Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции.




Показатель 2009г. 2010г. Отклонение
Полная себестоимость товарной продукции, тыс. руб. 6047,0 15386,0 +9339,0
Товарная продукция, тыс. руб. 7012,0 19986,0 +12974,0
Затраты на 1 рубль товарной продукции, тыс. руб. 0,9 0,8 -0,1

Затраты на 1 рубль:

2009г. Зна 1 руб. = Себ. / ТП = 6047,0 / 7012,0 = 0,862 руб.

2010г. Зна 1 руб. = Себ. / ТП = 15386,0 / 19986,0 = 0,770 руб.

Затраты на 1 рубль товарной продукции меньше единицы значит предприятие работает эффективно с прибылью. Более того надо отметить, что затраты в 2010г. меньше затрат в 2009г. на 9 копеек.

Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в виде таблицы (табл. 14).

 

Таблица 14.

Анализ динамики прибыли

Показатель   2004г. 2005г. Отклонение
Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.     +3635
Выручка от продажи продукции, тыс.руб.     +12974
Себестоимость товарной продукции, тыс.руб.     +9339

 

Как видно из таблицы, рост прибыли от реализации на 3635 тыс. руб. вызван увеличением выручки от продажи продукции на 12974 тыс. руб. Однако примерно в тех же пропорциях увеличились и расходы. Следовательно, дальнейшее сокращение затрат на производство и реализацию продукции является основным резервом роста прибыли от продаж. Условная сумма резерва равна 9 339 тыс. руб. (15 386 – 6 047). Для дальнейшего анализа можно применить факторный анализ прибыли.

Задачей факторного анализа является определение влияния на конечный финансовый показатель отдельных его составляющих. Основными факторами, влияющими на прибыль от реализации продукции, являются, прежде всего, количество реализованной продукции и цена продажи, и расходы (себестоимость).

Сначала рассмотрим влияние на прибыль от продаж, цены, а затем рассчитаем влияние на прибыль изменения физической массы проданной продукции.

При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции. На основании прайса цен 2004г. и 2005г. составим таблицу изменения цен и определим процент изменения цен (таблица 15).

По данным таблицы видно, что повышение цен в 2005 году по сравнению с 2004 годом произошло на 14,5%. (305/2105*100).

Тогда индекс цены Jц =

Для ОАО «НЧШК» выручка от продажи в 2005 году в сопоставимых ценах будет равна

В′ = тыс. руб.

 

Таблица 15

Таблица изменения цен ОАО «НЧШК»

Наименование Цена руб. 2009г. Цена руб. 2010г. Отклонение
Арахис в шоколаде 45,00 50,00 +5
Арахис в йогурте 45,00 50,00 +5
Бразильский орех в йогурте 145,00 170,00 +25
Бразильский орех в шоколаде 150,00 180,00 +30
Грецкий орех в йогурте 120,00 140,00 +20
Грецкий орех в шоколаде 125,00 145,00 +20
Кедровый орешек в йогурте 150,00 180,00 +30
Кедровый орешек в шоколаде 160,00 180,00 +30
Кешью в йогурте 130,00 150,00 +20
Кешью в шоколаде 140,00 160,00 +20
Миндаль в йогурте 145,00 170,00 +25
Миндаль в шоколаде 150,00 180,00 +30
Фундук в йогурте 145,00 170,00 +25
Фундук в шоколаде 150,00 180,00 +30
       
Итого:     +305
       

 

Следовательно, выручка от продажи продукции в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась за счет роста цены на 2 607 тыс. руб., а за счет увеличения количества реализуемой продукции на 10367 тыс. руб. Общий прирост выручки составил +12 974 тыс. руб.

∆Вц 1 - = В1= 19 986 - 17 379 = +2 607 тыс. руб.

∆Вкол-во товаров = В0 = 17 379 – 7 012 = +10 367 тыс. руб.

 

Расчет влияния фактора «Цена»

Для определения степени влияния изменения цены на изменение суммы прибыли от продажи необходимо сделать следующий расчет:

Таким образом, прирост цен на продукцию в 2005году по сравнению с 2004годом в среднем на 14,5% привел к увеличению суммы прибыли от продажи на 359,77 тыс. руб.

 

Расчет влияния фактора «Количество проданной продукции»

Влияние на сумму прибыли от продажи (ПП) изменения количества проданной продукции можно рассчитать следующим образом:

 

где - изменение прибыли от продажи под влиянием фактора

«количества проданной продукции»;

и - соответственно выручка от продажи в 2005 (1) и в 2004

(0) периодах;

- показатель, изменение выручки от продажи под влиянием цены;

- рентабельность продаж в 2004г. (965/7012*100).

Таким образом, влияние количественного фактора получилось положительным, т.е. в результате увеличения объема полученной выручки в сопоставимых ценах сумма прибыли от продажи увеличилась на 1430,65 тыс. руб.

Расчет влияния фактора «Себестоимость проданной продукции».

где УС1 и УС0-соответственно уровни себестоимости в 2003 и в 2002году.

Затраты – это факторы обратного влияния по отношению к прибыли. Если посмотрим таблицу 10, то увидим, что себестоимость в 2003 году увеличилась на 9 339 тыс. руб., но ее уровень по отношению к выручке снизился на 9,2%. Поэтому экономия привела к увеличению суммы прибыли от продажи на 1 844,5 тыс. руб.

 

Таким образом, можно обобщить влияние факторов, воздействующих на прибыль от продажи в 2005г. Данные представлены в таблице 16.

 

Таблица 16

Сводная таблица влияния факторов на прибыль от реализации отчетного периода

Показатели-факторы Сумма, тыс.руб.
1.Количество проданной продукции (работ, услуг) +1 430,7
2.Изменение цен на реализованную продукцию +359,8
3. Себестоимость товарной продукции, тыс.руб. +1844,5
Совокупное влияние факторов +3635,0

 

Для анализа показателей рентабельности объема продаж ОАО «НЧШК» составим таблицу 17.

 

Таблица 17

Расчет рентабельности объема продаж

Показатели 2009год 2010 год Отклонения (+ или -)
1.Выручка от реализации продукции (объем продаж), тыс. руб.       +12974
2.Себестоимость реализации продукции (включая управленческие расходы), тыс. руб.       +9339
3.Прибыль от реализации продукции, тыс.руб.     +3635
4.Рентабельность объема продаж (стр. 3/стр.1*100), % 16,0 29,9 +13,9

Расчет влияния изменения цены и себестоимости продукции определяется методом цепных подстановок.

Расчет изменения рентабельности продаж за счет роста выручки от реализации (∆ВР):

Расчет изменения рентабельности продаж за счет увеличения себестоимости реализации продукции

Глава 3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: