Одно из лидирующих мест среди основных проблем занимает и недостаток квалифицированных специалистов по социальным вопросам. Проблема базовой подготовки социальных работников разных уровней для сферы социального обслуживания ВИЧ инфицированных и членов их семей требует отдельного рассмотрения.
Большинство руководителей считает, что им требуются дополнительные знания и навыки по оказанию социальной помощи ВИЧ инфицированным. Многие лишь ощущают такую потребность, но не могут конкретизировать, какого рода знания они хотели бы получить (ответы типа «любые», «общего плана»), некоторые нуждаются в дополнительном образовании по социологическим дисциплинам (в частности, «методы социологических исследований») и технологиям социальной работы с группами рискованного поведения (в первую очередь, с наркозависимыми). Следует подчеркнуть, что из анализа, проведенных с руководителями интервью, можно сделать вывод, что последние также нуждаются в знаниях, прямо не связанных с проблемами СПИДа, и прежде всего в знаниях управленческого характера, в частности из области социального менеджмента и социального планирования.
Представляется, что в настоящее время существует острая необходимость создания на базе ведущих образовательных центров страны постоянно действующей системы подготовки кадров и повышения квалификации, адресованной как рядовым работникам, так и руководителям служб, действующих в области социальной помощи ВИЧ инфицированным и в сфере профилактики СПИДа.
То есть, можно сделать вывод, что на сегодняшний день в России не существует плановой подготовки социальных работников для работы с ВИЧ инфицированными и членами их семей. И более того, бытует мнение, что сегодняшние студенты не пойдут работать в эту далее не престижную сферу.
|
С целью прояснить этот вопрос был проведен опрос среди студентов 2, 3, 4, и 5 курсов отделения социальной работы факультета социологии СПбГУ. Всего на вопросы ответили 69 человек. Большинство студентов (более 50 % опрошенных) уже сегодня в той или иной степени готово работать в области профилактики СПИДа, при этом 39 % опрошенных видят для себя возможным работать непосредственно с ВИЧ инфицированными; категорически отказываются работать в сфере социального обслуживания ВИЧ инфицированных 8 % студентов, из них 5 % не считают для себя возможным работать в области профилактики СПИДа в целом.
Среди видов деятельности, которые будущие специалисты по социальной работе рассматривают как приемлемые для себя, лидирующее место занимает психологическая помощь и консультирование (43,7 %); кроме того, для них привлекательна деятельность по организации правовой помощи (38 %), социальной реабилитации ВИЧ инфицированных и членов их семей (25,4 %), организации материальной помощи для этой группы, а также по уходу за детьми и организации групп самопомощи ВИЧ инфицированных (по 18,3 %).
У студентов, готовых связать свою профессиональную деятельность с профилактикой СПИДа, интерес вызывает работа со СМИ, организационная работа, деятельность по пропаганде безопасного секса и научно-исследовательская работа.
Среди причин нежелания работать в рассматриваемой сфере - отсутствие интереса к теме СПИДа, страх заразиться, высокие эмоциональные затраты. Вызывает тревогу, что существует, хотя и очень незначительная часть респондентов (всего 1 %), которая полагает, что СПИД не является важной для общества проблемой.
|
Среди факторов, которые могли бы привлечь будущих специалистов к деятельности, связанной с проблемами ВИЧ/СПИДа, на первом месте - хорошее материальное вознаграждение, а на втором, вопреки распространенному мнению, что новое поколению чрезвычайно меркантильно, оказались чувство долга и другие моральные факторы. Достаточно значительная часть студентов (18 %) рассматривает такого рода деятельность как возможность сделать профессиональную карьеру.
Вывод, следующий из полученных данных, заключается в том, что значительная часть завтрашних работников социальной сферы готова связать свою профессиональную деятельность с социальным обслуживанием ВИЧ инфицированных и профилактикой ВИЧ/СПИДа, но сегодня они в стенах учебных стенах не получают необходимой теоретической и практической подготовки. Подготовка социальных работников для работы в области профилактики СПИДа требует междисциплинарного подхода. Помимо овладения основными методами и технологиями социальной работы (такими как кризисное вмешательство, проблемно-ориентированный подход, ситуационная работа, работа с семьей и др.), студенты должны получить, как уже говорилось выше, знания и навыки по широкому спектру социологических и психологических дисциплин применительно к работе с ВИЧ инфицированными и больными СПИДом, по эпидемиологии СПИДа, основам законодательства, связанного со СПИДом, и др. Отдельного внимания требуют этические проблемы работы с данной категорией клиентов и овладение методами, направленными на сохранение психического здоровья самих работников данной сферы.
Очевидно, что проблемы подготовки специалистов для работы с ВИЧ инфицированными и в области профилактики СПИДА связаны не только с созданием новых учебных планов и изменением действующих образовательных стандартов по социальной работе, это в значительной степени финансовые, организационные и др. вопросы, но, столь же очевидно, что в условиях эпидемии СПИДа общество нуждается в высококвалифицированных кадрах данной специализации.