решение не всегда идет на пользу делу. С другой стороны, ведомственная разобщенность в контроле тоже может стать своего рода тормозом. Пример тому - производст­венный травматизм - предмет совместного ведения Министерст­ва экономики, если предприятие входит в его подчиненность, Ми­нистерства труда, прокурорского надзора, а также надзора со сто­роны профсоюзных органов. Хотя наблюдающих инстанций много, положение дел в этой области далеко не благополучное.

В одном ряду с экологическим, санитарным контролем стоит и пожарный надзор, осуществляемый специальным органом, входя­щим в систему МВД. Нельзя недооценивать его роль в нашей стране, где основную массу производственных фондов составляют государственные предприятия, а также корпорации, в которых государство принимает основное участие, и убытки, возникающие ох пожаров, сказываются на богатстве, принадлежащем всему об­ществу. В странах с рыночной экономикой о сохранности своего имущества заботятся прежде всего собственники предприятий.

Государство контролирует качество продукции, особенно пищевой и медикаментов. Высокое качество продукции и услуг повы­шает жизненный уровень населения, всегда связано с обновлением продукции и совершенствованием производства, ростом его эффек­тивности. Бывает, что корпорация выпускает и некачественный то­вар. И хотя справедливо считается, что покупатель - лучший кон­тролер и плохой товар он брать не будет, при существующем то­варном голоде корпорация вполне способна реализовывать некаче­ственную продукцию. Даже заплатив штраф, она имеет возможность сбыть ее по другим каналам и с лихвой перекрыть размер штраф­ных санкций. Поэтому контроль за качеством продукции лучше осу­ществлять путем выдачи подтверждающих стандарт свидетельств, лицензий на выполнение того или иного вида деятельности.

Лицензии используются не только во внутренней, но и во внешней торговле. Это - получаемые от государственных органов специальные разрешения на ввоз, вывоз, транзит определенного количества товаров, свободное перемещение которых не допуска­ется. Российская специфика такова, что пока чаще выдаются ли­цензии на вывоз природных ресурсов.

При осуществлении контроля за качеством продукции, а также экологического, санитарного, пожарного контроля есть опас­ность блокирования научно-технического развития. Прямые запреты, установление усложненной процедуры опробования новинок ведут к увеличению их стоимости и невыгодности внедрения. Указанные виды надзора выступают тормозом и тогда, когда в регу­лирующих их нормативных актах содержатся противоречия, не_ ясности, излишне жесткие стандарты и т. п. Одним словом, здесь необходимо точно знать меру.

В качестве одного из видов прямого контроля государства за корпоративной деятельностью можно назвать установление трудового и социального законодательства. Успех предпринимательства во многом зависит от внутренних ресурсов человека - его творческого потенциала, способности к изобретательству, гибкости управления ею, а также от правового положения и социального обеспечения работника. Но принадлежат эти человеческие ресурсы всему обществу, поэтому к ним необходимо относиться бережно, Вот почему в нормах права устанавливаются пределы в использовании рабочей силы: минимальные заработная плата и отпуска, максимальный рабочий день, ограничения на право увольнения работников, обязанность выплаты денежных компенсаций, пособий по случаю нетрудоспособности. В этом же ряду следует отметить и установление квот приема на работу инвалидов, охрану труда жен­щин, подростков, соблюдение правил техники безопасности.

Антимонополънъьй контроль - важный аспект прямого го­сударственного регулирования. Сложность его осуществления за­ключается в том, что само государство является у нас главным монополистом, имеет в собственности гигантские предприятия, порой единолично обеспечивающие потребителей той или иной продукцией. Основная масса государственных предприятии такнсе может быть названа монополистами, поскольку доля их продук­ции или услуг на рынке нередко превышает 35% (см. ст. 4 Закона Российской Федерации от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рын­ках»). К таковым относятся предприятия металлургические, ма­шиностроительные и др. Но разве не является монополистом те­левизионная мастерская или фабрика химчистки, единолично или с помощью сети своих филиалов выполняющая соответствующие услуги для жителей всего города, разве два или три хлебозавода, существующие в городе, не могут договориться о цене отпускае­мого хлеба? И так почти во всех сферах жизнедеятельности.

В условиях товарного голода, плохого транспортного обслу­живания, ненадежности регулирования торговли даже самый ма­лый производитель, а то и просто спекулянт может стать монопо­листом на местном рынке. Покупатели берут все, что им предла­гают, по любой цене и любого качества, тем более что рубль значительно уступает в стабильности доллару. Поэтому пока доля государственной собственности не снизится и окончательно не ус­тупит свое место частной собственности, все разговоры об анти­монопольном контроле для нас будут иметь теоретическое значение.

Не случайно и Закон, о котором идет речь, имеет во многом декларативный характер и на практике применяется редко: государству нет смысла штрафовать или возлагать материальную от­ветственность при осуществлении процедуры банкротства на са­мого себя.

В странах же с развитой рыночной экономикой за нарушение антимонопольного законодательства суды применяют суровые санк­ции: налагают огромные штрафы, выносят решения о ликвидации (роспуске) фирм, предписывают продажу составных частей кор­пораций, запрещают слияние предприятий и т. д. Сурово карается и осуществление антиконкурентных форм борьбы. Недобросовестным поведением конкурентов, согласно закону ФРГ 1957 г. «О запрете ограничений конкуренции», признается:

- воздействие на клиента путем обмана и введения в заблуждения недостоверной информацией;

- подделка чужих товарных знаков;

- доставка незаказанных товаров, ставящая получателя в не­приятное и затруднительное положение;

- сравнительная реклама с элементами критики в адрес кон­курента, когда под видом объективности информации реклами­рующий присваивает себе право быть своим собственным судьей; - утверждение, распространение сомнительных сведений о конкуренте;

- бойкот, т. е. происходящее по инициативе третьих лиц изо­лирование хозяйственного субъекта от привычных деловых отно­шений;

- сбивание цен при разрешенных законом единых картель­ных ценах, к примеру на книги и журналы.

Западные страны настолько преуспели в деле борьбы с моно­полизмом, что там раздаются голоса, что пора бы поумерить пыл этой сфере. Причина состоит в том, что повышение качества товаров все более зависит от внедрения сложных научных идей, требующих крупного производства. Запреты же приводят к тому, что либо производства перемещаются в другие страны, либо но­винки не внедряются вообще. Однако знания очень мобильны и легко пересекают границы, да и вообще могут быть воспроизведе­ны в любой стране. Это обстоятельство следует иметь в виду на будущее и нам в процессе совершенствования антимонопольного контроля в России.

Контроль за ценами государство также может взять на себя, Но практика регулирования цен ушла в прошлое. Стало ясно, что такой контроль просто отодвигает повышение цен на более позд­ний период и порождает открытые и скрытые формы инфляции. Здесь целесообразнее использовать политику доходов, к примеру устанавливать максимальные пределы роста цен и заработной платы. Высказываются предложения и о замораживании цен и зарплат. Все это во власти государства, тем не менее экономисты должны просчитать, будет ли ощутимый эффект от подобных мер,

Однако есть области деятельности, в которых государство обя­зано не просто контролировать, но и регулировать цены: транс­портные тарифы, тарифы на связь, коммунальные услуги, продукция топливно-энергетического комплекса и многое другое. Об этом говорит опыт всех стран с рыночной экономикой.

Ответственность перед вкладчиками. Россию не обошла сто­роной и такая болезнь рыночной экономики, как манипулирование инвестициями. Финансовые пирамиды - это один из способов мо­шенничества, при котором деньги, полученные от более поздних вкладчиков, используются для выплаты долгов ранним инвесторам. Дело по защите интересов вкладчиков уже сдвинулось с места: принято постановление Правительства о создании соответствующей государственной структуры - Комиссии по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках при Президенте Российской Феде­рации. Однако финансовый механизм защиты пока не отработан. Хо­рошо, если бы это было сделано н самое ближайшее время.

Из вышеназванных направлений, по которым осуществляется прямое государственное регулирование, следует, что государство и бизнес - не противники и тем более не враги, как это может показаться на первый взгляд. Одна из целей государства заключа­ется в том, чтобы способствовать процветанию бизнеса, поскольку от успехов корпораций зависит процветание города, района и стра­ны в целом.

 

Заключение

 

Таким образом, видно, что государство и бизнес - величины взаимосвязанные и взаи­мозависимые.

Государственное регулирование экономики в рыночном хо­зяйстве - это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособлении существующей социально-эко­номической системы к изменяющимся условиям.

Итак, разные подходы позволяют по-разному объяснить объ­ективно существующий процесс государственного регулирования экономики, который с развитием общества становится все более интенсивным.

Государственное регулирование может быть как положитель­ным фактором, так и отрицательным, замедляющим процесс со­циального развития, подавляющим интерес производителей к высокоэффективной деятельности. За нарушение этих запретов предусматривались соответствующие санкции: потеря репутации надежного партнера по меж­дународным соглашениям, что чревато издержками экономическо­го, политического характера; отказ в защите дипломатического представительства (т. е. правительства) за рубежом; отказ в получении субсидий и др.

Прямая обязанность государства - осуществление экологиче­ского контроля за корпоративной деятельностью. При осуществлении контроля за качеством продукции, а также экологического, санитарного, пожарного контроля есть опас­ность блокирования научно-технического развития.

Как видим, прямой контроль государства над корпоративной деятельностью достаточно обширен и оправдан, так как сферы, на которые он распространяется, затрагивают жизненно важные об­щественные интересы. И именно те страны, где государственный патернализм был выше, осуществили переход к рыночной эконо­мике с гораздо большей легкостью, поскольку там использовались более мощные инструменты.

 

Список литературы

1. Конституция РФ, принятая общенародным голосованием 12. 12. 1993 г.

2. Конашина Т. В. Корпоративное право, М.: Юристъ, 2005. – 378 с.

3. Карнеги Д., Питер Л., Паркинсон С., Блох А. Ваше преуспевание в ваших руках. М., 1993. С. 279.

4. Катин В. Свободное общество защищается // Независимая газета. 1993. 18 авг.

5. Фридман Л. Введение в американское право. М., 1992. С. 97-98.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: